Общество

17 октября 2013, 18:30

Глава Автодора предлагает сузить российские дороги

Фото: РИА "Новости"

Ширину автодорожных полос в России стоит сузить, считает глава Автодора. Это должно не только увеличить пропускную способность трасс, но и дать существенную экономию на строительстве автодорог. Единственными проигравшими в результате нововведения могут оказаться мотоциклисты.

На 20-м Всемирном конгрессе по интеллектуальным транспортным системам, который в этом году проходит в японской столице, глава Автодора Сергей Кельбах предложил уменьшить ширину полос на автомобильных дорогах России. Примером для него стали стандарты по строительству именно японских автомагистралей, а также трасс некоторых европейских стран.

По поводу ширины дорожной полосы – это отдельный «крестовый поход», который надо будет начинать

«По поводу ширины дорожной полосы – это отдельный «крестовый поход», который надо будет начинать. По крайней мере возбудить все это (обсуждение данного вопроса)», – сказал он в кулуарах конгресса в Токио.

Говоря об опыте Японии в дорожном строительстве, глава «Российских автомобильных дорог» отметил, что здесь «поражает плотность сети», передает ИТАР-ТАСС.

«И лишний раз я убедился, что полоса в 3,20 метра вполне позволяет всем двигаться – большим автобусам и т. д. На скоростных дорогах в Токио – 3,50 метра», – отметил Кельбах. Он напомнил, что в России стандартная ширина полосы для автомагистралей составляет сейчас 3,75 метра.

Глава Автодора заметил также, что этот показатель влияет и на сравнительную стоимость строительства дорог в России и за рубежом.

«Мы же сравниваем слона и бегемота: вот километр дороги в Германии столько-то стоит, а в России – столько-то. Но в Германии полоса – 3,50 метра, а не 3,75. И километр дороги в России, особенно шестиполосной, значительно шире, считайте, на каждой полосе на 25 сантиметров больше», – пояснил Кельбах.

Отметим, что в 2009 году с подобной инициативой выступал тогдашний министр транспорта Игорь Левитин. Он объяснял, что такая мера позволит увеличить пропускную способность трасс. «Мы считаем, что там, где дороги проходят по городам, полосы можно сделать до 3,5 метра, тем самым получив дополнительные полосы с расширением под движение общественного транспорта», – говорил министр. Кроме того, по его словам, это позволяет «не тратить деньги на перенос зданий и коммуникаций».

При этом министр заверял, что сужение ширины полос не будет влиять на аварийность. «Средняя скорость на этих участках не будет способствовать ДТП. Какая уже разница, 3,75 метра или 3,5 метра ширина полосы при скорости движения 15 километров в час?» – сказал Игорь Левитин. Ранее он предлагал урезать ширину полос до 3,3 метра.

Правда, учитывая тот факт, что загруженность автомобильных дорог в России, особенно в ее столице, достаточно велика, уменьшение ширины дорожного полотна может ситуацию с пробками и ДТП только ухудшить. И места для грузового транспорта на таких дорогах может и вовсе не остаться, опасается ряд экспертов. Однако руководитель юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахмеджанов так не считает.

«Если будет сохранена возможность для парковочных мест там, где они предусмотрены, не будет никакого ущерба для инфраструктуры города,  качество дорожного полотна станет значительно выше при увеличении количества полос движения. Тогда такая мера вполне может оправдать себя», – отметил он в комментарии газете ВЗГЛЯД.

В озвученном главой Автодора предложении Ахмеджанов видит только одну проблему. И касается она мотоциклистов.

«Боюсь, что привычка мотоциклистов ездить между полосами движения при сокращении ширины полос так и останется, поэтому работу нужно проводить именно с ними», – отметил он.

«Чем плотнее движение, тем больше шансов для столкновения», – сказал газете ВЗГЛЯД председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, комментируя предложение главы Автодора.

Он отметил, что сужение полос до 3,5 метра – это «терпимо», но чревато пробками на дорогах. «Все эти попытки расширить количество полос оправданны только в том случае, если это делается на больших участках дороги. Но если это расширение влечет за собой через короткие промежутки сужение, то хуже ничего не придумаешь. Нет ничего более опасного с точки зрения пробок и заторов, чем сужение дорог», – утверждает Похмелкин.

«В борьбе с пробками сужение не поможет. Кроме того, эта мера увеличит плотность движения. Готовы ли к этому все наши водители, особенно начинающие, не знаю. Должен быть серьезный анализ», – сказал эксперт, комментируя гипотезу о том, что сужение повлияет на пропускную способность в лучшую сторону.

Похмелкин подчеркнул, что предложение заслуживает серьезного критического обсуждения.

По мнению специалистов, для реализации идеи Сергея Кельбаха необходимо учитывать и финансовую составляющую. При этом следует иметь в виду, что расчет стоимости дорожного покрытия для России и стран Европы выполняется по разным принципам. Так, к примеру, 1 километр дорожного покрытия в Российской Федерации стоит в среднем около 41 млн рублей, на 1 километр дорожного полотна во Франции тратится уже 101,1 млн рублей, а в Германии и того больше – 122,6 млн.

Высокая стоимость дорожного покрытия в странах Европы объясняется, в частности, большой толщиной основания дороги. При этом в странах ЕС в смету не включают траты на подготовку земельных участков, траты, связанные с выполнением предпроектной документации, и траты по контролю качества выполняемых работ. Эти статьи расходов берут на себя власти и оплачивают их из своих бюджетов.

В России же все обстоит наоборот. Озвученные выше траты должны лежать на счету дорожно-строительных организаций и могут составлять от 10 до 45% от общей стоимости строящегося объекта.

Между тем, как рассказал газете ВЗГЛЯД первый проректор МАДИ Павел Поспелов, уменьшение ширины дорожного полотна может даже значительно сократить расходы на строительство дорог.

«При строительстве западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге ширина дорожного полотна была сокращена до 3,5 метра, а расходы уменьшились на 1 млрд 250 млн рублей», – отметил он.

«Однако необходимо не забывать о ширине полос для грузового транспорта», – добавил представитель МАДИ.

Таким образом, по мнению эксперта, учитывать японский опыт с точки зрения ширины проезжей части нужно с большой осторожностью. Те же грузовики в Японии в среднем меньше российских, а люфт рулевого управления у них, в отличие от отечественных ЗИЛов и ГАЗов, практически отсутствует.

Напомним, недавно было озвучено другое похожее предложение. В начале октября московские транспортные чиновники не исключили уменьшения длины парковочных мест в столице. Опять же с целью, чтобы места хватило всем.

Согласно этому предложению, до конца этого года длину парковочного места в Москве могли законодательно уменьшить примерно на метр – с нынешних 7,5 метра до 6,5.

За счет этого в городе, по некоторым оценкам, можно было бы дооборудовать порядка 20% дополнительных точек для стоянки автомобилей.

Однако целый ряд экспертов отнесся к озвученной идее критически. По их мнению, при парковке «впритирку» обязательно увеличится аварийность, а большие машины, внедорожники, грузовики просто будут занимать не одно, как сейчас, а полтора или два места.

Текст: Майя Лихутина

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?