Во вторник Северо-Кавказский окружной военный суд вынес приговор по резонансному делу в отношении главаря ингушского бандформирования Али Тазиева по прозвищу Магас.
Назначить Али Тазиеву наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима
«По совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний суд постановил: назначить Али Тазиеву наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима», – сказал судья, передает РИА «Новости».
Судья зачитал приговор, состоящий из 90 томов, в которых было более 300 страниц.
Защита приговором осталась недовольна и будет его обжаловать. «В основу приговора положены показания Тазиева, данные в ходе предварительного следствия, от которых он в ходе судебного заседания отказался, пояснив причины. Прямых доказательств, живых людей и свидетелей, которые бы пояснили причастность Тазиева к инкриминируемым ему деяниям, стороной обвинения представлено не было. По указанным основаниям, а также после ознакомления с протоколом заседания и текстом приговора он (приговор) будет обжалован по согласованию с нашим подзащитным, который также с приговором не согласен», – сказал адвокат.
Защитник добавил, что приговор слишком суровый. Также он сказал, что пока не знает, на что будет опираться при обжаловании, уточнив, что на этот вопрос сможет ответить только после ознакомления с текстом приговора.
Прокуратура от комментариев отказалась.
Открытый процесс в отношении одного из главарей так называемого Имарата Кавказ* проходил около четырех месяцев с особыми мерами безопасности. Состоялись допросы свидетелей, прибывших в суд, а также дистанционно – с использованием системы видеоконференцсвязи. Среди них был глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров, который свидетельствовал о покушении на себя четырехлетней давности.
Магасу вменялось 24 теракта. Так, по данным следствия, созданные Тазиевым банды взорвали рейсовый автобус в Невинномысске в декабре 2007 года – тогда погибли три человека, пострадали 17, здание ОВД по Назрановскому району Ингушетии в августе 2009 года – погиб 21 человек, пострадали 289.
В ходе слушания Магас признал себя виновным только по двум самым «легким» статьям УК РФ. Перед приговором он заявил, что «хранил у себя оружие и террористическую деятельность не проводил».
Напомним, задержанному сотрудниками ФСБ в Ингушетии в июне 2010 года Али Тазиеву изначально инкриминировались ст. 279 (вооруженный мятеж), ст. 208 (создание незаконного вооруженного формирования или участие в нем), ст. 222 (незаконное хранение оружия), а также другие не слишком тяжкие статьи УК, по которым ему грозило максимальное наказание в виде 20-летнего заключения. Причем, как стало известно, дело Тазиева было выделено следственным управлением ФСБ России в отдельное производство из базового уголовного дела «Имарата Кавказ» Доку Умарова, возбужденного вскоре после его создания в декабре 2007 года.
Из материалов выделенного дела следует, что бывший сотрудник вневедомственной охраны МВД Ингушетии Али Тазиев связался с боевиками еще в 1998 году, когда вместе с ним и другим охранником была похищена предприниматель Ольга Успенская. Пленницу удалось выкупить, а оба ее телохранителя считались погибшими, однако впоследствии ФСБ получила данные о том, что сержант Тазиев не был убит, а сам примкнул к «лесным». Через шесть лет, когда боевики Шамиля Басаева напали на Назрань, он возглавлял уже одну из боевых групп нападавших. А после ликвидации Басаева возглавил ингушское крыло «Имарата Кавказ».
Оказавшись в СИЗО «Лефортово», Магас частично признал все эти обвинения и начал сотрудничать со следственным управлением ФСБ. Говорят, что благодаря его помощи были раскрыты многие преступления, совершенные боевиками не только в Ингушетии, но и в других северокавказских республиках. Однако обвинение, предъявленное лидеру боевиков в окончательной редакции, не оставило ему шансов на освобождение.
По негласной договоренности между СК и ФСБ последняя расследует преступления террористической направленности, в ходе которых, как правило, не было жертв и пострадавших. Однако в случае Магаса ФСБ удалось добиться через Генпрокуратуру передачи в свое производство сразу нескольких дел из Следственного комитета по тяжким и особо тяжким преступлениям, по которым заочно обвиняемым проходил Али Тазиев.
В итоге в окончательной редакции Магас среди прочего был обвинен по ст. 277 (посягательство на жизнь государственного деятеля), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст. 167 (умышленное уничтожение имущества) УК РФ за организацию по приказу Умарова покушения 22 июня 2009 года на главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. В результате взрыва, устроенного смертником, погиб охранник, а Юнус-Бек Евкуров и его брат Увайс получили тяжелейшие ранения. За взрыв управляемой смертником «Газели» у здания РОВД Назрани 17 августа 2009 года, жертвами которого стали 25 человек, а еще 140 получили ранения, Магасу к другим статьям дополнительно вменили ст. 105 УК (убийство) и ст. 205 (терроризм).
Наконец, за организацию подрыва пассажирского автобуса в Невинномысске 9 декабря 2007 года, в результате которого три человека погибли, а еще 14 получили ранения, в дело Магаса добавили обвинения в убийстве двух и более лиц (ст. 105 УК), а также бандитизме (ст. 209 УК).
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ