На этой неделе Владимир Путин несколько раз останавливался на проблемах образования.
Зарплата учителей растет, но пока она еще не достигла того уровня, который необходим
В среду в ходе совещания по развитию детско-юношеского спорта президент заявил о недопустимости введения в стране только платного образования и заверил, что такого перехода не произойдет.
«Фундаментальное достижение советского периода – это общее образование. Мы, конечно, не можем, не должны и не будем скатываться назад, вниз. Я прекрасно себе отдаю отчет в том, что произойдет, если с учетом сегодняшнего расслоения, это, наверное, другая важная и острая проблема, которую мы должны решать, но в условиях достаточно большого расслоения по уровню доходов, если мы еще перейдем на общее образование платное, то мы вообще скатимся мгновенно. Просто даже не успеем глазом моргнуть, скатимся на уровень третьестепенной страны», – сказал глава государства.
Затем Путин предложил воссоздать комплекс ГТО в современном формате, а сдачу нормативов учитывать при поступлении выпускников школ в высшие учебные заведения.
«Думаю, что вполне уместно вспомнить позитивный опыт прошлых лет, когда в нашей стране действовал так называемый комплекс ГТО, его нормативы сдавали люди разных возрастов, это был реально работающий механизм. В значительной степени он затерся, но он работал... Эту систему нужно возродить», – сказал президент на совещании по развитию системы физического воспитания.
«Более того, считаю, что оценка уровня физической подготовки школьника, сдавшего нормативы по этому комплексу, о котором я сказал, обязательно должна быть отражена в документе об образовании и учитываться при поступлении в вузы», – добавил Путин.
О гарантиях бесплатного образования, учебниках и нормах ГТО газета ВЗГЛЯД расспросила заместителя председателя комитета ГД по образованию Алену Аршинову.
ВЗГЛЯД: Алена Игоревна, президент в очередной раз вернулся к теме бесплатного образования. Означает ли это, что проблема все-таки имеет под собой основания? Не на пустом же месте возник этот ответ Путина?
Алена Аршинова: Эта тема стала объектом не самых чистых манипуляций. Оппозиция, используя социальные сети, раз за разом рассказывает о том, что завтра всем придется за все платить. Естественно, когда вбрасываются подобные темы, какими бы они ни были, какая-то часть пользователей во все это верит.
Вы же знаете, чем беспочвенней заявления, тем легче в них поверить.
И указы президента от 7 мая, и закон об образовании гарантируют бесплатность образования – таковы факты. Курс президента очень амбициозен, и когда говорится о новой экономике, об инновациях, речь не может идти о платной школе. Платное образование недопустимо.
ВЗГЛЯД: При этом в некоторых школах есть институт добровольно-принудительных пожертвований от родителей.
А.А.: Да, такая практика существует. Но родители имеют право не платить, хотя платят, боясь, что отношение учителя к их ребенку изменится.
Зарплата учителей растет, но пока она еще не достигла того уровня, который необходим: образование и воспитание – это очень сложно, очень эмоционально затратно, с этим тоже связаны сборы, о которых мы говорим.
ВЗГЛЯД: А как эту практику преодолеть? Невозможно же все это регулировать законодательно.
А.А.: Во-первых, возможно регулировать. Систему нужно выстраивать. Она выстраивается, идет процесс.
Во-вторых, родители не должны идти на поводу. Человек имеет право не платить.
ВЗГЛЯД: Родители платят, в том числе, и за учебники, например...
Я полагаю, что учебники должны быть переведены в электронный формат и обновляться ежегодно. Это избавит родителей от постоянных трат. Пусть будет электронная база учебников, государство должно взять на себя расходы по покупке авторских прав, наполнению этой базы и ее обновлению.
Конечно, для учеников этот учебник должен быть бесплатным.
ВЗГЛЯД: При этом спор ведь идет о некоем едином взгляде на историю. Он и в электронном виде должен быть единым?
А.А.: Должен быть базовый учебник. Можно отметить, что действительно существует несколько точек зрения, но должна быть созвана специальная коллегия, которая бы отвечала за непротиворечивость трактовок.
У нас нет цензуры. Пожалуйста, любые мнения, но только в качестве мнений. По базовым вопросам расхождений быть не должно, а дополнительной литературы должно быть много, она должна быть доступна.
ВЗГЛЯД: Говорят, что современная школа переусложнена, детям просто трудно учиться: много новой информации, вообще очень много информации. Не стоит ли упростить?
А.А.: Существуют разные точки зрения на этот счет. Моя позиция состоит в том, что дети должны больше заниматься учебой, они впитывают все, и пропущенное время будет не вернуть.
Тем более что школьники сегодня могут пользоваться Сетью, это технически очень облегчает работу.
ВЗГЛЯД: Как именно ваш комитет планирует поддерживать идею президента о возвращении норм ГТО?
А.А.: Мне сложно сказать о комитете, у нас не было еще заседания. Как зампред комитета я поддерживаю эту инициативу.
Сейчас разработкой предложений (и соответствующей программы) будут заниматься министерства спорта и образования, и если им нужна будет поддержка комитета, она будет оказана.
ВЗГЛЯД: При этом к министру образования и науки предъявляется масса претензий...
А.А.: Если человек не работает, нечего и критиковать. Да, Ливанова критиковали, я сама критиковала, но это – совершенно рабочие моменты.
Задачи перед Ливановым стоят очень серьезные. И, к чести главы ведомства, он слышит обращенные к нему претензии. Так, например, критерий востребованности специалистов, который не был включен в систему оценки вузов, будет задействован.