Руководство Минрегиона заявило о готовности всех объектов Владивостока к проведению саммита АТЭС-2012.
С запуском автомобильного движения жители микрорайона Чуркин теперь добираются до центра города за 10–15 минут, а не полтора–два часа, как раньше
«Полученные результаты свидетельствуют о полной готовности Владивостока к встрече международных делегаций и проведению официальных международных мероприятий недели саммита АТЭС», – заявил заместитель министра Роман Панов, которого цитирует пресс-служба ведомства. – Всего в программу строительства объектов саммита АТЭС включено 25 комплексных мероприятий, в рамках которых осуществлено строительство 93 масштабных объектов. Все объекты, непосредственно используемые для проведения саммита АТЭС 2012 года, готовы».
Напомним, строительство объектов саммита АТЭС задумывалось не столько для мероприятия, длящегося всего несколько дней, сколько для повышения качества жизни жителей и развития региона в целом. Оно началось еще в 2008 году.
Владимир Путин в сентябре 2011 года заявлял о принципиальной важности этой работы. «Реализация всех этих планов позволит нам провести и важное международное мероприятие – саммит АТЭС-2012... Но это, прежде всего, и хорошая возможность сконцентрировать ресурсы, решить многие проблемы нашего крупнейшего мегаполиса на Дальнем Востоке, сделать жизнь горожан более комфортной, позиционировать Владивосток как «тихоокеанские ворота» России и как перспективный центр международного сотрудничества», – передавал слова главы государства «Интерфакс».
Как сообщало агентство со ссылкой на Счетную палату, которая подвела итоги проверки в июле 2012 года, стоимость подготовки к саммиту АТЭС за время стройки увеличилась в 4,6 раза. Всего было выделено 679 млрд рублей, на сегодняшний день потрачено 664,5 млрд рублей.
Но введенные в строй объекты, как выясняется теперь, плохо приспособлены для нужд местных жителей, четыре года терпевших огромные неудобства из-за стройки. Выявленные проблемы касаются в основном комфорта пользования теми или иными объектами. Вот, к слову, конкретные примеры.
Дороги
Яма на мосту через бухту Золотой Рог (фото: primamedia.ru) |
«Трудности называли временными. Но представьте, что вы живете в квартире, в которой идет ремонт в течение четырех лет! – возмущается в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД житель Владивостока Андрей Сафонов. – Домой за город я добирался по два часа, так как строители регулярно перекапывали трассы. Домой приезжаешь, а телевизор не показывает, потому что строители повредили кабель. Воды тоже нет. Для строителей зачем-то перекрыли на время водопровод!»
Пережив многолетние «временные трудности» и отпраздновав открытие новых объектов, местные жители вдруг выяснили, что о них-то, по всей видимости, забыли.
Новая трасса Де-Фриз – Седанка – Патрокл проходит от аэропорта до Русского через Владивосток, но на всем своем протяжении в 40 с лишним километров имеет только один съезд в городе. Да и то лишь в районе нового микрорайона для военных. Так что по ней можно проехать в две крайние точки города – от аэропорта на Русский или обратно. Но невозможно попасть в другие районы Владивостока или въехать на нее, чтобы, например, добраться до того же аэропорта. Получилось, что скоростная дорога возведена фактически лишь для гостей саммита, хотя задумывалась в качестве еще одной городской магистрали.
«Развитие транспортной системы, прежде всего улично-дорожной сети, и строительство транспортных сооружений – самая острая и самая неотложная проблема города», – было записано в постановлении правительства от 21 ноября 2007 г. № 801.
Первоначально трасса должна была пройти следующим образом: от перевала на Седанке к новому жилому микрорайону «Снеговая падь», причем именно со стороны улицы Русской, далее через долину Первой речки – по новому путепроводу через нее вместо Рудневского – выйти к Зеленому углу, в котором генпланом предусмотрено строительство жилого микрорайона, далее по краешку 71-го микрорайона, который, таким образом, имел бы еще одну дорогу, и выйти в районе ТЭЦ-2, потом пересечь речку Объяснения, тем самым (на пару с мостом через Золотой Рог) разгрузив транспортный узел на Спортивной, далее эстакадой по микрорайону Тихой, пролечь к новому жилому району в бухте Патрокл, затем через Улисс на мыс Назимова – остров Русский.
Но ради экономии проект изменили так: от Седанки к Снеговой пади далеко с задней (если считать передней ворота въезда на бывший арсенал) стороны микрорайона. Не попадает она на Зеленый угол и в долину Первой речки, далеко огибает весь 71-й микрорайон, никак его не задевая. Проходит за ТЭЦ-2, далее от золоотвала по берегу моря минует микрорайон бухты Тихой, выходит со стороны моря к бухте Патрокл и через мыс Назимова идет на остров Русский.
«Вообще-то, смещение трассы на самый берег Уссурийского залива противоречит как генплану города, так и утвержденной президентом транспортной схеме обслуживания саммита АТЭС-2012. И в целом не могу смириться, что дорога не выполнит свою функцию стать городской магистралью регулируемого движения. Трасса – обычная объездная дорога», – утверждает в интервью газете «Золотой Рог» профессор, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Валентин Аникеев.
«На трассе не только съезды не сделаны, но даже «карманы» не предусмотрены. Представьте, что на дороге длиной в 40 километров у вас что-то с машиной случилось, например спустило колесо. Так даже подкачать его опасно для жизни, поскольку вы будете вынуждены заниматься ремонтом прямо на скоростной трассе!» – заявил газете ВЗГЛЯД член общественной экспертной группы по приемке объектов саммита АТЭС Илья Табаченко.
Мало того, именно эта трасса – Де-Фриз – Седанка – Патрокл – «прославилась» тем, что после первого же дождя пришла в негодность. Строители должны были по нормам сделать земляную насыпь до моря. Но им сократили финансирование на 60 млн рублей. Вот они и уменьшили насыпь, сделав крутой склон.
А для укрепления поставили габионы – это камни в сетках. Однако они не выдержали. Вода выдавила габионы. Насыпь расползлась, и трасса на площади в 750 кв. метров просела. Пришлось ее перекрывать для ремонта и делать все так, как и было изначально предусмотрено проектом.
Мост
Эти и ряд других проблем привели к тому, что по инициативе губернатора Приморского края Владимира Миклушевского по итогам интернет-голосования была сформирована экспертная группа в составе 12 человек.
#{image=642636}«Вокруг объектов саммита ходит огромное количество слухов и предположений. Это значит, что объектам необходима независимая оценка со стороны экспертов, общественности», – подчеркнул Владимир Миклушевский 13 июля 2012 года на встрече с представителями общественности.
Группе экспертов губернатор предложил сформулировать пожелания, как сделать построенные объекты максимально удобными. Владимир Миклушевский, слова которого приводит «Золотой Рог», заверил участников встречи, что администрация Приморья ставит перед собой задачу включить эти объекты в городскую среду таким образом, чтобы они принесли максимальную пользу жителям края.
Например, низководный мост Де-Фриз – Седанка выходит в районе поселка Новый. Однако его жители, чтобы попасть на него и далее во Владивосток, вынуждены делать огромный крюк. От поселка нет ни одного заезда на трассу, хотя по прямой всего-то сотня метров.
Еще одна гигантская стройка – новый мост через бухту Золотой Рог. Два дня и две ночи владивостокцы отмечали его ввод в строй массовыми гуляниями. Специально для празднования власти на двое суток – субботу и воскресенье – оставили мост пешеходным. Едва ли не все горожане прошлись по долгожданному мосту. Во многом он оправдал надежды. Жители микрорайона Чуркин теперь добираются до центра города за 10–15 минут, а не полтора–два часа, как раньше.
Но и здесь не обошлось без ложки дегтя. Съезды с моста до сих пор не доделали. Машины даже сейчас, в летнюю пору, там буксуют, потому что до сих пор не уложен асфальт.
Более того, трасса М60, соединяющая мосты через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный, прорезала жилой микрорайон Окатовой на две части, и жители вынуждены рисковать жизнью, переходя скоростную дорогу. Родители учащихся школы № 50 даже пригрозили выйти на акцию протеста. Строители не сделали ни одного нормального подхода к учебному заведению – не то что подземного или наземного перехода, даже светофора или зебры нет.
Причем на ней не сделали даже «ливневку», то есть систему отвода воды. Местные жители уверены, что вскоре после саммита, как только пройдут более-менее серьезные дожди и с близлежащих сопок потекут ручьи, дорога «поплывет».
На мосту через бухту Золотой Рог даже без дождей асфальт уже просел, образовалась довольно крупная яма. «И это вскоре после открытия, еще до саммита!» – сокрушаются владивостокцы в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
Вода
Еще одна проблема, которая постигла город из-за ошибок в проектировке и строительстве объектов, – вода.#{image=658416}
Масштаб трудностей разнится. Так, например, работники нового аэровокзального комплекса, который должен стать крупным международным хабом, уже вынуждены подставлять ведра под капающую сверху воду. Представители аэропорта отрицают, что протекла новая крыша. Они утверждают, что влага течет из шлангов системы кондиционирования. Но в любом случае смешные пластиковые емкости посреди зала не красят новый аэровокзал, который должен принимать высоких гостей вплоть до президентов.
Есть сложности и более серьезные. Главная из них – система водоснабжения острова Русский. После заселения нового кампуса нужно будет обеспечивать питьевой водой 50–60 тыс. человек. На Русском своей воды нет. От прокладки водовода по мосту вначале отказались ради экономии. Поставили американскую опреснительную установку с немецкими фильтрами.
«Дороговато такая вода обойдется. Может, все-таки, если мыслить не на месяцы, а на годы вперед, то рентабельнее проложить водовод?!» – сомневается в целесообразности выбранного технического решения Илья Табаченко. «Да и качество воды вызывает сомнения. Одно дело несколько дней ее пить, другое – годами. Она же без микроэлементов, необходимых человеческому организму. А если экспертиза покажет в ней повышенное содержание дейтерия, то ее и вовсе нельзя регулярно принимать».
К такому же выводу уже пришли ответственные лица. Воду из опреснителя, как сообщает городской портал Vl.ru, гостям пить запретят. Даже для приготовления еды и мытья посуды воду на остров будут завозить с материка, сообщил представитель одного из заводов по производству минеральных вод. «Питьевая вода для ДВФУ будет проводиться. Но уже не по саммитовской, а по следующей программе, которая будет называться «Чистая вода». В 2012–2013 годах на Русский будет построен водовод», – заверили в Дальневосточной дирекции Минрегиона России.
Ради все той же экономии очистные сооружения Русского вывели не в Босфор Восточный, как планировалось изначально, где достаточно хорошее течение и выход в море, а в бухту Новик, в которой относительно небольшие глубины и практически нет течения.
«Произойдет распреснение бухты, так как в результате крайне ограниченного водообмена пресная вода вытеснит соленую. Все краснокнижные обитатели акватории погибнут», – утверждает профессор, руководитель Центра инженерно-экологических исследований Нина Земляная в интервью «Золотому Рогу».
Местные жители возмущены и настаивают на проведении открытых общественных слушаний, а также подтверждении экологической экспертизы очистных сооружений.
«В апреле слушания превратили в откровенный фарс. Протесты ученых так и не нашли отражения в протоколах. Теперь тихой сапой стараются сдать то, что настроили. А как будут жить здесь студенты и население Русского на берегу этого болота, миллиардеров от строительства, видимо, не волнует», – возмущается в комментарии Vl.ru председатель общественной организации жителей острова Русский Геннадий Паскотин.
Кроме того, до сих пор не решен вопрос, куда вывозить твердые отходы, которые будут накапливаться на очистных сооружениях Русского. Об этом раньше почему-то не подумали.
Недострой
Некоторые объекты саммита АТЭС строители просто не успели возвести в срок.#{image=658424}
«На сегодняшний момент можно сказать, что, к сожалению, не завершено несколько объектов. Это гостиницы класса «пять звезд» под управлением Hyatt, это музыкальный театр, – сообщил в конце августа РИА «Новости» руководитель Дальневосточной дирекции Минрегиона России Олег Букалов. – Если не в сентябре, то в октябре строители точно свою работу завершат. Главная причина (срыва сроков сдачи – прим. автора) – это турецкий подрядчик, который не обеспечил должное количество рабочих на гостиницах и не обеспечил должную поставку оборудования и материалов».
Поясним, в рамках программы подготовки Владивостока к саммиту АТЭС строятся два современных отеля: гостиница курортного типа на мысе Бурном на 250 номеров и гостиница делового типа, также на 250 номеров, на Корабельной набережной. Оператором обоих гостиничных комплексов стал всемирно известный Hyatt International.
#{image=658428}К саммиту не будут сданы еще два крупных объекта: Театр оперы и балета, а также Концертно-спортивный комплекс. «Театр оперы и балета готов на 95%. Малая сцена уже может использоваться для каких-то мероприятий, там уже смонтировано звуковое оборудование. Вопрос в большой сцене, и это тоже вопрос не месяцев, а недель и дней», – уточнил руководитель Дальневосточной дирекции.
Он добавил, что сдача в эксплуатацию Спортивно-концертного комплекса также должна состояться до конца 2012 года.
«Спортивно-концертный комплекс тоже скоро ждем, потому что от этого зависит многое, в том числе и развитие спорта в Приморье», – сказал Олег Букалов.
Затянули строители и работы по возведению инженерного центра на острове Русском из-за проблем с финансированием.
Новые очистные сооружения – три комплекса Южного, Центрального и Северного районов – также пока не функционируют в полном объеме, потому что к ним еще подведены не все линии и сети. Работу выполняет «Водоканал», который обещает до конца этого года завести все канализационные стоки города на новые очистные сооружения.
На территории ДВФУ на острове Русском не достроены медицинский центр и лабораторный корпус. Строители обещают завершить работы до декабря этого года.
«Что касается ТЭЦ-2, то ее переведут на газ после саммита – раньше не получилось, потому что газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток сейчас функционирует в тестовом режиме, нет максимального наполнения. Как только это произойдет, жители Тихой (микрорайон г. Владивостока рядом с ТЭЦ-2 – ВЗГЛЯД) смогут дышать свободнее», – прокомментировал Букалов.
Долгожданный «Океанариум» тоже не сдан в эксплуатацию. Причем о том, на какой стадии находится стройка, должностные лица во Владивостоке не сообщают, ссылаясь на то, что его возведение курирует управление делами администрации президента.
Гуманизация
Объекты саммита АТЭС, безусловно, нужны Владивостоку, и само мероприятие, несмотря на очень осторожный настрой горожан, явно пойдет городу на пользу. Стоит вспомнить, как первые пару лет многие жители столицы Дальнего Востока были уверены, что саммит в конце концов все равно перенесут в другой город, настолько силен был скепсис в отношении власти. Лишь когда мосты и другие главные объекты обрели реальные черты, люди поверили в реальность происходящего.
За вычетом описанных выше проблем, все, что было запланировано, – а это и модернизация подстанций вместе с возведением новых ЛЭП, и строительство верфей, и инженерная инфраструктура острова Русский – удалось закончить в срок. Саммит начался, он проходит точно так же, как и все мероприятия такого уровня, никаких скандалов и критических проблем нет, а властям города остается лишь «гуманизировать» возведенные к саммиту объекты. Проще говоря, сделать их более полезными для горожан: построить съезды и развязки, завершить возведение недостроенных объектов, то есть превратить проект развития в само развитие.