Во вторник самолеты МиГ-29К впервые совершили учебно-тренировочные полеты, имитирующие заход на посадку на авиационную палубу строящегося в Ейске российского тренажера НИТКА.
Полеты продлятся в течение двух недель. Будет совершено порядка десяти вылетов
«Сегодня было два испытательных вылета МиГ-29КУБ, во время которых самолеты совершали имитацию посадки на палубу авианосца. Полеты продлятся в течение двух недель. Будет совершено порядка десяти вылетов», – сообщил РИА «Новости» представитель Южного военного округа (ЮВО).
Он подчеркнул, что главной целью полетов является проверка светотехнического оборудования палубы тренажера. В частности, будет дана оценка комплексам «Сатурн», «Луна-37», МТК-201. Испытательные полеты проводят летчики РСК «МиГ», Южный военный округ лишь предоставил воздушное пространство для испытаний, отметил представитель округа.
Авиационный комплекс НИТКА (НИТКА – наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный) используется для подготовки летчиков палубной авиации.
Этот тренажер представляет собой аэродром со стальным летным полем в виде корабельной палубы, оборудованный трамплином и аэрофинишерами. Габариты летного поля эквивалентны габаритам летной палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
В Советском Союзе был построен единственный такой комплекс – на аэродроме Нефедовка близ города Саки в Крыму. После распада СССР комплекс перешел к Украине, а российские пилоты получают к нему доступ за арендную плату. По соглашению от 1997 года российские летчики Северного флота получили возможность тренироваться в Крыму в течение полутора–двух летних месяцев.
Ранее Москва за использование полигона расплачивалась запасными частями к самолетам типа «Су» на эквивалентную сумму, а также ремонтными работами на комплексе. Аренда достигала 0,5–1 млн долларов. В 2003 году Киев впервые предложил повысить аренду и перейти на денежную форму. Затем при президенте Викторе Ющенко российские тренировки вообще прекратились. В 2008 году украинская сторона не пустила на аэродром российских летчиков по политическим причинам – в знак протеста против участия России в конфликте вокруг Южной Осетии. В 2009 году Киев также отказал, но сослался на технические причины.
С приходом к власти Виктора Януковича российские летчики вернулись на полигон.
В этом году, по данным газеты «Коммерсант», плата за использование Россией полигона увеличилась с 700 тыс. до 2 млн долларов в год.
В итоге, как стало известно на прошлой неделе, российская сторона решила уже в этом году отказаться от использования украинского комплекса. «Российская сторона письмом от 24 апреля 2013 года проинформировала министерство обороны Украины о том, что использование полигона НИТКА в 2013 году не планирует», – заявили в украинском военном ведомстве.
В марте директор Спецстроя Григорий Нагинский сообщил, что российский полигон НИТКА будет введен в эксплуатацию осенью этого года. «Глобально там строительные работы практически закончены. Думаю, что в августе – сентябре этого года там уже самолеты будут летать», – сказал Нагинский.
Одновременно в 2013 году в минобороны Украины сообщили о том, что рассматривают возможность предоставления полигона для летчиков палубной авиации НИТКА в Крыму для учений вооруженных сил других государств. Дело в том, что полигон не представляет значительного интереса для вооруженных сил Украины, поскольку они не располагают ни авианосцами, ни, соответственно, палубной авиацией. Сообщалось, что полигоном интересуются Индия и Китай. Однако на прошлой неделе на Украине заявили, что никаких договоров на этот счет не подписывали.
В мае главком ВМФ РФ Виктор Чирков пообещал, что комплекс будет введен в эксплуатацию на рубеже 2013–2014 годов. «Работы по строительству НИТКА в Ейске идут в соответствии с планом, хорошо и качественно. Сейчас идет подготовка к наладочным и настроечным работам. Я очень надеюсь, что тренажер будет введен в действие на рубеже 2013–2014 годов», – заявил главком.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, на российском полигоне будут проходить подготовку не только российские, но и индийские летчики. В апреле был заключен контракт между министерством обороны Индии и РСК «МиГ», в рамках которого мы должны проводить обучение индийских летчиков на самолетах МиГ-29К/КУБ. По словам гендиректора РСК «МиГ» Сергея Короткова, обучение будет состоять из двух этапов. «Первый начнется в России, за два с половиной месяца до отплытия авианосца «Викрамадитья» (бывший российский крейсер «Адмирал Горшков»), который наша страна должна передать военно-морским силам Индии в этом году», – сказал он.
По его словам, продолжение обучения, «которое отвечает всем современным требованиям», пройдет на территории Индии. «Кроме того, РСК «МиГ» оказывает содействие строительству в Индии полигона для подготовки летчиков палубной авиации, – добавил Коротков. – Само обучение рассчитано на два с половиной месяца».
Россия поставила Индии 16 самолетов МиГ-29К/КУБ по основному контракту и четыре – по второму (опционному). Именно эти машины выиграли в индийском тендере на закупку истребителей для авианосца «Викрамадитья» и перспективного авианосца ВМС Индии.