Александру Вдовину, захватившему в Белгороде отделение банка «Западный», вернут 23 млн рублей. Об этом заявил начальник УМВД по Белгородской области Виктор Пестерев, который лично вел переговоры с Вдовиным.
Погорячился и в состоянии аффекта сейчас сделал глупость
Он пояснил ИТАР-ТАСС, что при захвате банка мужчина руководствовался эмоциями, которые были спровоцированы тем, что накануне он пытался снять эти деньги, однако не смог из-за нерасторопности сотрудников банка, а сегодня Банк России отозвал у банка «Западный» лицензию.
Пестерев также пояснил, что все требования мужчины будут удовлетворены, и захвата заложников, по его словам, не было (в отделении находились 3 сотрудника банка), оружие мужчина отдал добровольно. На месте работают следователи. По итогам их работы будет принято официальное решение.
В свою очередь сотрудник пресс-службы белгородской полиции Юлия Ярош* сообщила, что в отношении Вдовина возбуждено уголовное дело по статье 206 УК РФ «Захват заложника». Процессуальное решение будет принято по окончании проверки следственным комитетом.
Центробанк отозвал лицензию у ОАО «Банк Западный» за недостоверность его отчетности. Было установлено, что банк нарушил требование о создании необходимых резервов на возможные потери, а руководство и собственники не приняли необходимых мер по финансовому оздоровлению организации.
Ранее 46-летний Александр Вдовин вступил в переговоры с представителями банка и пообещал не применять насилия. «Здесь нет никакой эскалации, здесь нет никакого напряжения», – сказал Вдовин по телефону в прямом эфире телеканала Life News, добавив, что он «вполне нормальный человек».
Он сообщил также, что заявление на возврат денег написал еще в субботу.
Также в эфире телеканала выступил друг захватчика Геннадий Вичерка. Он сообщил, что у Вдовина жена и двое детей, «он толковый и рассудительный», а в этом банке у него векселя на сумму 23 млн рублей. Сам он считает, что друг «погорячился и в состоянии аффекта сейчас сделал глупость». «Мы вместе учились в техникуме и до сих пор дружим, четыре дня назад мы были на кладбище и вспоминали друга, который умер 25 лет назад, и говорили только о том, что быстро уходят друзья из этой жизни. Ничто не предвещало этой ситуации», – сообщил Вичерка.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, информация об инциденте поступила в полицию в понедельник около 10.45 мск. Сразу же после этого был создан оперативный штаб, в который вошли представители всех экстренных структур города, здание банка и прилегающая территория были блокированы. Из школы, расположенной возле отделения банка, эвакуировали детей.
Эксперты называют действия Вдовина актом отчаяния из-за угрозы потери накоплений. По словам психиатра-криминалиста, главы «Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях» Михаила Виноградова, захватчик совершил безусловное преступление, за которое ему придется отвечать в уголовном порядке. «Либо это было состояние аффекта у личности психопатической, неуравновешенной, либо это болезненная реакция более тяжелого порядка», – сказал Виноградов РИА «Новости», признав, что проблема потери своих денег стала очень острой.
Зампредседателя Городской коллегии адвокатов Москвы, адвокат Константин Трапаидзе отмечает, что квалифицировать дело Вдовина по статье «Захват заложников» можно в том случае, если бы он объявил о захвате работников банка, препятствовал их передвижению и угрожал им оружием. «В России запрещено открытое ношение огнестрельного оружия, в том числе и охотничьего. Даже перемещая его из одного дома в другой, оно должно быть зачехлено и быть в разобранном виде. Все будет зависеть от того, как он себя вел и как полицейские работники будут квалифицировать его действия», – сказал Трапаидзе газете ВЗГЛЯД.
По его словам, если дело Вдовина не будет квалифицировано как захват заложников, то он может отделаться условным сроком или даже штрафом. «Если произойдет именно так, то ему повезет. Какие бы деньги ни были, но угрожать оружием... У нас существуют иные способы. Действовать нужно в законном порядке, пусть через суд. В ином случае это противозаконно», – отметил юрист.
При этом он призвал с пониманием отнестись к возможности того, что дело Вдовина будут квалифицировать «достаточно мягко». «Все-таки никто не пострадал. И тут можно гуманно к этому отнестись. Хотя давайте поставим себя на место родственников работников банка. Они пережили стресс. Ведь никто не знал в тот момент, будет он применять оружие или нет. Более того, если бы охрана банка в ответ применила бы оружие, то с большей долей вероятности это было бы оправдано именно потому, что негоже человеку с оружием заходить в банк», – считает адвокат.
В свою очередь главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова напоминает, что отзыв лицензий у банков начался во втором полугодии прошлого года и «совпал с повышением на финансовых рынках». «В этот же момент в США началось сворачивание монетарной поддержки. И мы с начала года видели давление на валютный курс. В последнее время прибавились слухи по поводу экономических санкций. Отзыв лицензии сам по себе не так пагубен. Если бы отзыв лицензий происходил два или восемь лет назад, в ситуации экономического оптимизма и роста, то он прошел бы гораздо менее болезненно. Но сейчас такое стечение обстоятельств создает очень большую чувствительность к любым новостям на эту тему», – сказала Орлова газете ВЗГЛЯД.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом