Следователи СК России возбудили уголовное дело по факту смерти супружеской пары на отдыхе в Египте в начале марта.
Коллективный сердечный приступ – это предельно маловероятно
«В ходе доследственной проверки установлено, что 23 февраля 2013 года с целью получения квалифицированного, качественного и полноценного отдыха граждане РФ 50-летние супруги Андрей и Марина Хмелевы, а также их сын 24-летний Павел Хмелев вылетели в город Хургада Арабской Республики Египет и были размещены в отеле «Гранд Отель». В номере отеля скоропостижно при неустановленных обстоятельствах 7 марта 2013 года скончался глава семьи, 9 марта 2013 года при аналогичных обстоятельствах наступила смерть его супруги.
Павел Хмелев после прилета в Санкт-Петербург с признаками отравления в тяжелом состоянии был доставлен в НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, где находится на лечении по настоящее время», – говорится в сообщении ведомства.
В свидетельствах о смерти, выданных губернаторством Красное море 9 марта, говорится, что гибель обоих супругов наступила от сердечного приступа.
Однако российских следователей эта версия не удовлетворила. «У нас есть достаточные основания полагать, что это не так», – сказала газете ВЗГЛЯД старший помощник руководителя СУ СК по Ленинградской области Юлия Матолыгина, не уточнив, что это за основания.
«Это такое же уголовное дело, как все другие, – пояснила она. – В рамках следствия сын погибших будет признан потерпевшим и допрошен в качестве потерпевшего. Будут допрошены все родственники, представители турагентства и туроператора, которые их туда направляли, будут проводиться судебно-медицинские экспертизы, в том числе по определению степени тяжести вреда здоровью Павла».
«Тела находились в Египте пять или шесть дней, а когда были доставлены в Россию, сразу были захоронены родственниками. Вскрытие никто не делал, поэтому предстоит провести эксгумацию и судебно-медицинскую экспертизу», – добавила представитель ведомства.
«Мы направим в Египет международные поручения об изъятии и предоставлении нам египетской стороной некоторых документов. Какая там была проведена проверка, мы, к сожалению, пока не знаем. По этим сведениям мы будем решать, будут ли наши следователи выезжать туда для проведения следственных действий или нет. Для начала нам нужно получить хоть какие-нибудь документы, потому что сейчас у нас имеются только документы о транспортировке трупов и причина смерти. Этого недостаточно», – рассказала Матолыгина.
Уголовное дело возбуждено по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц).
Напомним, ранее в СМИ сообщалось, что родственники супругов Хмелевых не поверили в версию египетских медиков и настаивают на повторной экспертизе. «Перед праздниками они позволили себе расслабиться, выпивали. Сначала плохо себя почувствовал Андрей. После очередного застолья он отказался от выпивки и неделю не пил. Ему стало плохо. Очень быстро все произошло: сначала усталость, потом холодные руки – стандартный набор при отравлении метанолом», – рассказал газете «Комсомольская правда» муж сестры Марины Хмелевой Александр Крутиков.
По данным издания, умер Андрей резко – вечером 7 марта. Сказал, что плохо себя чувствует, остался в номере. Марина с сыном отправились на ужин, а когда пришли, Андрей был уже мертв. Через день, 9 марта, не стало уже и Марины. Женщина сначала лишилась зрения, потом у нее наступили судороги. Умерла в муках. Павел в тот же день один возвращался в Петербург. После всех событий из отеля его выселили очень быстро. В аэропорт он попал за 15 минут до окончания регистрации рейса. В duty free купил себе бутылку «Бренди». В самолете ему резко стало плохо, и парень отключился. В российском аэропорту парня встретили друзья и срочно доставили в НИИ скорой помощи им. Джанелидзе. В настоящее время Павел находится в тяжелом состоянии в отделении токсикологии, у него практически отсутствует зрение. Врачи диагностировали отравление метанолом и предупредили родственников, что, вероятно, он станет инвалидом.
Врач-кардиолог Владимир Полыновский в версию о почти одновременном сердечном приступе супругов также не верит. «Коллективный сердечный приступ – это предельно маловероятно, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Скорее всего, это именно алкоголь с метанолом. Отравление происходит сразу после употребления метилового спирта. Первый симптом – потеря зрения, потом все остальное развивается. Это очень токсичный для человека яд. Чтобы доказать это, необходимо судебно-медицинское вскрытие в условиях Российской Федерации, а не в условиях заинтересованной страны – Египта».
Он затруднился сказать, что будет, если возникнет коллизия в связи с тем, что стороны будут настаивать на разных медицинских заключениях. «Если бы это было между двумя цивилизованными странами, то, наверное, это как-то разрешилось бы. В Египте в нынешней ситуации перспективы весьма туманны», – сказал врач.
«Один раз я сам был в Египте, и думаю, что хватило на всю оставшуюся жизнь. Египет – это страна, где, кроме такого алкоголя, другого нет. Однажды мы вышли и посмотрели, какой там алкоголь продается. Скажу так: у нас в 90-е годы «самопал» был лучше, чем там сейчас», – отметил он.
По его словам, определить метанол в домашних условиях нет никакой возможности. «Остается только полагаться на порядочность того, кто дает эти напитки. Я для себя сделал такой вывод: проводить отпуск в цивилизованных странах, где этого заведомо не может быть», – заключил Полыновский.
«История очень странная: во-первых, сразу не была привлечена полиция, не был составлен протокол, – сказала газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Притом что два иностранца умерли в гостинице один за другим, оказалось достаточно письма директора гостиницы, что у него не продается контрафактный алкоголь, – это очень странно. Не менее странно, что больше в этом отеле никто не отравился. Такое впечатление, что была одна-единственная бутылка.
Египетские власти должны были сразу встревожиться – что за странная история? Но, видимо, они не захотели эту историю раздувать, выносить сор из избы, видимо, решили, что все это может пройти молчком».
«Если в гостинице контрафактный алкоголь, почему больше никто не отравился? Или в партию попала одна бутылка? Или они где-то еще взяли эту бутылку? Действительно ли они заказывали алкоголь в номер? В Египте это не принято», – задает вопросы Тюрина.
Напомним, в 2011 году произошло массовое отравление российских туристов в Турции. Пятеро россиян выпили алкоголь, содержащий метиловый спирт, во время экскурсии «Вечерняя яхта» на судне Orhan-5, принадлежащем компании Orhan Denizcilik Marina Tourism and Ticaret. Экскурсия была организована местной компанией по поручению российской турфирмы Mostravel для группы из почти 70 российских туристов. Большинство граждан РФ были менеджерами турагентств, которые находились в Турции в ознакомительной поездке. В результате погибли пятеро россиян.
В ходе расследования выяснилось, что причиной смерти россиян стал поддельный виски Mister Burdon. Метиловый алкоголь был ввезен в страну с территории непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) фирмой «Жасмин» и реализован на местном рынке базирующейся в Анкаре компанией «Бирлик». Всего в Анталье, Мугле, Мерсине и Анкаре было продано около 12 тыс. бутылок виски со смертельной дозой метанола.
По словам Ирины Тюриной, даже это громкое дело не сказалось на турпотоке в эту страну. «В истории с массовым отравлением в Турции, где действительно был контрафактный алкоголь, идет судебный процесс, это было очень громкое дело. Но я бы не сказала, что это отрицательно повлияло на турпоток в Турцию. Египет постоянно находится в зоне негативного информационного фона в связи со многими событиями, которые там происходят. Эта история, конечно, не добавит ему очков. Но не думаю, что это остановит турпоток, который там восстанавливается», – сказала она.
Что касается Египта, представитель РСТ отметила, что «там полно алкоголя местного производства, отвратительного качества с точки зрения вкуса, есть совершенно мерзкие местные напитки, но никто до сих пор не погибал».