Пастырская поездка патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Киев и по украинским епархиям Русской православной церкви пока не планируется, сообщили в пятницу в Синодальном информационном отделе.
Независимо от того, что патриарх будет говорить, на него будут набрасываться националисты
Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил газете ВЗГЛЯД, что визита в ближайших планах нет, и добавил: «Хотя многие люди, с которыми я говорил, люди, живущие в разных областях Украины, искренне и горячо хотят, чтобы патриарх почаще к ним приезжал».
«Визит святейшего патриарха в ту или иную епархию всегда зависит от того, насколько верующие люди стремятся принять участие в его богослужении, – отметил Чаплин. – И практически во всех местах, где встречают Его Святейшество, такое пожелание очень велико, даже в тех случаях, когда какие-то группы выступают против».
На днях появились сообщения о том, что Священный синод Украинской православной церкви Московского патриархата может пригласить патриарха на церковные торжества по случаю Дня крещения Руси, который по традиции отмечается 28 июля (или 15 июля по старому стилю).
Такие визиты предстоятеля РПЦ на Украину всегда (и особенно в последние годы) были неотъемлемой частью церковной жизни – например, в августе прошлого года патриарх Кирилл провел в Киеве заседание Святейшего синода РПЦ, отслужил молебен на Соборной площади Киево-Печерской лавры и возложил цветы к могиле Неизвестного солдата и к памятнику жертвам голодомора.
«Ищут врагов там, где их нет»
«Мы всячески способствуем развитию духовности в Херсоне, но боюсь, что сейчас патриарх Кирилл никакого отношения к духовности не имеет. Если коротко: господин Кирилл, вас здесь не ждут. Нам очень не хотелось бы видеть агрессора на нашей земле», – заявил градоначальник. Николаенко считает, что «господин Кирилл как глава РПЦ благословляет агрессию Российской Федерации против нашей страны и является главным пропагандистом воображаемого «русского мира», за который сейчас умирают чеченцы и русские на Востоке Украины». Мэр добавил, что не знает, «сколько господину патриарху нужно охраны для обеспечения безопасности», и «пошутил», заметив, что «в городском исполкоме кончилась лицензия на «Фотошоп» и будет трудно дорисовывать на фото патриарху Кириллу паству».
О нежелательности визита патриарха накануне заявили и в украинском министерстве культуры – в не столь грубом, как в случае с мэром Херсона, но тем не менее оскорбительном тоне. «Упомянутый визит во время российской военной агрессии, осуществляемой против Украины, является нежелательным, провокационным и политически ангажированным», – объявил глава департамента по делам религий и национальностей минкульта Владимир Юшкевич. Чиновник утверждает, что приезд патриарха Кирилла «может породить лишь волну межконфессионального противостояния, а потому возможен лишь после прекращения агрессии России и возвращения всех ею захваченных украинских территорий». Пристрастия самого Юшкевича очевидны – известно, что свою кандидатскую работу по украиноведению он посвятил роли униатской Греко-католической церкви в жизни украинской диаспоры в Америке.
«Директор департамента по делам религий и национальностей министерства культуры, выступающий против визита уважаемого во всем мире религиозного лидера в свою страну, – это нонсенс. Этому чиновнику, видимо, нужно перейти работать в политический сыск, если он одержим идеей поиска врагов там, где их нет», – прокомментировал демарш представителя минкульта Украины глава информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.
Неудивительно, что против визита патриарха Кирилла выступили не только чиновники «новой власти», но и религиозные деятели, выступающие за создание украинской поместной церкви, независимой от Москвы. Украинская православная община с начала 1990-х годов пребывает в расколотом состоянии. Помимо канонической Украинской православной церкви, подчиняющейся Московскому патриархату, на Украине (в основном в ее западных и центральных областях) действуют структуры, не признанные ни одной из поместных церквей. Самые крупные из них – Украинская автокефальная православная церковь и «Киевский патриархат» (во главе последнего стоит Михаил Денисенко, в монашестве Филарет, бывший митрополит РПЦ, провозгласивший себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины, отлученный Московской патриархией от церкви и преданный анафеме за раскольническую деятельность).
Так называемый глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет также не поскупился на угрозы: «Если (патриарх Кирилл) осмелится приехать в Украину, то увидит, как его встретят – встретят так, как он этого заслуживает».
«Пропагандистская тень»
#{religion}«Позиция украинского минкульта и мэра Херсона объяснима. Дело в общей антироссийской риторике – Россию рисуют черной краской, представляя агрессором, и тень падает и на Русскую православную церковь и лично на патриарха Кирилла», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД религиовед, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы Роман Лункин.
«Пропагандистская тень» заслоняет собственно позицию РПЦ», – отмечает эксперт. По его словам, даже украинские СМИ не находят в позиции Московского патриархата и патриарха Кирилла никаких зацепок, никаких изъянов для того, чтобы доказать, что РПЦ участвует в «антиукраинской истерии».
«Такого просто нет. Это касается и больного для Украины вопроса, связанного с Крымом: представители руководства РПЦ не участвовали в многочисленных торжествах по случаю того, что «Крым наш», – подчеркивает Лункин.
«Даже епархии РПЦ на Юго-Востоке не поддержали ДНР и ЛНР»
«И сам патриарх Кирилл, и глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда несколько раз заявляли о том, что в отличие от других христианских церквей, Украинская православная церковь Московского патриархата не занимает ни одну из сторон в нынешнем политическом конфликте», – напоминает Лункин. Это абсолютная правда, подчеркивает эксперт. Если посмотреть на заявления украинских греко-католиков и на заявления самопровозглашенного Киевского патриархата, то они безусловно, резко и радикально осуждают Россию, «российскую агрессию», «аннексию», «сепаратистов» и вообще всех тех, кто защищает права русского населения на Юго-Востоке Украины.
«В отличие от радикальных заявлений греко-католиков и КП, поддержавших одну из сторон конфликта, даже епархии Украинской православной церкви Московского патриархата на Юго-Востоке Украины не поддержали Донецкую и Луганскую республики, – отмечает Лункин. – Есть отдельные священнослужители, высказывавшиеся в поддержку, но официальная позиция церкви скорее примиряющая». Позиция руководства УПЦ МП во главе с митрополитом Онуфрием в наибольшей степени соответствует общей линии на объединение Украины, людей, которые живут в разных ее частях», – добавил эксперт.
«Создание общеукраинской поместной церкви в принципе невозможно в силу раскола среди украинских православных», – считает Лункин. Что же касается Филарета Денисенко, то он, по мнению собеседника, безусловно использует ситуацию для того, чтобы укрепить позиции Киевского патриархата как «национальной церкви», которая «выступает против агрессора», «защищает национальный суверенитет» и т.д. «Филарет заявляет о том, что УПЦ Московского патриархата и сама Московская патриархия чего-то боятся и трусят. Но даже Филарет не нашел в словах патриарха Кирилла осуждения в адрес украинцев и не увидел поддержки ни одной из сторон конфликта», – отмечает Лункин.
При этом, по мнению собеседника, сейчас визит патриарха Кирилла скорее невозможен в силу остроты момента. «Независимо от того, какие слова он будет говорить, на него будут набрасываться националисты, начнутся демонстрации радикалов», – полагает Лункин.