Шведские военные продолжают масштабную поисковую операцию в территориальных водах страны. Предположительно, речь идет о неопознанной подводной лодке, которую, согласно материалам шведских СМИ, за последние несколько дней видели трижды.
Я не хочу спекулировать на тему российской подлодки. Мы хотим выяснить, в чем дело
Газета Svenska Dagbladet, субботнее сообщение которой послужило началом этой эпопеи, писала со ссылкой на свои источники, что среди островов архипелага Стокгольма якобы находится российская подлодка. Издание сообщало о перехвате радиообмена на русском языке по каналу экстренной связи.
На пресс-конференции, состоявшейся в воскресенье вечером в Стокгольме, контр-адмирал ВМС Швеции Андерс Гренстад не смог ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о российской подлодке близ шведских берегов.
Военные продемонстрировали фотографии объекта, отметив, что фотограф «увидел что-то на поверхности, а после того, как он сделал фото, оно снова ушло под воду».
В Швеции поиски загадочной подлодки уже несколько дней являются главной темой выпусков новостей. В связи с этими поисками раздаются вопросы, сможет ли правительство, возглавляемое с начала октября социал-демократом Стефаном Левеном, обеспечить безопасность страны. Вспоминают также инцидент, случившийся 27 октября 1981 года, когда советская дизель-электрическая подводная лодка С-363 села на мель в территориальных водах Швеции.#{weapon}
Минобороны России заявило в воскресенье, что никаких нештатных ситуаций с военными кораблями страны не было и нет, а позднее источник в российском ведомстве предложил шведским военным обратиться за разъяснениями к командованию ВМС Нидерландов. «Дело в том, что в течение прошлой недели именно голландская дизель-электрическая подводная лодка «Брэйнвис» отрабатывала в непосредственной близости от Стокгольма практические задачи», – сказал он.
Нидерланды это предположение опровергли. Как сообщил представитель минобороны этого государства норвежскому изданию Verdens Gang, в конце прошлой недели корабли ВМС этой страны действительно находились в Балтийском море в рамках международных учений, но сейчас они находятся на пути домой.
Но другие шведские СМИ, возможно, раскрыли секрет таинственной лодки – и если это сообщение подтвердится, то следы действительно все-таки ведут в Нидерланды. В понедельник в шведских СМИ опубликованы фотографии якобы пропавшей у побережья подлодки. Фотографию корабля сделали отдыхавшие у побережья туристы, пишет Vlt. Блогер Maks, обративший внимание на публикацию, отмечает, что, судя по фото, у берегов Швеции находилась подлодка королевских ВМС Нидерландов Walrus-class.
А шведские военные заявили в ответ на предложение российского коллеги, что не ищут конкретную подводную лодку, а собирают информацию в связи с подозрениями на подводную активность иностранного государства в водах страны. Об этом же вечером в понедельник говорил шведский премьер Стефан Левен в ходе визита в Финляндию. На встрече с финским коллегой Александром Стуббом он заявил, что «пока в Швеции неизвестно, о чем конкретно идет речь».
«Мы не можем говорить об охоте за подводной лодкой. Я не хочу спекулировать на тему российской подлодки. Мы хотим выяснить, в чем дело», – заявил он журналистам после встречи, передает «Интерфакс».
Финский премьер, в свою очередь, призвал не драматизировать излишне происходящее и провести «открытые переговоры с Россией». Он также сообщил, что обмен информацией между Финляндией и Швецией о происходящем в Балтийском море проходит безупречно. Стубб добавил, что в последнее время можно отметить увеличение активности России в Балтийском море, и связал это с происходящими на Украине событиями.
Помимо сообщений своих источников о перехваченных «радиопереговорах на русском» и фотографии неясного происхождения, СМИ Швеции приводят в пользу версии о российской субмарине маршруты движения гражданских судов. Подозрения у скандинавских журналистов вызвало специализирующееся на подводном поиске и картографировании морского дна судно «Профессор Логачев», выдвинувшееся в субботу из Петербурга в направлении Стокгольмского архипелага. Высказываются также предположения о том, что неведомую подводную лодку заправил танкер NS Concord. Однако в компании ОАО «Новошип» заявили Фонтанке, что судно готовится к транспортировке нефти из Приморска в США. В компании сообщили, что 18 октября с судном выходила на связь береговая охрана Швеции – для выяснения цели дрейфа. «Никаких загадок тут нет – дрейф судов в ожидании грузовых операций периодически случается в практике коммерческого управления флотом», – сказал гендиректор судовладельца Цветков.
По мнению председателя совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитана первого ранга Игоря Курдина, все три «доказательства» присутствия российской подлодки, озвученные в шведских СМИ, не выдерживают никакой критики. Во-первых, подводные корабли на боевом патрулировании соблюдают строжайший режим радиомолчания, и даже нештатная ситуация не могла бы заставить российских моряков вести переговоры по-русски.
«Для передачи сигналов об аварии существуют специальные закодированные сигналы, которые запеленговать невозможно. Грубо говоря, передается только короткий сигнал, который означает только «сигнал номер такой-то». Смотрят плановую таблицу: этот номер сигнала означает, к примеру, «пожар в отсеке». Ни о каком русском языке речи быть не может», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«После 1981 года, когда шведы говорили об угрозе русских, это всегда происходило накануне принятия военного бюджета. Зачастую удавалось таким образом увеличить ассигнования на противолодочную оборону. Когда они нагнетали, эти факты ни разу не имели подтверждения, а «русские подводные лодки» оказывались то косяком рыб, то стаей нерп, то старыми рыболовными сетями. Сейчас, я могу предполагать, это вызвано давлением на Швецию как на нейтральную страну, чтобы подвигнуть ее к вступлению в НАТО», – считает Курдин.
Бывший командующий дивизией подводных лодок Северного флота России, экс-командир АПЛ К-241 Всеволодов Хмыров предположил, что то, чем занимаются шведские военные, является учениями. «Такие легенды придумываются специально для учений, и ничего нового в этом нет. Но говорить о том, что это якобы российская подлодка, довольно странно. Даже во времена СССР при проведении таких учебных поисков никогда не упоминалась государственная принадлежность лодки – это просто неэтично», – сказал Хмыров в интервью латвийской радиостанции Baltkom, передает РИА «Новости».
Председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан первого ранга Михаил Ненашев заявил, что российских субмарин в водах Швеции нет и быть не может, так как еще с советских времен у России там нет никаких разведывательных целей. «На Балтийском флоте две подводных лодки, и они, к сожалению, находятся в ремонте. Поэтому находиться там просто некому, и нет для этого никаких оснований, – сказал он. – Все остальное – это известная на протяжении последних сорока лет шведская забава – им надо напоминать о том, что Швеция какое-то имеет значение для геополитики и союзников».