Пост сдал
И это не проблемы руководителя космодрома, а проблемы Роскосмоса
Глава космодрома Байконур, директор ФГУП «Космический центр «Южный» Евгений Анисимов ушел в отставку. В Роскосмосе данное кадровое решение объясняют личными причинами Анисимова. Но ряд источников утверждает, что тот «не вписался» в команду нового главы Федерального космического агентства Олега Остапенко. Об этом, в частности, пишет «Коммерсант».
Газета описывает драматичную сцену ухода Анисимова со своей должности. Со ссылкой на высокопоставленный источник в ведомстве издание сообщает, что главу Байконура вызвали в Москву для разговора с Олегом Остапенко еще 15 февраля. Однако, прибыв накануне в назначенное время в здание Роскосмоса на улице Щепкина, 42, личной встречи он так и не дождался.
В приемной руководителя агентства ему рекомендовали освободить занимаемый пост, написав соответствующее заявление. Центр «Южный», который возглавлял Анисимов, входит в состав Центра эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (ЦЭНКИ), поэтому из приемной Остапенко Анисимов отправился к непосредственному начальнику – и. о. гендиректора центра Сергею Лазареву.
И уже поздно вечером Анисимов написал заявление с просьбой «перевести его на другую работу».
По сведениям издания, во вторник ведомственная комиссия определит порядок передачи дел его преемнику.
Между тем журналисты нашли уже и вероятную замену Анисимову. Основной кандидат на освободившуюся должность – полковник космических войск в отставке, начальник научно-технического комплекса НПК «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы имени Иосифьяна» Михаил Варданян.
В 2008 году полковник Варданян был временно исполняющим обязанности командира одной из воинских частей Минобороны РФ, дислоцированных на Байконуре. В том же году военные покинули космодром, передав все функции ЦЭНКИ.
Также нельзя не упомянуть, что Варданян в 2010 году проходил по делу о контрабанде. По данным ИТАР-ТАСС, в военном Следственном управлении СК РФ подозревали врио командира дислоцированной на Байконуре воинской части полковника Варданяна и инженера части Владимира Шашкова в контрабанде коммерческого груза, оформленного ими по документам как воинский.
По данным следствия, предварительно было установлено, что осенью 2008 года Варданян с помощью Шашкова организовал вывоз с таможенной территории России на территорию Казахстана, в город Байконур на борту самолета космических войск РФ пожарно-охранной сигнализации, принадлежащей частной фирме и предназначенной для коммерческого использования.
«В предъявленных подложных документах это имущество значилось в качестве воинского груза, что позволило недостоверно задекларировать груз общей стоимостью свыше 1,7 млн рублей», – отмечали там.
Правда, доказать причастность Варданяна к преступлению так и не удалось.
Дальнейшая судьба
Уход Евгения Анисимова подтвердили уже официально и в Роскосмосе, передает ИТАР-ТАСС. Там подчеркнули, что это личное решение бывшего руководителя.
Экс-главе космодрома Байконур Анисимову предложат пост в Центре эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (ЦЭНКИ), добавили в Роскосмосе.
«Анисимов написал заявление с формулировкой «в связи с личными обстоятельствами», и в ближайшее время ему будет предложена должность в ЦЭНКИ. Какая именно – станет известно позже», – рассказала РИА «Новости» пресс-секретарь главы Роскосмоса Ирина Зубарева.
Комментируя сообщения ряда СМИ о возможном назначении на пост главы космодрома Михаила Варданяна, пресс-секретарь сказала, что этот вопрос пока остается открытым.
«Когда будет определена кандидатура нового начальника космодрома Байконур, пресс-служба выпустит соответствующий релиз», – добавила она.
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты отметили, что должность главы космодрома – скорее техническая, на этом посту они видят «хорошего менеджера» и считают, что глава Роскосмоса имеет полное право инициировать соответствующие кадровые решения, выбирая тех людей, с которыми ему удобно работать.
«Ничего не могу сказать по этому кадровому решению. Только то, что это абсолютно нормальная ситуация. Анисимов – подчиненный, Остапенко как новый руководитель имеет карт-бланш на то, чтобы менять кадровый состав ведомства. Если они не сработались, то вполне логично, что один из подчиненных был отправлен в отставку», – рассказал газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
Оценивая деятельность руководства Байконура в течение последних лет, Ионин отметил, что с космодрома были пуски – значит, работа велась. При этом имели место проблемы во взаимоотношениях с Казахстаном.
«И это не проблемы руководителя космодрома, а проблемы Роскосмоса. На мой взгляд, он в последнее время плохо их решал. Вместо того чтобы укреплять сотрудничество с нашим главным стратегическим партнером Казахстаном, постоянно имели место какие-то конфликтные точки», – сказал специалист.
Причем, по словам Ионина, он еще может понять недоразумения, связанные с аварийными ситуациями и с экологическим загрязнением. Но споры на другие темы понять уже не может.
«Космическая отрасль, которая могла бы стать мостиком между двумя нашими странами, почему-то постоянно является зоной периодических конфликтов. И в этой ситуации, когда один партнер заведомо больше другого, ответственность за происходящее должна лежать именно на том, что крупнее», – сказал он.
Начальника космодрома Ионин считает просто управленцем, менеджером, который должен следить за хозяйством, хорошо разбираться как в ЖКХ, так и в специфике космических пусков.
«Это такая сложная, но техническая должность», – считает он.
Что касается кандидатур преемников отставленного руководителя, Ионин не смог назвать никаких фамилий. Отметил лишь, что все последние годы Байконуром руководили бывшие военные. А комментируя тему прошлых обвинений против возможного преемника Евгения Анисимова Михаила Варданяна, отметил, что обвинить можно кого угодно, и если его вина не была доказана, то говорить об этом нет смысла.
«В любом случае ответ за это кадровое решение будет нести Остапенко. С него потом и спрос», – подытожил эксперт.
В свою очередь сотрудник Института космических исследований РАН, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, член Союза журналистов России Юрий Зайцев, который когда-то служил и в Плесецке, и на Байконуре, рассказал газете ВЗГЛЯД, что самая большая ошибка была совершена тогда, когда в 2004 году с поста главы Роскосмоса был отставлен Юрий Коптев.
«Это был специалист, который прошел путь от инженера до замминистра общего машиностроения. Он все знал: и производство, и все остальное. После этого начали присылать военных, полковников, генералов. Но они же никогда не занимались производством, они не знают его специфику. Вместо этого нам регулярно представляют планы на 20–30 лет вперед, заведомо невыполнимые, на мой взгляд. А когда станет ясно, что планы провалились, этих руководителей уже нет на своих постах», – поделился он.
Также, по мнению Зайцева, нужно поменьше всяческих объединений и разъединений в космической отрасли: «Как говорили китайцы, самое страшное – жить в эпоху перемен».
Еще несколько опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов, среди которых бывший космонавт и академик, отказались комментировать кадровые перестановки в ведомстве.
Что касается проблем Байконура и проблем с Казахстаном, газета ВЗГЛЯД подробно писала об этом в ноябре прошлого года.
Тогда Казахстан попросил Россию возместить ущерб за аварию ракеты-носителя «Протон-М», выставив счет. При этом представитель министерства окружающей среды этой страны говорил о том, что не хочет называть конкретную сумму, чтобы «не будоражить общественность». Также казахская сторона думала над ограничением числа запусков российских ракет с токсичным топливом.
Однако официально все слухи о подобных проблемах опровергались. Так, 11 ноября главы России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали договор о добрососедстве и сотрудничестве в XXI веке.