В четверг главе Роскосмоса Олегу Остапенко, который приехал с инспекцией на строящийся космодром Восточный, в очередной раз доложили об отставании в графике строительства.
Я думаю, что задержки во многом связаны с тем, что проект постоянно пересматривается
Врио начальника Главного управления специального строительства по территории ДФО при Федеральном агентстве специального строительства Валерий Кузнецов сообщил, что ликвидировать отставание при возведении стартового комплекса космодрома так и не удалось, передает ИТАР-ТАСС.
«Для того чтобы зайти в график к 30 марта, нам нужно закрыть бетонирование еще по трем этажам, но к 30 марта не получается», – заявил Кузнецов, добавив, что «генеральный подрядчик просит срок до 15 мая», ссылаясь на сложные погодные условия.
До этого, 10 января, президент России Владимир Путин призывал представителей Роскосмоса ликвидировать задержки при строительстве Восточного.
Когда глава ведомства Олег Остапенко доложил главе государства, что отставание по строительству удалось сократить на 2–2,5 месяца, что «позволяло рассчитывать на выполнение поставленных задач», Путин поправил: «Вы сейчас упомянули о том, что сокращение произошло, – это хорошо. И не знаю, достаточно этого или нет, но я вас прошу самым внимательным образом к этому отнестись. Имею в виду все составляющие: и строительные, и чисто связанные с космосом, с подготовкой к пускам с этой площадки».
До этого, в ноябре прошлого года, вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за ВПК, признался, что со строительством космодрома Восточный были определенные проблемы.
При этом, по словам вице-премьера, «в правительство и Военно-промышленную комиссию при правительстве поступала неполная, скажем так, мягко говоря, информация о ходе строительства и об этапах его разворачивания».
Рогозин, правда, заявил тогда, что благодаря сделанным кадровым перестановкам и усилению контроля со стороны правительства отставание строительных работ на космодроме удалось существенно уменьшить – с трех месяцев до 10 дней.
Андрей Ионин считает, что погода или климат не могли помешать строителям космодрома Восточный (фото: uralpolit.ru) |
Еще раньше, в октябре прошлого года, в Роскосмосе отмечали, что задержки со строительством космодрома частично обусловлены проливными дождями.
И еще в октябре 2011 года СМИ со ссылкой на Роскосмос рассказывали о том, что график строительства Восточного может быть сорван.
Космодром Восточный строится вблизи Углегорска Амурской области, первый запуск с него запланирован на 2015 год, первый пилотируемый запуск – на 2018 год.
О том, с чем могут быть связаны нынешние проблемы, газета ВЗГЛЯД попросила рассказать независимого эксперта, члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрея Ионина.
ВЗГЛЯД: Андрей Геннадьевич, сегодня было заявлено, что отставание в строительстве космодрома Восточный ликвидировать так и не удалось. При этом осенью вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил, что проблема близка к разрешению...
Андрей Ионин: Да, я помню. Я не могу точно сказать, почему отставание до сих пор не ликвидировано. Но насколько мне известно, и об этом можно судить по сообщениям, которые попадают в прессу, причина может заключаться в том, что до сих пор до конца непонятно, что именно будет запускаться с Восточного, какие ракетоносители, в каком формате. А если основные ключевые моменты проекта находятся либо в стадии принятия решения, либо в неких сомнениях, понятно, что возникают сложности и со строительством. Потому что стартовые и все технические сооружения строятся, исходя из конкретного носителя.
ВЗГЛЯД: Что может мешать строителям Восточного: сложное местоположение, погода, что-то еще?
А. И.: Насколько я знаю, погода на Восточном как раз очень хорошая. Там, в отличие от Москвы, 300 солнечных дней в году и очень хороший сухой климат. Для космодрома было выбрано замечательное место. Я там был просто и знаю, о чем говорю.
А сложности могут быть связаны с тем, что там, безусловно, не так много рабочей силы для таких проектов, особенно если иметь в виду высокопрофессиональные кадры. В этом, безусловно, есть проблема в силу специфики Дальнего Востока. Но я думаю, что эта проблема была понятна с самого начала. И для нее должны были быть стандартные решения. Уж не говоря о том, что буквально в 200 км от космодрома, через Амур, рабочей силы как раз переизбыток...
То есть эта проблема была очевидна, и это не тот вопрос, который должен сказываться на скорости строительства. И совсем другое дело было бы, если бы задержки были связаны с какими-то непредвиденными трудностями, которые просто невозможно было предусмотреть: со стихийным бедствием, с чем-то еще.
ВЗГЛЯД: Сроки завершения проекта подходят к концу...
А. И.: Да. Мы все помним, что срок окончания строительства – 2015 год. Он был обозначен еще в 2007 году. Таким образом, до декабря 2015 года осталось меньше двух лет. Я думаю, что задержки во многом связаны с тем, что проект постоянно пересматривается, мы наблюдаем, что идет какая-то борьба за ракетоносители, которые будут оттуда запускаться, между предприятиями-производителями, разработчиками. И это, в общем, понятная борьба. Но времени осталось мало. И нужно принимать решения.
ВЗГЛЯД: А были подобные проблемы при строительстве других космодромов, например Байконура?
А. И.: Если вы посмотрите историю Байконура, то увидите, что там точно никаких задержек не было. Он был построен буквально за два года. Первые строители появились там в 1955 году. А уже в 1957 году, в октябре, прошел первый удачный запуск. Притом что до этого был еще целый ряд неудачных испытательных запусков. То есть с Байконуром Восточный точно сравнивать нельзя.
ВЗГЛЯД: А с точки зрения условий строительства? Где тяжелее?
А. И.: Условия на Восточном значительно лучше. Ведь Байконур строился практически на пустом месте в силу вопросов, связанных с секретностью и т. д. Там не было ничего.
Здесь же, и я знаю об этом достоверно, место для космодрома выбиралось, исходя из того, что значительная часть инфраструктуры, в том числе и жилой фонд, уже там была. Рядом расположен городок Углегорск, вокруг которого, собственно, и строится космодром.
Может быть, в дальнейшем сотрудники Восточного и будут жить в каком-то более современном городке. Но там уже есть жилой фонд на 5 тыс. человек и развитая инфраструктура вплоть до огромного современного спортивного центра, больницы, школ и детских садов. То есть строят они не с нуля, в отличие от Байконура. Вдобавок буквально в километре от города там проходит дорога «Амур», рядом Транссиб, недалеко большой военный аэродром и т. д.
ВЗГЛЯД: Как же решить проблему с задержкой строительства? Просто отправить туда еще несколько тысяч рабочих из Москвы?
А. И.: Нет, таким образом, конечно, не решить. Никакая «штурмовщина» тут не нужна. Во многом эта проблема связана, на мой взгляд, с организационными моментами. Нужно просто нормальное управление проектом.