Снимут и снова поставят
Конечно, никакому заказчику не могут понравиться ни переносы стартов, ни какие-то моменты, которые бросают тень на использование носителя
Российская ракета-носитель «Протон-М» с европейским космическим аппаратом Astra-2G будет снята со стартового комплекса для замены комплекса командных приборов разгонного блока «Бриз-М», сообщил в среду представитель Роскосмоса.
«При проверке разгонного блока была выявлена неисправность комплекса командных приборов, в связи с этим будет необходимо снять ракету со стартового комплекса, отстыковать разгонный блок и заменить неисправный прибор. О новой дате запуска будет объявлено дополнительно», – отметил представитель ведомства, слова которого приводит РИА «Новости».
Известно, что «Протон» снимут со стартового комплекса в четверг. «27 ноября запланированы операции по снятию ракеты космического назначения «Протон-М» с пускового устройства стартового комплекса, ее транспортировке в монтажно-испытательный корпус для замены приборов и проведения дополнительных проверок», – рассказали ТАСС в Космическом центре им. Хруничева.
В то же время в пресс-службе Роскосмоса отметили, что запуск спутника Astra-2G возможен не раньше середины декабря. «Следующим стартом, согласно действующему плану-графику, станет запуск космического аппарата «Ямал-401», – сказали там.
Этот запуск планируется на 12 декабря, соответственно, указал представитель Роскосмоса, запуск Astra-2G состоится позднее.
«Будет летать, пока на смену не придет «Ангара»
«О проблемах в разгонном блоке сейчас можно только гадать. Может быть, неисправен один из элементов в схеме или что-то в программном обеспечении. Но если эта неисправность выявлена сейчас, то это хорошо. Хорошо, что неполадку нашли на Земле, а не в космосе», – отметил в разговоре с газетой ВЗГЛЯД академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков.
«Относительно будущего «Протона» можно сказать, что он будет летать, пока на смену не придет «Ангара». Но это произойдет только лет через шесть–семь. До этого «Протон» однозначно будет использоваться для выведения телекоммуникационных спутников на геостационарную орбиту», – считает специалист.
О пересмотре планов европейцев в связи с последними инцидентами с «Протоном», по словам Железнякова, говорить сложно.
«Конечно, никакому заказчику не могут понравиться ни переносы стартов, ни какие-то моменты, которые бросают тень на использование носителя. Но учитывая, что этот рынок уже давно поделен между поставщиками российских носителей («Протон»), европейских («Ариан-5»), а также – эпизодически – японских, китайских, наверное, какого-то глобального пересмотра позиций ждать не стоит», – отметил он.
Во всяком случае, уверен эксперт, ближайшие старты таких спутников с участием «Протона» заменяться на другие ракеты-носители не будут.
«Так быстро это не происходит. Портфель заказов для компании «Ариан» уже давно сформирован, и производить какие-то дополнительные носители в экстренном порядке сейчас они просто не в состоянии. На ближайшие два–три года пересмотра точно не будет», – полагает он.
Железняков рассказал, что по своим параметрам «Протон» и «Ариан» похожи. А главным плюсом европейского носителя является то, что он запускает с экваториального космодрома (Куру). Но «Протоны» своими 400 запусками против 200 у «Ариана» вполне доказали свою надежность, и до сих пор такого числа нештатных ситуаций с российской продукцией не было, соответственно, европейцев все устраивало.
Наконец, специалист рассказал о возможных денежных выплатах из-за подобных происшествий. По его словам, спутник Astra-2G принадлежит частной компании. А все остальное должно быть описано в условиях контракта, который каждый раз индивидуален, и стороны обычно не разглашают его параметров.
«Если в страховом случае предусмотрено, что отсрочка запуска повлечет какие-то выплаты, – это одна ситуация, если оговорено, что возможна техническая отсрочка при неполадках, то ни о чем таком уже речи не будет», – резюмировал он.
В свою очередь научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев рассказал газете ВЗГЛЯД, что на фоне предыдущих и более серьезных аварий, в частности, когда был потерян спутник, нынешняя ситуация не так фатальна.
«Эти вещи, несомненно, учитываются при страховке и заключении новых контрактов, но то, что сейчас произошло, в общем-то считается не то чтобы пустяком, но напрямую на статистике запусков не сказывается (и ракета, и спутник целы – прим. ВЗГЛЯД). И в целом все эти контрольные мероприятия перед запуском нацелены как раз на то, чтобы выявить возможные неполадки и даже гипотетическую возможность неполадок на Земле, а не в космосе», – отметил Моисеев.
Говоря о страховании рисков, специалист пояснил, что если запуск коммерческий, то этим занимается та компания, которая его заказывает. Причем страхование идет для разных этапов: подготовки к пуску, выводу, а самая большая страховка касается всего цикла жизни спутника.
«Это может быть достаточно большая сумма, до 20% от стоимости, но все зависит от того, какой страховщик. Если это страховщик частный, не крупный, для него потеря спутника может означать банкротство. Но страховые компании умеют все эти риски точно просчитывать, поэтому обычно и не прогорают», – заметил он.
В любом случае, полагает эксперт, за неудачи с застрахованными объектами будет финансово отвечать не Россия, а страховая компания.
«Когда появляется заказчик и смотрит на «Протон», он начинает считать, сколько ему заплатить за ракету, сколько за страховку. Иногда ракета может быть относительно дешевой, но из-за ее аварийности – страховка на нее большая.
Какая есть альтернатива «Протону» у европейцев? «Ариан-5» – великолепная ракета, которая, по-моему, с 2002 года летает безаварийно. Но она существенно дороже. А покупатель, как всегда, будет балансировать на соотношении цена/качество», – резюмировал он.
Дальнейшие запуски
Напомним, ранее в среду техкомиссия рекомендовала отложить запланированный на 28 ноября запуск «Протона» для «дополнительных испытаний в стационарных условиях».
Ракета-носитель тяжелого класса «Протон» была разработана и серийно производится ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева».
Нынешний ее запуск должен был стать седьмым в 2014 году и 400-м в ее летной истории с 1965 года.
Предыдущий запуск – с разгонным блоком «Бриз-М» – состоялся на Байконуре 21 октября. При этом некоторые специалисты отмечали, что тогда российский космический аппарат связи «Экспресс-АМ6» не смогли вывести на нужную орбиту, и потребуется «дополнительный маневр».
16 мая этого года с Байконура неудачно стартовала ракета-носитель «Протон-М» с космическим спутником связи «Экспресс-АМ4Р» на борту. Спутник так и не был выведен на орбиту. Вместе с «Протоном» он сгорел в плотных слоях атмосферы.
Что касается европейского спутника Astra-2G, с ним был связан инцидент в Ульяновске.
В конце октября в этом городе вынужденно сел российский самолет «Руслан» с этим спутником на борту. Несмотря на незапланированную посадку, все имеющие отношение к этому перелету утверждали, что с грузом самолета все в порядке.
ЧП произошло из-за проблем с двигателем, при этом, по данным авиакомпании «Волга-Днепр» (владельца самолета), было лишь «незначительное отклонение».