Военной полиции, созданной недавно в структуре Вооруженных сил России, переданы функции дознания, сообщил в среду глава Минобороны Сергей Шойгу.
Новым направлением деятельности военной полиции является осуществление полномочий органа дознания
«Новым направлением деятельности военной полиции является осуществление полномочий органа дознания. Это позволит повысить качество раскрытия преступлений за счет проведения неотложных следственных действий военными полицейскими с высшим юридическим образованием», – приводит ИТАР-ТАСС слова министра.
Он отметил, что в истории современной российской армии структура военной полиции была сформирована впервые.
«Создание военной полиции позволяет более успешно решать задачи, направленные на снижение уровня преступности в армии, и способствует повышению качества боевой подготовки военнослужащих за счет освобождения личного состава от выполнения несвойственных задач», – сказал министр.
Начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны Игорь Сидоркевич в интервью АиФ, вышедшем в среду, так рассказал о дознавательных функциях его подчиненных: «Достаточно давно сложилась такая практика: командир части назначает дознавателем кого-то из строевых офицеров – естественно, без юридического образования. Вот он, бедняга, и изображает из себя Глеба Жеглова, как умеет.
Пока что военная полиция контролирует таких дознавателей и подсказывает им какие-то тонкости, а в перспективе все расследования в Вооружённых силах полностью перейдут к военной полиции. Этим мы освободим офицеров от несвойственных им функций. С этой точки зрения создание военной полиции полностью укладывается в русло нынешней военной реформы, суть которой в том, что каждый в Вооружённых силах должен заниматься своим делом», – сказал он.
#{weapon}Сидоркевич не упомянул еще об одной стороне вопроса: традиционно любое происшествие в части, тем более чрезвычайное, чревато серьезными проблемами для командира, который является ответственным за все. Поступок одного из подчиненных может в одно мгновение сломать карьеру, которая выстраивалась десятилетиями. Логично, что командир как никто другой был заинтересован в том, чтобы сор не был вынесен из избы, и, как правило, о ЧП становилось известно, только когда происходило что-то непоправимое, чего никак нельзя было скрыть.
«Зачастую, когда командир поручает одному из офицеров провести дознание, то оно проводится субъективно, в интересах командования, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД председатель Общероссийского профсоюза военнослужащих Олег Шведков. – Военная полиция способна проводить независимое дознание и определять, совершено ли преступление, и передавать дела военным следователям и затем в военную прокуратуру».
«Произошло, условно говоря, какое-нибудь преступление. Назначили дознавателя. И вот сидит командир и думает: «Я привлеку их к ответственности, а потом меня накажут». А сейчас военный полицейский проводит дознание и независимо от желания командира», – добавил он.
Напомним, формирование военной полиции в Минобороны началось в ноябре 2012 года, и до конца этого года оно должно быть полностью завершено. Все структуры управления военной полиции уже созданы, включая главное управление, территориальные органы и порядка 140 комендатур.
Закон о военной полиции был принят Госдумой 24 января и подписан президентом 4 февраля. Документом внесены изменения в законодательство по вопросам деятельности военной полиции ВС РФ, установлены основы организационной структуры военной полиции и ее деятельности.
В законе об обороне прописывается, что военная полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в ВС России, для противодействия преступности, обеспечения в армии законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, а также в пределах своей компетенции – для защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны. Зафиксировано, что руководство военной полицией осуществляет министр обороны России.
Первоначально говорили, что военная полиция возьмет на себя и некоторые функции военно-следственных органов СК и будет вести следствие по некоторым делам, однако поправки, которые были внесены в Уголовно-процессуальный кодекс, наделили ее полномочиями только органа дознания, что позволит проводить неотложные следственные действия и принимать процессуальное решение по совершенным воинским преступлениям. Расследование преступлений небольшой и средней тяжести, проведение оперативно-розыскной деятельности остаются в компетенции военной прокуратуры, военно-следственных органов и ФСБ.
Военные полицейские получат право оцеплять или блокировать территории воинских частей и военных городков. Надзор за деятельностью военной полиции будет исполняться генеральным прокурором РФ и подчиненными ему военными прокурорами. Финансирование будет осуществлять непосредственно Минобороны.
В Советской армии командир подразделения или части мог своим решением отправить подчиненного на гауптвахту. В постсоветское время эта практика была отменена как нарушающая права человека. После упразднения гауптвахт у командиров не осталось никаких законных методов воздействия на нарушителей дисциплины, и масштабы казарменного хулиганства стали зашкаливать. Относительный порядок был в подразделениях у командиров, обладающих реальным авторитетом у подчиненных. Остальные либо поддерживали дисциплину с помощью кулаков, либо закрывали глаза на казарменное хулиганство. Позднее гауптвахту вернули, но в армии демократической России отправить туда солдата приказом стало нельзя: логика в том, что никто, кроме суда, не имеет права лишить человека свободы. По новым правилам командир должен обратиться в суд, и только тот через какое-то время может назначить провинившемуся солдату арест. Учитывая, что между проступком и наказанием могут пройти месяцы, командиры, как правило, к этой процедуре не прибегали.
«Поскольку на сегодняшний день права командира в вопросах наказания подчиненных значительно ущемлены, то есть реально наказать они никак не могут, то нужен, конечно, какой-то орган, который мог бы пресечь поступки, нерадивые действия отдельных военнослужащих. Например, в казарме пьяный хулиган. Как его остановить? Командир ничего не имеет права с ним сделать. Военная полиция может применять спецсредства, и у нее есть специальные помещения, где этого военнослужащего можно изолировать от остального личного состава», – отметил Олег Шведков.
Он обратил внимание, что военная полиция будет также осуществлять определенные функции по поддержанию порядка внутри воинских частей и на территориях военных городков. По его мнению, поскольку военные полицейские будут патрулировать с оружием, это будет приводить к тому, что в районе или регионе будет улучшаться криминогенная обстановка.