Министерство транспорта России в среду опубликовало приказ, согласно которому с июля 2013 года билеты на любой вид транспорта будут продаваться только по паспортам, а персональные данные пассажиров, выезжающих за пределы своего региона, – передаваться в правоохранительные органы, сообщает «Российская газета».
Система передачи информации о пассажирах не может противоречить свободе и конституционным правам человека
Как отмечает издание, делается это для усиления безопасности, чтобы можно было проследить путь любого человека и оперативно обнаружить подозрительную личность. Перевозчики начнут передавать сведения уже с июля, но они будут закрыты для простых пользователей. Из этой системы информацию смогут черпать только правоохранительные и контролирующие органы.
Замглавы Ространснадзора Владимир Черток пояснил «РГ», что ведомство будет осуществлять контроль за передачей данных в эту систему транспортными пассажирскими компаниями.
«Если перевозчик информацию о паспортных данных и пути следования пассажира по маршруту не передал в базу, а рейс ушел, то он может понести наказание. Это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях или Уголовным кодексом в части нарушения требований о транспортной безопасности. Наказание зависит от того, что повлекло за собой нарушение по сокрытию информации о пассажирах. Если просто не были данные переданы, тогда это штрафные санкции. Или даже приостановка движения транспортного средства, по которому нет информации о пассажирах. А если были плачевные последствия сокрытия информации, тогда перевозчик попадет под уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы», – заявил Черток.
По его словам, при перевозке пассажиров на дальние расстояния как авиацией и по железной дороге, так и по внутренним водным путям, по многим автобусным межрегиональным направлениям, перевозчик обязан будет подавать информацию о пути следования и паспортных данных пассажиров. Ее будут аккумулировать у себя в базах профильные агентства под Минтрансом.
Возможно, в дальнейшем информацию из баз данных, которые имеют юридическую значимость, можно будет использовать при утере своего билета или для решения спорного вопроса о возмещении ущерба при страховании ответственности перевозчика за жизнь пассажира, например, по запросу суда, не исключил Черток.
Впрочем, основная цель базы – не решение таких спорных случаев, а обеспечение безопасности на транспорте с точки зрения защищенности от актов незаконного вмешательства. Финансирование создания таких баз по всем видам транспорта идет в рамках Комплексной программы по обеспечению транспортной безопасности на транспорте, а также в рамках создания Единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности.
Спецслужбы и правоохранительные органы в целях обеспечения безопасности на транспорте смогут пользоваться создаваемыми в России Автоматизированными централизованными базами персональных данных о пассажирах (АЦБПДП). «Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные правительством России осуществлять функции в области транспортной безопасности, МВД России, ФСБ России (далее – потребители), используют информацию, содержащуюся в АЦБПДП», – отмечается в тексте опубликованного приказа.
В документе говорится, что порядок формирования баз данных разработан во исполнение ФЗ «О транспортной безопасности» с учетом требований ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и на основании Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением правительства России.
АЦБПДП входят в состав единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).
В приказе подчеркивается, что базы данных формируются, в частности, на принципах соблюдения конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации, содержащей персональные данные, обеспечения конфиденциальности информации.
В базах данных должны быть сведения о внутренних и международных воздушных перевозках, железнодорожных перевозках в дальнем следовании, международных перевозках морским, внутренним водным и автомобильным транспортом.
Кроме того, будут особо отслеживаться перевозки железнодорожным, морским, внутренним водным и автомобильным транспортом по отдельным маршрутам, определенным уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Будет фиксироваться бронирование проездного документа, его приобретение, возврат, посадка пассажира на транспортное средство, прибытие пассажира в пункт назначения, изменение или прекращение перевозки.
Сведения о проездных документах должны будут предоставлять и перевозчики иностранных государств, являющиеся собственниками транспортных средств, которые выполняют международные перевозки пассажиров в РФ, из РФ или через территорию РФ, передает «Интерфакс».
Член комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты России, председатель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности Дмитрий Галочкин, комментируя газете ВЗГЛЯД нововведение, заметил: главное, чтобы база данных о пассажирах была защищена от утечки информации.
«Для системы судебно-правоохранительных органов было бы очень важно контролировать перемещение пассажиров. Беспокойство вызывает только то, что база данных о гражданах может оказаться в открытом доступе или в руках преступников. Ведь по покупке билетов можно вычислить уровень жизни человека, и тогда он может стать объектом преступных намерений», – заметил Галочкин.
Общественный деятель особо отметил: важно, чтобы инициатива не противоречила правам человека на свободное перемещение во времени и пространстве. «В принципе, в продаже билетов по паспортам есть какая-то логика, если человеку нечего скрывать, то беспокоиться абсолютно не о чем», – отметил представитель Общественной палаты.
По словам Дмитрия Галочкина, аналогичный механизм существует во многих странах Европы. «Во многих странах информация о пассажирах хранится в базе транспортной компании, а передача ее в правоохранительные органы везде регулируется по-разному. В некоторых странах доступ к базе открывают по решению суда, в других – по официальному запросу следствия», – сказал он.
В свою очередь член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что передача информации о пассажирах, прежде всего, поможет самому пассажиру, если с ним вдруг произойдет несчастный случай.
«Система передачи информации о пассажирах не может противоречить свободе и конституционным правам человека. Ведь люди, покупая билет, действуют открыто, не пытаясь скрыть своих действий. Но есть люди, которые передвигаются по подложным документам. Вот для таких граждан это нововведение будет неудобным. И вообще это будет хорошей превентивной мерой для преступников, хулиганов», – подчеркнул депутат.
Он отметил, что при передаче информации в правоохранительные органы честным гражданам бояться нечего. «Нужно учитывать и то, что информация о передвижении гражданина может помочь, если с ним что-то случится в поездке. Сведения о том, где человек может находиться, помогут своевременно оказать ему помощь. С такой точки зрения будет больше пользы, чем вреда», – пояснил парламентарий.
По словам депутата Анатолия Выборного, против такой системы граждане не возражают и уж тем более не пытаются оспорить. «В отличие от других стран российская правовая структура находится только в начальной стадии своего становления. Граждане нашей страны пока добровольно и безвозмездно не сообщают в правоохранительные органы о правонарушениях. А в мире, например, если увидят, что человек садится пьяным за руль, обязательно позвонят в полицию, чтобы предотвратить тяжкие последствия», – добавил Выборный.