Минобороны анонсировало масштабную акцию по отбору граждан на военную службу по контракту, которая пройдет 17 мая.
Это очень правильный подход, это начало нового этапа: именно отбор на контрактную службу, а не набор
«Первый открытый конкурс по привлечению молодых людей в ряды Вооруженных сил по решению министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу будет посвящен службе по контракту в Воздушно-десантных войсках (ВДВ) и пройдет в местах дислокации соединений и воинских частей крылатой пехоты – городах Иваново, Новороссийске, Пскове и Туле», – говорится в сообщении военного ведомства.
«Уникальность акции состоит в том, что впервые возможность прохождения всех этапов отбора на военную службу по контракту будет предоставлена кандидатам в одном месте и в максимально короткое время, – пояснили в Минобороны. – Для этого в местах проведения акции – на центральных площадях областных центров – будут развернуты передвижные пункты отбора на военную службу по контракту, где все желающие после обязательного собеседования и тестирования смогут заполнить анкету-заявление, пройти предварительный профессиональный психологический отбор и первичное медицинское освидетельствование под руководством соответствующих специалистов».
На следующем этапе прошедших предварительный отбор кандидатов пригласят в части ВДВ, где они будут сдавать нормативы по физподготовке и знакомиться с тем, в каких условиях проходят службу воины-профессионалы.
«Итогом дня для участников акции станет получение специального сертификата с результатами прохождения предварительных испытаний. В дальнейшем каждый из них будет в приоритетном порядке направляться в учебные воинские части для прохождения военной подготовки и заключения первого контракта о прохождении военной службы», – сообщили в министерстве.
В рамках акции в частях ВДВ пройдут дни открытых дверей, где все желающие смогут своими глазами увидеть условия службы и быта десантников, побывать на занятиях по боевой и специальной подготовке, попробовать свои силы на современных тренажерах и учебных комплексах.
«Планируется, что при поддержке органов местного самоуправления мероприятия акции привлекут внимание широкой общественности, прежде всего молодежи. В целях пропаганды военной службы на центральных площадях областных центров в рамках акции пройдут зрелищные концертные программы с участием ведущих творческих коллективов Министерства обороны России, показательные выступления воинов-десантников по рукопашному бою, телемост с городами – участниками акции. Для свободного посещения будут развернуты выставки вооружения и военной техники ВДВ, тематические фотовыставки об истории и традициях Вооруженных сил. Гостей праздника ждет угощение солдатской кашей, фотографирование в боевой экипировке десантника, обучение укладке парашютов, разборке и сборке автоматического оружия и др.», – говорится в сообщении.
«Общественный совет при Минобороны обсуждал эту проблему, причем еще при Сердюкове, – сказал газете ВЗГЛЯД зампредседателя совета Александр Каньшин. – Мы уже тогда говорили, что должен быть отбор, а не набор. Набирают всех подряд, а отбирают, когда есть конкурсная основа. Мы говорили, что такая ошибка была у американцев. Они 11 лет переходили на контрактную основу. Сначала просто набрали людей, потом пришлось их разгонять, потому что набрали не лучших представителей общества. А если собирать пьянь, рвань, наркоманов, бездельников и обучить их способам ведения вооруженной борьбы, допустить к оружию, технике, боеприпасам, то произойдет то, что приблизительно на Украине происходит, когда до оружия добрались полууголовники – можно себе представить, кто там в этом «Правом секторе*».
«Это очень правильный подход, это начало нового этапа: именно отбор на контрактную службу, а не набор, – продолжил он. – Естественно, это силы и средства, дополнительные расходы, но по-другому здесь поступать нельзя. В армии, особенно в контрактных частях, должны быть лучшие представители общества, проверенные, подготовленные, воспитанные».
«Не только своевременное решение, оно продумано, я бы даже сказал, выстрадано. Просто сейчас у нового руководства Минобороны появилась возможность заглядывать в будущее. Простой набор – выброшенные деньги, потому что наберут – эти люди разбегаются через какое-то время», – заключил зампредседателя Общественного совета.
В России о контрактной армии говорилось на высшем уровне с начала 90-х годов, обещали даже, что к 2000-му призыв будет отменен. Однако назначенный в 2001 году министр обороны Сергей Иванов развеял иллюзии, заявив, что, проанализировав зарубежный опыт, руководство решило остановиться на смешанном принципе комплектования. Тем не менее, при нем началось выполнение Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004–2007 годы. На это мероприятие предполагались затраты в размере 68 422,22 млн рублей, а с учетом МВД и ФСБ, где также предусмотрена военная служба, – 79 091,65 млн рублей в ценах 2003 года.
#{weapon}Замысел предполагал создание так называемых частей постоянной готовности, полностью укомплектованных техникой и профессиональными военнослужащими, именно они при необходимости и должны привлекаться для выполнения боевых задач. В остальных формированиях служат призывники. В элитных подмосковных Кантемировской танковой и Таманской мотострелковой дивизиях это выглядело так: один или два полка становились частями постоянной готовности, полностью комплектовались контрактниками, получали новую технику, занимались боевой подготовкой и служили в том числе «витриной» Вооруженных сил, куда приезжали делегации и высокопоставленные гости. В остальных полках и батальонах этих дивизий все оставалось, как раньше, а некоторые из них и вовсе были частями сокращенного состава (только техника и некоторое количество военнослужащих для ее обслуживания).
В рамках ФЦП привлечение в армию контрактников было объявлено руководством военного ведомства задачей государственной важности. По ТВ были запущены рекламные ролики, но молодые люди шли в военкоматы неохотно. Те же, кого присылали военкоматы, не всегда устраивали командиров, которым приходилось ломать голову, что с ними делать. Решать проблему комплектования частей пришлось их командирам. Поступали просто: в части, которая должна была стать контрактной, проводилась массовая работа с призывниками, отслужившими хотя бы по полгода. Кто-то заключал контракт, предпочтя дослужить три года за деньги, а не полтора года бесплатно, кого-то просто заставляли это делать под угрозами перевести на службу в далекий гарнизон. Так целые части массово становились контрактными.
Проблемы наступили через несколько лет, когда выяснилось, что, прослужив три контрактных года, личный состав массово увольняется и заключать второй контракт не собирается. Осложняло ситуацию и то, что подходящей инфраструктуры для контрактников к тому времени так и не построили, а взрослых людей, у многих из которых семьи, перспектива жить в перестроенных казармах (названных «общежитиями кубрикового типа») не прельщала.
Но к тому моменту, когда командиры столкнулись с этими трудностями, у руля был уже министр Анатолий Сердюков, начавший свои знаменитые реформы. В начале 2010-го он по сути открестился от реформ 2000-х годов, прямо заявив, что ФЦП была провалена. «Допущено было очень много ошибок, и та задача, которая ставилась – построение профессиональной армии, – решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна остаться в армии», – говорил тогдашний глава Генштаба Макаров. «Нас результаты этой программы не удовлетворили. Мы несколько недооценили ситуацию в части – кто должен переходить на контракт, на каких условиях, под какие денежные содержания», – подвел итоги Сердюков.
Когда министром обороны стал Сергей Шойгу, было объявлено о возврате к старым планам, согласно которым ядро армии должны составить профессиональные солдаты.
«У нас есть призывники только там, где нам надо готовить мобилизационный резерв, и это важная составляющая нашего подхода. Мы заканчиваем подсчеты, насколько мы сократим количество призывников. Могу сказать – намного. Окончательную цифру, я думаю, мы сможем назвать в ноябре, но, поверьте мне, это десятки тысяч», – заявил Шойгу в сентябре прошлого года.
«Хотим мы этого или не хотим, но армия должна стать контрактной, либо мы должны рекрутировать призывников как минимум на пять лет, – пояснял глава ведомства. – Сложность систем вооружений такова, что мы призывника хоть за год, хоть за два не подготовим к тому, чтобы он мог воевать на этом оружии».
В феврале министр заявил, что к 2020 году Российская армия на две трети будет профессиональной. «Одну треть оставим для службы по призыву с целью подготовки мобилизационного резерва. Также немаловажно, чтобы молодые ребята могли быть причастны к защите Отечества», – сказал он.
По данным военного ведомства, в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации действуют 74 пункта отбора граждан на службу по контракту. Планируется, что к концу 2014 года их количество будет увеличено до 78. 1 июля начнут работать два пункта, образованные на территории Республики Крым – в Севастополе и Симферополе, а с 1 декабря по одному пункту будут открыты в Московской области и в Абакане.
Пунктами отбора в Вооруженные Силы Российской Федерации для прохождения военной службы по контракту отобрано свыше 237 тысяч человек. В планах Министерства обороны России на 2014 год – привлечение в ряды военнослужащих по контракту более 43 тысяч граждан. До 2017 года в Вооруженных Силах Российской Федерации должно быть до полумиллиона контрактников.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ