Исполняющий обязанности главы Приморского края Владимир Миклушевский констатировал, что паром «Георг Отс», который несколько месяцев разыскивали краевые власти, обнаружился распиленным на металлолом в Китае.
Мы внимательно следим за краевой собственностью, все материалы по этому делу переданы в правоохранительные органы
«То, что произошло с паромом «Георг Отс», – банальное мошенничество. Мы внимательно следим за краевой собственностью, все материалы по этому делу переданы в правоохранительные органы. Они установят виновных и накажут их по закону», – заявил глава региона, слова которого приводит пресс-служба краевой администрации.
«Отдали этот теплоход в аренду российской компании, это была законная сделка. А та его незаконно сдала китайской компании», – пояснил чиновник.
По его словам, сейчас предположительные виновники скрываются от следствия.
Напомним, «Георг Отс» прибыл во Владивосток к саммиту АТЭС, чтобы выполнять функции плавучей гостиницы. Судно было передано с федерального баланса в краевой в 2011 году, из краевого бюджета было выделено 200 млн рублей на его реконструкцию. В апреле 2012 года на судоремонтном заводе во Владивостоке произошла авария, в результате которой в корпусе судна появилась пробоина размером в полметра и пострадали лопасти винтов. На ремонтные работы было потрачено 60 млн рублей также из краевого бюджета.
Как сообщили в среду в краевой администрации, после передачи в собственность региону судно было закреплено на правах хозяйственного ведения за КГУП по эксплуатации недвижимости Приморского края «Госнедвижимость». В 2012 году оно было передано в аренду ООО «Техноморин» сроком на два года. В январе 2013 года эта компания заключила договор «суббербоут» – фрахтование судна без экипажа – с китайской фирмой, после чего паром ушел в КНР.
В то же время у «Техноморин» возникла крупная задолженность за аренду судна. В судах были выиграны дела о взыскании, задолженности по аренде и возвращению судна собственнику, но эти решения не были выполнены, поскольку ответчика найти не удалось. Пропало и само судно. В последний раз его видели на судоверфи Asia Pacific Dockyard (Китай), где его должны были переоборудовать в соответствии с международными требованиями.
По данным PrimaMedia, уставный капитал компании, которой паром был передан в аренду, – 12 тысяч рублей. «Безусловно, такой небольшой уставный капитал должен был насторожить специалистов при заключении договора. А кроме того, договор должен быть оценен со стороны бюджетного и юридического департаментов», – заявил агентству депутат Законодательного собрания Приморского края Владимир Беспалов.
Из материалов Арбитражного суда Приморского края следует, что КГУ «Госнедвижимость» заключило договор аренды на период с 14 декабря 2012 года по 14 декабря 2014 года по цене 357,8 тыс. рублей в месяц. Однако арендную плату фрахтователь ни разу не выплачивал.
ООО «Техноморин» зарегистрировано в Чувашии в 2009 году, основным видом деятельности заявлено строительство дорог, аэродромов и спортивных сооружений. Учредителем компании на момент заключения договора аренды являлась Юлия Осипова, позднее сменившая фамилию на Гилеву. После нее владельцем ООО стал Сергей Гилев, а затем – Андрей Юдинцев. Гилевой в настоящее время принадлежит белгородское ООО «Виван», специализирующееся на оптовой торговле. Возглавляет «Виван» Сергей Гилев. Он заявляет, что действительно возглавлял «Техноморин» на момент заключения договора, однако около года назад продал компанию.
По его словам, «Георг Отс» был передан в субаренду китайской компании с разрешения собственника – КГУ «Госнедвижимость». При этом арендная плата в течение первых месяцев действия договора вносилась исправно.
«По условиям договора всю арендную плату до копейки вносили с самого начала и где-то до июня или июля. Потом субфрахтователь перестал платить, мы предупредили об этом «Госнедвижимость». Как только началась проблема, пытались ее решить совместными усилиями, но потом ситуация зашла в тупик. Мы понесли большие убытки, платили зарплату экипажу, обеспечивали решение всех вопросов», – сказал он «Интерфаксу».
«Китайская компания планировала использовать судно, насколько я помню, на маршруте Гонконг – Тайвань», – сообщил Гилев.
Морской паром «Георг Отс» был построен в Польше в 1979 году. С 1980 по 2000 год обслуживал маршрут Таллин – Хельсинки. В 2002 году продан России и с 2003 года обслуживал маршрут Балтийск – Санкт-Петербург. На Дальний Восток паром перебазировался в 2010 году, став первым в истории пассажирским судном-неледоколом, прошедшим Северный морской путь.
Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает произошедшее хищением с признаками мошенничества. «Самое главное, что без халатности как минимум подобные аферы не проворачиваются. Иногда это не просто халатность, а коррупционные отношения», – сказал Кабанов газете ВЗГЛЯД.
По его словам, зачастую в похожих ситуациях происходят случаи сговора с определенными чиновниками на различных уровнях. «На любом уровне коррупционный бизнес, где крутятся большие деньги, имеет под собой межведомственные и бизнес-отношения», – подчеркнул эксперт.