После того, как трансгендер Ирина Шумилова, которая юридически является мужчиной, сменит паспорт, ее брак с женщиной аннулируют. В этом уверен юрист Андрей Дмитриев. «Пока процесс смены пола не закончен, заключение брака законно, однако после смены пола брак будет недействителен», – считает он.
Оснований для отказа в регистрации такого брака у работников органа ЗАГС не было. Причин признавать этот брак недействительным в силу российского закона также не будет
Напомним, в пятницу впервые в России зарегистрировали брак между двумя женщинами. Это стало возможным, поскольку одна из них по паспорту – мужчина.
Ирина Шумилова и Алена Фурсова расписались во Дворце бракосочетаний Кировского района Санкт-Петербурга. Сотрудница Дворца бракосочетания называла на церемонии брачующихся женщин сначала женихом и невестой, а уже после того, как были поставлены подписи, – мужем и женой.
Однополые браки в России не заключаются. Но официальная регистрация стала возможна потому, что одна из невест – Ирина – на самом деле, что называется, технически, действительно является мужчиной. Ее также можно назвать трансгендерной женщиной – сейчас этот человек находится в процессе коррекции пола, проходит курс гормонотерапии и в скором будущем откорректирует биологический пол с мужского на женский. До этого момента по паспорту Ирина еще является мужчиной. Это и стало юридической лазейкой, которая помогла официально зарегистрировать брак. Избранница Ирины – Алена – биологическая женщина.
Свидетельница «брака» со стороны одной из невест – Марина Теодори – назвала церемонию «большим шагом» для ЛГБТ-сообщества. «Большинство из нас мечтает заключить официальный брак, но в России это пока было невозможно. Для нас это реализация нашей мечты. Надеемся, скоро такая возможность появится у многих», – сказала Теодори.
Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, который выступает поборником традиционных семейных ценностей, пообещал добиться расторжения этого брака. «Мы будем через прокуратуру стараться не допустить подобных выходок, подобных безобразных оскорблений миллионов русских семей в будущем», – заявил Милонов.
Однако девушки намерены приложить все усилия для сохранения своего статуса. Как рассказала Шумилова радиостанции «Говорит Москва», «мы вообще не планировали, что наш брак будет публичным, просто так получилось». «Это вовсе не трюк, чтобы обойти закон. Брак, на мой взгляд, это вообще не публичная вещь, это союз любящих людей, которым даются юридические гарантии», – сказала Шумилова, добавив, что поддерживает легализацию однополых браков в России на официальном уровне, но при этом отметила, что не считает себя ЛГБТ-активисткой.
В разговоре с РСН Шумилова рассказала, что «мы с Аленой решились пожениться, потому что давно встречаемся», и «брак дает много юридических прав и гарантий – например, супруги могут навещать друг друга в больнице, у них есть права наследования». По ее словам, она никогда не была мужчиной, потому что родилась не того пола. «Сейчас я просто корректирую свою внешность в соответствии со своим гендером», – добавила трансгендер.
По ее словам, сотрудники загса отреагировали очень толерантно, «вошли в положение», их не смутило то, что брак заключается между двумя женщинами, потому что де-юре заключили его между мужчиной и женщиной. «Мы абсолютно спокойны за наш брак, потому что все в рамках закона. Мы не считаем себя сумасшедшими, мы такие же люди, как и все остальные, имеем право любить, жениться и выходить замуж», – заключила новобрачная.
Что касается заявления Андрея Дмитриева, то с ним не согласились коллеги по цеху. Адвокат по семейному праву Наталья Федоровская уверена, что даже после смены паспорта Шумиловой брак не будет аннулирован. По ее словам, брак может быть признан недействительным «только при определенных обстоятельствах, существовавших на момент регистрации». «Если на этот момент все документы были в порядке, и никаких нарушений ни с их стороны, ни стороны госорганов не было, то аннулировать брак невозможно. В этом появляется коллизия. Получается, это пробел в законодательстве, и пара использовала эту лазейку», – сказала Федоровская газете ВЗГЛЯД.
В свою очередь адвокат Мария Ярмуш, специализирующаяся на семейных делах, также убеждена, что брак между Шумиловой и Фурсовой не будет аннулирован. По ее словам, этот брак законен. «Оснований для отказа в регистрации такого брака у работников органа ЗАГС не было. Причин признавать этот брак недействительным в силу российского закона также не будет после возможной в будущем смены пола мужчиной (Шумиловой) и выдачей ему в связи с этим нового паспорта», – сказала Ярмуш газете ВЗГЛЯД.
Она пояснила, что «в соответствии со статьей 27 Семейного кодекса РФ брак признается недействительным при нарушении условий, которые установлены статьями 12, 14 и пунктом третьим статьи 15». «И все эти статьи не содержат положений, в которых смена пола одного из супругов после брака будет являться основанием для аннулирования брака. Поэтому ни Милонов, ни прокуроры будут не вправе обращаться в суд с таким иском. Это брак не однополый. Он соответствует российскому закону. Это брак между мужчиной и женщиной», – пояснила Ярмуш.
Более того, по ее словам, если в России в будущем будет принят закон, согласно которому последующая смена пола одним из супругов станет основанием для аннулирования брака, то «к этому конкретному браку нельзя будет его применить, потому что во время его регистрации Семейный кодекс действовал в сегодняшней редакции». «То, что в России не запрещено законом, то разрешено», – сказала адвокат.
Мария Ярмуш также раскритиковала позицию Милонова. «Нападки Милонова на молодоженов и работников органа ЗАГС необоснованны и незаконны. Депутат забыл, что в Российской Федерации основной закон – Конституция – уравнял в правах мужчин и женщин и гарантировал их свободу на вступление в брак. Таким образом, каждый мужчина и женщина в РФ вправе вступать в браки между собой неограниченное число раз... Если внешний вид и манера одеваться одного из брачующихся не нравится Виталию Милонову в силу его субъективного восприятия действительности, то это не дает ему права произвольно вмешиваться в дела этой конкретной российской семьи и угрожать аннулировать их брак», – сказала она, добавив, что мужчина и женщина при вступлении в брак могут выглядеть по-разному: стройными, полными, высокими, низкими, с разными стрижками, но права и свободы человека не зависят от его внешнего вида.
Она подчеркнула, что в Петербурге в брак вступили мужчина и женщина, оба – граждане России, обладающие всеми конституционными правами с рождения. «То, что мужчина проходит курс лечения гормонами, назначенными ему врачами, не лишает его права на вступление в брак с женщиной. Это право гарантировано статьей первой Семейного кодекса РФ. И никто не будет сомневаться, что данные мужчина и женщина вступили в добровольный союз для построения семейных отношений на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности друг перед другом. Тот факт, что жених и невеста решили выбрать свадебный наряд в виде белых платьев, не влияет на законность их брака, который в силу статьи первой Семейного кодекса РФ находится под защитой государства», – подытожила Мария Ярмуш.