До конца года в России на базе Северного флота появится новая военная структура – Северный флот – Объединенное стратегическое командование (СФ-ОСК). Его главной задачей станет защита национальных интересов России в Арктике.
США не только разрабатывают планы по созданию постоянных баз в Арктике, но и регулярно проводят здесь различного рода учения, где отрабатывается «защита» буровых установок от подозрительных подводных лодок
Как пояснил ИТАР-ТАСС источник в Генштабе, это стратегическое объединение будет иметь статус военного округа, хотя официально таковым называться не будет. «Таким образом, количество военных округов в России не изменится, их по-прежнему будет четыре, но к ним добавится новая мощная военная структура – СФ-ОСК», – пояснил источник.
В свою очередь другой источник в Генштабе сообщил РИА «Новости», что в объединение кроме Северного флота войдут арктические бригады, части ВВС, ПВО, органы управления. Командовать новой структурой будет командующий Северным флотом. Сейчас эту должность занимает адмирал Владимир Королев. Он будет напрямую подчиняться министру обороны. Источник пояснил также, что под защитой интересов страны подразумевается «Северный морской путь, защита рыбных ресурсов, месторождений углеводородов и, самое главное, обеспечение безопасности на севере страны».
По словам представителя Генштаба, сейчас идет активная проработка документов с тем, чтобы до конца года новая структура начала функционировать.
О том, что в этом году в Арктике появится группировка войск по защите национальных интересов, Сергей Шойгу говорил в начале декабря на итоговой коллегии Минобороны. В рамках этого процесса началось восстановление как минимум семи аэродромов (пока отремонтирован аэродром «Темп») и причальных сооружений на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах.
В феврале прошлого года президент Владимир Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Документ закрепляет план действий, направленных на реализацию суверенитета страны и национальных интересов в Арктике. Стратегия предусматривает создание и развитие береговой охраны в Арктической зоне, создание комплексной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развитие системы аварийно-спасательной готовности, разработку единой национальной системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков отмечает, что создаваемая Россией военная структура в Арктике не будет «особо мощной», потому что состава сил и средств Северного флота «недостаточно». Но теперь повышается значение театра военных действий (ТВД), который раньше был ограничен преимущественно районами базирования Северного флота и прилегающими регионами.
«Специфика ведения боевых действий на этом театре существенно отличается от специфики в других районах. На арктическом театре его основу составляют морские пространства и прибрежные территории. Ключевую роль в удержании этого театра будут играть именно флоты, потому что транспортная инфраструктура и аэродромная сеть крайне слабо развиты», – сказал Сивков газете ВЗГЛЯД.
Он отмечает, что возможности создания в Арктике мощных транспортных наземных коммуникаций тоже чрезвычайно затруднены, поэтому исключительное значение будет иметь военно-морской флот как средство удержания контроля и «поддержания благоприятного оперативного режима». Одной из специфик арктического ТВД Сивков называет «исключительно низкую оперативную емкость».
«Численность сухопутных группировок сил и морских там будет относительно невысока, если сравнивать с атлантическим и тихоокеанским ТВД. Но тех сил, которые выделяются, может быть вполне достаточно для решения задач, которые стоят перед группировкой вооруженных сил в этом регионе. Поэтому создание такого стратегического объединения я считаю вполне правомочным. В условиях, когда борьба за Арктику обостряется, создание этого ТВД вполне корректно», – считает Сивков, добавляя, что это может оказаться единственным оперативным объединением, боевая численность и состав которого позволят решать весь круг задач.
Напомним, в августе 2012 года стало известно, что Россия создаст в Арктике по трассе Северного морского пути ряд объектов для базирования боевых кораблей и пограничных служб. При этом сообщалось о решении многих вопросов с возвращением авиации в Арктику. Еще в феврале 2011 года Минобороны пообещало сформировать особые «арктические бригады». Первую из них предполагалось разместить на Кольском полуострове, в поселке Печенга.
Также было объявлено, что к 2015 году на севере появятся 10 новых аварийно-спасательных центров: в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре. Впрочем, тогда не сообщалось, что центры могут играть и военную роль.
Россия стала не первой страной, анонсировавшей создание в Арктике военных баз. Так, в начале 2012 года о своем намерении построить арктическую базу на острове Корнуоллис объявила Канада. Другие приполярные страны также готовятся усилить военное присутствие в Ледовитом океане. Еще в 2009 году Дания объявила о создании особого арктического военного командования и сил быстрого реагирования, способных действовать в суровых северных условиях. Норвегия, в свою очередь, перенесла ставку командования за полярный круг, а США и Канада начали проводить в Арктике регулярные военные учения.
Власти Канады еще в 2007 году пообещали открыть в Резолют-Бей новый армейский центр по подготовке войск к ведению боев в арктических условиях и построить глубоководный порт на северной оконечности острова Баффин-Айленд. Правда, из-за финансового кризиса планы эти реализованы пока не были. Глава МИД Канады Лоуренс Кэннон заявлял ранее газете ВЗГЛЯД, что военное присутствие его страны в Арктике пока расширяться не будет.
#{weapon}Константин Сивков считает, что битва за Арктику перешла в фазу прямого раздела территорий. По его словам, сейчас идет предварительный этап этого процесса, он будет «очень быстро нарастать».
«До вооруженных столкновений в ближайшие годы дело не дойдет. Но если говорить на перспективу десятилетий, то такое вполне реально. Основная проблема Запада сегодня состоит в отсутствии дешевых ресурсов. За последние 15 лет цены на энергоносители подскочили, Запад оказался не готов существовать в таких условиях и оказался в ситуации тяжелейшего кризиса. Поэтому ему придется решать задачу получения доступа к дополнительным ресурсам, в том числе в Арктике, где даже разведанных ресурсов – очень большое количество запасов», – уверен эксперт.
По его оценке, активнее всего военную группировку в Арктическом бассейне наращивают США. За последние годы, указывает Сивков, в полтора раза увеличилось число походов в этот регион американских субмарин. «Наращивается группировка сил общего назначения США, включая силы противоракетной обороны на Аляске и прилегающих островах Алеутской гряды», – отметил он.
Что касается Канады, то она, по словам Сивкова, также стремительно наращивает военную группировку. Это единственная страна в мире, которая обладает боевыми ледоколами. «Создает дополнительный флот и Китай. Отнюдь не для того, чтобы действовать в районе Австралии, а как раз в направлении Северного полюса. Норвегия, Швеция и Финляндия тоже давно рвутся в Арктику. Если брать в количественном отношении, то боевая численность состава группировок сил относительно других ТВД невелика. Но это связано с тем, что у этого ТВД очень низкая оперативная емкость. Если брать по удельной военной насыщенности, то есть отношению походов боевых кораблей в этот район в сравнении с оперативной емкостью этого ТВД, то в настоящее время он делается одним из самых милитаризованных», – уверен Константин Сивков.
В свою очередь белорусский политолог Юрий Павловец указывает, что нынешняя позиция российского руководства относительно ситуации в Арктическом регионе «абсолютна ясна и четко сформулирована: национальные интересы России в Артике должны быть защищены».
«Особенно в настоящее время, когда практически все страны, так или иначе претендующие на арктические ресурсы, уже не первый год продолжают наращивать свое присутствие в данном регионе, в первую очередь военное. Например, США не только разрабатывают планы по созданию постоянных баз в Арктике, но и регулярно проводят здесь различного рода учения, где отрабатывается «защита» буровых установок от подозрительных подводных лодок при помощи воздушной авиации, а в водах Северного Ледовитого океана организуются совместные с канадской береговой охраной патрульные рейды», – сказал Павловец газете ВЗГЛЯД.
По его словам, Канада еще в 2011 году начала строительство 28 кораблей, в том числе и военных, способных плавать в арктических широтах. «Министерство обороны Дании в конце прошлого года заказало новый военный корабль класса «Кнуд Расмуссен» для операций в Гренландии и во всем регионе Арктики, прикрываясь фразами о необходимости защиты Гренландии и Фарерских островов, охраны территориальных вод и рыбной инспекции. При этом ни для кого не секрет, что созданное 31 октября 2012 года арктическое командование является военным ведомством и имеет крайне мало общего с гражданскими структурами Дании. Подобных примеров можно привести еще несколько, и все они свидетельствуют лишь об одном: арктическая проблема перестает быть вопросом регионального характера и переходит на мировой уровень», – уверен эксперт.
Юрий Павловец уверен, что России «крайне важно продемонстрировать всему мировому сообществу свою позицию, в том числе при помощи усиления в Арктике своего военного присутствия». «В ином случае на месте российских кораблей и военно-морских баз появится иностранный контингент, вытеснить который в будущем будет практически невозможно. Поэтому и нынешние финансовые затраты выглядят куда менее болезненными для государственного бюджета, нежели возможные потери при отказе от борьбы за Арктику», – подчеркнул политолог.