Глава Роскосмоса Олег Остапенко на Х юбилейной Международной авиационно-космической выставке Airshow China 2014 рассказал о направлениях сотрудничества с Китаем в космической отрасли.
Пока мы вынуждены чем-то пользоваться, надо всеми силами стремиться к импортозамещению
По его словам, российские космонавты в рамках обмена опытом могут в перспективе посетить находящийся на орбите китайский обитаемый модуль «Тяньгун-1», а тайкунавты КНР – Международную космическую станцию (МКС).
«Что касается возможных проектов в области пилотируемой программы, то заинтересованность у Китая есть, и они эту заинтересованность нам высказывают. Это подтверждают и переговоры, которые мы сегодня провели», – отметил Остапенко.
По его словам, в кулуарах с российскими специалистами этот вариант уже проговаривался: «Я не исключаю такой вариант, что в рамках расширяющегося сотрудничества с Китаем мы могли бы рассмотреть вариант запустить наших космонавтов на китайскую станцию, а в перспективе увидеть китайских тайкунавтов на нашем сегменте МКС», – сказал глава Роскосмоса.
Компонентная база
«Мы прошлись по выставке, поговорили с представителями компаний-производителей, и уже сегодня, по крайней мере, пока с их слов понятно, что Китай способен производить микрокомпонентную базу для космоса. Они говорят, что 90% применяемых изделий – это их собственная компонентная база, а 10% они закупают», – сказал Остапенко РИА «Новости».
«Вопрос компонентной базы с ними мы проговариваем, но насколько эти изделия соответствуют нашим потребностям, покажет тестирование. Мы в этом плане, кстати, плотно работаем с Минпромторгом РФ. Пока на нашей космической технике мы китайские микрокомпонентные изделия не используем. Нужно посмотреть, что у них есть, провести комплексные испытания, чему должно предшествовать заключение соответствующих соглашений. Словом, работа эта началась. Мы решаем этот вопрос с точки зрения проблемы как таковой, причем есть как организационная, так и техническая составляющие. Пока мы идем на уровне подготовки соглашений по подготовке этой программы», – отметил глава Роскосмоса.
«Полностью полагаться на чью-либо зарубежную электронную промышленность нам не стоит, – сказал газете ВЗГЛЯД редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко. – Пока мы вынуждены чем-то пользоваться, надо всеми силами стремиться к импортозамещению, большое внимание нужно уделять подготовке кадров.
Конечно, Китай может восполнить необходимость в создании космической техники, но не целиком. Безусловно, с ними об этом говорить надо. Хоть западные санкции до конца и не совсем выполняются, и наши предприятия все равно поддерживают хорошие связи с производителями этой высокотехнологичной электронной базы, с Китаем может получиться хорошее сотрудничество. Но каждый элемент нужно рассматривать отдельно. Космическая техника – это не конвейерное производство, это каждый раз hand made.
Если посмотреть китайскую космическую программу, там многое взято из того, что мы делали раньше и чем раньше делились. Вряд ли бы они что-нибудь создали, если бы в свое время не учились в Советском Союзе. Даже по внешнему виду китайская техника похожа на российскую».
«У нас большие наработки. Это только кажется, что мы где-то отстаем. Определенное основание есть, но оно есть у всех. У американцев не все складывается со средствами выведения и с космическими аппаратами, у европейцев не все ладно. Очень много проектов, которые, казалось бы, носят узконациональный характер, на самом деле являются интернациональном продуктом», – добавил Крейденко.
Навигация
Остапенко также сообщил, что китайские станции дифференциальной коррекции сигнала китайской навигационной системы Compass появятся на территории России, а аналогичные российские станции системы ГЛОНАСС – в Китае.
«Вопрос совместного использования Compass и ГЛОНАСС находится в процессе переговоров. Первый шаг уже сделан. На первом этапе их (станций) будет немного – от одной до трех, а дальше будем смотреть. Китайские специалисты у нас осмотрели возможные места установки станций дифференциальной коррекции сигнала, а мы – на территории Китая», – рассказал Остапенко.
Константин Крейденко положительно оценивает перспективы взаимного проникновения совместного использования российской и китайской навигационных систем. «Если наш потребитель сможет использовать преимущества Compass, а китайский потребитель сможет использовать преимущества ГЛОНАСС, а в будущем, думаю, скорее всего будут совместные станции», – сказал эксперт.
Напомним, летом вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что российское руководство готово разрабатывать программу по освоению дальнего космоса совместно с Китаем. По его словам, Россия и Китай в перспективе могут совместно создавать космические аппараты, «независимую от кого бы то ни было радиокомпонентную базу», а также сотрудничать в картографии и коммуникации.
«Если говорить о пилотируемой космонавтике и об освоении дальнего космоса, совместном освоении Солнечной системы, прежде всего это Луна и Марс, мы здесь готовы двигаться вместе с нашими китайскими друзьями рука об руку», – сказал Рогозин.
В то же время член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш отмечал, что такого рода сотрудничество в перспективе не сулит России ничего хорошего. «С точки зрения науки и техники Китай, конечно, никак не обогатит Россию в данной сфере космической деятельности, потому что по большому счету он еще только учится летать в космос. Китай только приступает к сборке своей околоземной станции, когда Россия, если считать МКС, с 1971 года построила девять станций. Другими словами, Китай России с научно-технической точки зрения не подмога на дальнем космическом направлении», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Я очень боюсь, что это сотрудничество сведется к тому, что российские инженеры-конструкторы будут за китайские деньги создавать технику для полетов тайкунавтов в дальний космос. Потому что, если посмотреть на взаимодействие Китая с другими странами в области науки и техники, то мы увидим, что для Китая партнерство в данной сфере – не некий равноправный взаимовыгодный альянс, а лишь способ узнать сильные стороны партнера, чтобы потом воплотить их на своей национальной почве и отказаться от дальнейшего сотрудничества. Поэтому я бы с очень большой настороженностью относился к широкомасштабному объединению усилий российской и китайской космических программ в области освоения и исследования дальнего космоса, считаю, что это абсолютно несвоевременно и непродуманно», – отметил эксперт.
Он также отметил, что нельзя забывать о том, что космическая техника – технология двойного назначения. Иначе говоря, она применяется в том числе для создания высокотехнологичных вооружений. «Способствовать тому, чтобы у Китая появлялось самое совершенное высокотехнологическое оружие, я считаю, не в интересах Российской Федерации», – заключил Караш.