Басманный суд Москвы заключил под стражу диспетчера аэропорта Внуково Александра Круглова, подозреваемого в причастности к столкновению самолета со снегоуборочной машиной, в результате которой погибли четыре человека. Изначально следствие просило заключить его под домашний арест.
Не осуществлял визуальный контроль и не предотвратил столкновение самолета
Следователь заявил, что в обязанности диспетчера Круглова входил контроль безопасности, но он «не осуществлял визуальный контроль и не предотвратил столкновение самолета со снегоуборочной машиной». Круглов отверг обвинения и заявил, что действовал в строгом соответствии с технологией.
Его адвокат рассказала, что он работает диспетчером около десяти лет, его ценят на работе и выдали положительные характеристики. В 2007 году Круглов, по ее словам, заметил задымление в двигателе Ту-204 компании «Владивосток-Авиа» и дал распоряжение об эвакуации, тем самым спас 141 пассажира. После этого случая он получил повышение и стал работать инструктором.
Коллектив попросил отпустить его на поруки, а предприятие выразило готовность внести залог в 4 млн рублей.
Результат усилий адвоката оказался обратным: следствие изменило свои требования и заявило, что Круглова надо посадить в СИЗО. По словам следователя, еще не установлен весь круг причастных к преступлению, поэтому, находясь на свободе, Круглов может выработать с будущими подозреваемыми единую позицию, чтобы избежать ответственности. Прокуратура поддержала требование следствия, а затем их поддержал суд, арестовав диспетчера. Адвокат заявила о намерении обжаловать арест.
Еще одного фигуранта этого дела - ведущего инженера Внуково Владимира Леденева - следствие также просило арестовать. Однако суд заявил, что следствие представило в суд недостаточно доказательств о возможной причастности Леденева к преступлению, и обязал привезти дополнительные документы, дав на это сорок минут. Вскоре следователь привез рапорт об обнаружении признаков преступления в аэропорту в ночь трагедии и протоколы допроса водителя снегоуборочной машины.
Инженер заявил, что его действия не могли привести к катастрофе. «Я добросовестно и честно исполнял свои обязанности», – отметил задержанный инженер. По его словам, водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко, должен был находиться на нерабочей полосе. «Разрешения выезжать на рабочую полосу я ему не давал», – сказал Леденев.
Суд согласился с доводами следствия и заключил инженера под стражу.
Диспетчер-стажер Светлана Кривсун тоже заявила о своей невиновности, пояснив, что она лишь выполняла указания специалиста. Суд поместил ее под домашний арест.
Под подозрение попал также руководитель полетов Роман Дунаев который сейчас дожидается решения о мере пресечения.
Запроса не поступало
Между тем комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию совместно с французскими коллегами завершила работу на месте происшествия.
Как выяснили эксперты, при выдаче диспетчером разрешения на взлет воздушному судну полоса была свободна. Примерно через 10 секунд после подтверждения экипажем разрешения на взлет подсистемой контроля и обзора летного поля стартового диспетчерского пункта «Вышка» зафиксировано движение снегоочистителя по левой границе ВПП 19 в южном направлении в сторону крестовины (пересечение взлетно-посадочных полос).
Запроса на разрешение пересечения ВПП снегоочистителем диспетчеру «Вышки» не поступало, после подтверждения экипажем разрешения на взлет переговоров на диспетчерском магнитофоне не зафиксировано.
Примерно через 15 секунд после начала движения самолета для взлета экипаж наблюдал объект, идентифицированный им как «машина, пересекающая дорогу».
«Наблюдение данного объекта не вызвало опасений экипажа, взлет был продолжен в обычной манере с соблюдением стандартных операционных процедур. Еще через 14 секунд произошло столкновение самолета со снегоочистителем. Экипаж увидел снегоочиститель непосредственно перед столкновением, после штатной команды на подъем носового колеса», – говорится в сообщении МАК. В момент столкновения со снегоочистителем воздушное судно находилось в воздухе, приборная скорость составляла около 248 км/ч. После столкновения стал интенсивно развиваться правый крен, что привело к столкновению воздушного судна с землей.
Ранее источник газеты Коммерсантъ, близкий к следствию, сообщил, что на взлетную полосу аэропорта Внуково в понедельник выехала даже не одна, а две снегоочистительные машины: одна из них проскочила перед самым носом разгоняющегося лайнера, вторую Falcon задел крылом на взлете. По данным источника, диспетчеры знали, что на полосе номер 2 работают снегоуборочные машины, выполняя сушку полос и рулежных дорожек. Операторы двух машин обнаружили недалеко от ВПП, пересекающейся с полосой, на которой находился Falcon, несколько неработающих сигнальных фонарей. Зная, что в конце этой ВПП находились электрики, водители, работавшие в паре, решили отвезти им поломанную осветительную технику. Возвращаясь обратно, они и пересекли ВПП номер 1, на которой начал разгон Falcon. Одной из этих машин и управлял Мартыненко.
Напомним, катастрофа произошла в понедельник, в 23.57. В результате столкновения легкомоторного самолета Falcon 50 со снегоуборочной машиной погибли четыре человека, включая президента французского энергетического концерна Total Кристофа де Маржери.
Следователи СК возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК России («Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).
Основными версиями крушения самолета назывались ошибка диспетчеров и действия водителя снегоуборочной машины. В то же время источник сообщил, что в момент столкновения самолета со снегоуборочной машиной руление на взлетно-посадочной полосе контролировал диспетчер-стажер. А его действиями в свою очередь управлял диспетчер-инструктор, который предотвратил в 2007 году другую авиакатастрофу.
В СК сообщали также, что «водитель снегоуборочной машины находился в состоянии алкогольного опьянения». Медицинские эксперты выяснили, что содержание алкоголя в крови водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко составляло 0,6 промилле.
В четверг суд санкционировал арест Владимира Мартыненко.
Коллектив авиадиспетчеров аэропорта Внуково не согласился с арестом своих коллег и написал письмо в СК России с требованием освободить их. «Мы возмущены вопиющими действиями со стороны органов СК РФ, когда в 02.00 ночи 23.10.2014 года после практически 48-часового беспрерывного допроса (наши коллеги) были задержаны и увезены в неизвестном направлении. Вышеуказанные диспетчеры перед этим отработали ночную смену, допросы производились без предоставления адвоката. Отношение к ним было как к опасным преступникам, т.к. вывели их из предприятия в наручниках. Они были морально и физически истощены и подавлены. Три дня находились без питания и сна. Диспетчеру-стажеру была вызвана скорая помощь», – отмечается в сообщении (орфография и пунктуация сохранены – прим. ВЗГЛЯД).
В то же время Следственный комитет заявляет, что «заявления о нарушении прав задержанных не соответствуют действительности». «Все допросы подозреваемых, в том числе и первые, были проведены с участием адвокатов. Никаких жалоб на здоровье ни со стороны фигурантов уголовного дела, ни со стороны их адвокатов не поступало. И, конечно же, не соответствует действительности информация о якобы грубом обращении с задержанными», – говорится в сообщении ведомства, опубликованном в четверг.
«Подозреваемым изначально было предложено самим приехать в СК России для проведения с ними следственных действий. И для этого следователи готовы им были предоставить транспорт, однако сотрудники аэропорта по каким-то причинам отказались от этого. Именно поэтому следователи были вынуждены сами приехать в аэропорт, задержать подозреваемых и провести необходимые следственные действия», – заявили в СК.