Правительство России утвердило госпрограмму повышения безопасности на дорогах вплоть до 2020 года. Документ во вторник был обнародован на сайте кабинета министров.
Разработчики рассчитывают, что «принятие программы позволит сохранить накопленный потенциал в области обеспечения безопасности дорожного движения и привести к достижению целевого ориентира сокращения числа погибших в ДТП в РФ, а также сформировать предпосылки для снижения дорожно-транспортного травматизма на следующее десятилетие».
Ответственными за реализацию мероприятий назначены МВД, МЧС, Минздрав, Минтранс, Минобрнауки, Минпромторг и Росавтодор, а общую координацию будет осуществлять Министерство внутренних дел.
Цифры и факты
На дорогах за последние девять лет погибли 9852 ребенка в возрасте до 16 лет
Как говорится в документе, «ежегодно в РФ в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек».
«На дорогах за последние девять лет погибли 9852 ребенка в возрасте до 16 лет, травмированы 209223 ребенка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004–2011 годы составил 571407 человек», – отмечается на сайте правительства.
Подсчитан и социально-экономический ущерб от ДТП. За период с 2004 по 2011 год он составил 8188,3 млрд рублей, что сравнимо с доходами бюджетов субъектов РФ за целый год (в 2012 году он равнялся 8064,3 млрд рублей – прим. ВЗГЛЯД).
«Несмотря на то, что в 2011 году социально-экономический ущерб от ДТП и их последствий снизился до 862 млрд рублей, его годовой размер, тем не менее, все равно существенен и примерно равен расходам консолидированного бюджета субъектов РФ за 2011 год на жилищно-коммунальное хозяйство (881,25 млрд рублей)», – отметили в правительстве.
Также в документации сообщается, что каждая тринадцатая авария в России происходит по вине пьяных водителей. А три четверти всех дорожно-транспортных происшествий – по причине нарушения ПДД водителями легковых автомобилей.
Отмечается также, что в 2012 году основной причиной почти каждого пятого дорожно-транспортного происшествия (21%), гибели каждого четвертого человека на дороге (24,8%) и ранения каждого пятого (21,1%) стали «недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети», передает РИА «Новости».
Отметим, что прошлая, во многом аналогичная ФЦП, которая действовала с 2006 по 2012 год, была признана достаточно эффективной.
По официальным данным, за годы действия программы травматизм и количество погибших в ДТП – самая тяжелая цифра – сократились почти на 20%.
Но Россия по ряду показателей в этой сфере по-прежнему серьезно отстает от наиболее развитых стран, признают в правительстве. В частности, на 100 тыс. жителей в ДТП в России гибнет почти в пять раз больше человек, чем в Нидерландах, и в два раза больше, чем в Чехии, уровень автомобилизации в которой почти в два раза выше российского.
Главная цель
Главной целью новой ФЦП названо «сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе детей, к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82%) по сравнению с 2012 годом».
Для этого планируется осуществить ряд «взаимодополняющих мер», среди которых: создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям на дорогах; формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах; повышение культуры вождения; развитие современной системы оказания помощи пострадавшим и повышение требований к подготовке водителей при получении прав.
Для удобства программу разбили на два этапа. 1-й этап – 2013–2015 гг. – будет посвящен «сокращению влияния наиболее весомых факторов, вызывающих аварийность». Здесь на первом месте пропаганда – изменение общественного отношения к проблемам безопасности, затем идут стимулирование ответственности федеральных органов власти и местного самоуправления, совершенствование механизмов работы с субъектами РФ.
На 2-м этапе – с 2016 по 2020 год – на основе глубокого анализа результатов 1-го планируется внести соответствующие коррективы и заняться «поступательным достижением целевого состояния аварийности на российских дорогах и преодолением дисбаланса в ситуации с аварийностью в регионах».
Среди конкретных мероприятий программы можно выделить открытие в стране до 2020 года трех федеральных центров по подготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей и людей, которые принимают экзамены у потенциальных шоферов. На это планируется выделить более 612 млн рублей, передает РИА «Новости».
Минобрнауки также должно усовершенствовать систему подготовки водителей с ограниченными возможностями здоровья – на это выделено 33,5 млн рублей.
Также в рамках программы почти миллиард рублей выделяется на светоотражающие значки для детей дошкольного возраста и младших школьников. На эти деньги изготовят не менее 15 млн таких приспособлений, которые призваны защитить детей в темное время суток.
Кроме того, почти 4 млрд рублей выделяется на автоматический контроль на дорогах. На эти деньги должно быть изготовлено не менее 3,93 тыс. комплексов контроля.
Больше денег на инфраструктуру
#{smallinfographicleft=555161}Между тем эксперты, опрошенные газетой ВЗГЛЯД, признав, что госпрограмма повышения безопасности дорожного движения – вещь необходимая, высказали мнение, что деньги можно было бы потратить более полезно.
Председатель Федерации автовладельцев России Виктор Клепиков напомнил, что в новой ФЦП прогнозируется спад по смертности на дорогах почти на 30% к 2020 году.
«Честно говоря, слабо в это верится, если отталкиваться от тех мер, которые там прописаны, – рассказал он газете ВЗГЛЯД. – Федерация автовладельцев России считает, что нужно в основном вкладываться в дорогу, в инфраструктуру, в автомобильные развязки. А те полумеры, которые предложены, не думаю, что принесут желаемые результаты».
Клепиков порекомендовал разработчикам российской программы посмотреть на шведский опыт. В Швеции, по его словам, существует программа под названием «Ноль погибших на дорогах – это реально». Ее смысл в том, что нужно в принципе исключить возможность столкновения автомобиля с другим автомобилем и пешеходом.
«Инфраструктура должна как бы сама думать за водителя и делать так, чтобы он вообще не попадал в ДТП», – резюмировал эксперт.
Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин в разговоре с газетой ВЗГЛЯД также давал понять, что слишком много денег выделяется на различные обсуждения, социальную рекламу, которая, на его взгляд, сейчас крайне неэффективна, и мало – на инфраструктуру.
Примерно такое же мнение высказывал и член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.
По его словам, например, многие научные разработки в рамках прошлой ФЦП не имели никакой практической отдачи. А львиную долю средств необходимо направить на «какие-то реальные вещи: постройку туннеля, моста, пешеходного перехода», резюмировал он.
Напомним, 23 сентября новую ФЦП одобрил на заседании правительства России премьер-министр Дмитрий Медведев. Он подтвердил, что общий объем финансирования программы составляет более 32 млрд рублей. Из них за счет средств федерального бюджета будет выделено 17 млрд, еще 14 млрд дадут региональные бюджеты, 1 млрд поступит из внебюджетных источников.
«Мы понимаем, что эта программа не решит всех проблем», – сказал премьер и призвал расходовать эти немалые средства с максимальной эффективностью.
Добавим, что бюджет новой ФЦП оказался втрое ниже тех цифр, которые правительство планировало потратить на эти цели еще год назад.
Правда, по мнению экспертов, главное даже не в размере выделяемых средств, а в эффективности их расходования. И по этому вопросу у целого ряда специалистов были вопросы даже к прошлой хорошо зарекомендовавшей себя программе.