Госдума приняла во вторник в первом чтении поправки к закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», позволяющие вузам отчислять студентов с любого курса, если внезапно выяснится, что они поступили, предоставив фальсифицированные документы.
За предоставление фальсифицированных документов студент может быть отчислен
«Если студент сознательно пошел на предоставление недостоверных данных при поступлении, он должен понимать меру своей ответственности. Фактически он занял чье-то чужое место, где мог бы учиться наиболее подготовленный абитуриент», – прокомментировала замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк, отвечая на вопросы депутатов Госдумы по рассматриваемому законопроекту.
«Закон не содержит ограничений по срокам применения этой нормы, и она может быть применена к студенту даже на последнем курсе», – отметила замминистра, слова которой приводит ИТАР-ТАСС.
Ранее член профильного комитета Госдумы, бывший замминистра и бывший руководитель Рособразования Григорий Балыхин заявил, что абитуриенты все чаще предоставляют в вузы недостоверные сведения о результатах ЕГЭ, подложные документы, дающие право на льготы при поступлении. «Часто скрывают наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования – так они пытаются получить в обход законодательства повторно высшее образование на бюджетной основе», – рассказал он.
Более подробно об этой проблеме и призванном решить ее законопроекте депутат рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Григорий Артемович, с какими возражениями вам чаще всего приходилось сталкиваться при подготовке законопроекта?
Григорий Балыхин: Нам говорили: если студентов будут отчислять, как быть с выполнением государственного задания (контрольные цифры приема)? Но в законопроекте предусмотрена норма, которая позволяет на вакантные места, которые появляются после отчисления таких студентов, переводить контрактных студентов, которые учатся на платной основе, так что проблем быть не должно.
ВЗГЛЯД: Насколько распространена практика предоставления при поступлении фальсифицированных данных?
Г.Б.: Я бы не сказал, что это носит массовый характер, но когда мы занимались этим вопросом в 2010–2011 годах, мы отмечали случаи, когда предоставляли фальшивые документы, в том числе – кощунственно об этом говорить – и по инвалидности. У меня нет сейчас конкретных данных, но то, что проблема существует, – это факт.
ВЗГЛЯД: Сейчас кто-нибудь несет ответственность за предоставленные абитуриентом подложные данные?
Г.Б.: Закон будет принят и вступит в силу где-то в ноябре-декабре. Если сейчас вскроется, что какой-то студент, поступая этим летом, подал фальсифицированные документы, его не привлекут к ответственности и он будет учиться. Но когда закон вступит в силу, появится такая возможность.
ВЗГЛЯД: А те из них, кто успел окончить вуз до вступления закона в силу?
Г.Б.: Это другое дело. Есть Административный, Уголовный кодекс – этими законодательными актами их можно привлекать к ответственности.#{interviewsociety}
ВЗГЛЯД: То есть диплом специалиста, поступившего в вуз по «липовым» документам, аннулировать не будут?
Г.Б.: В этом законопроекте это не предусмотрено. Как предложение... Может быть, ко второму чтению – я вас услышал – мы сделаем такую поправку и распространим это на тех, кто закончил общеобразовательные учреждения, дадим право отзывать дипломы.
ВЗГЛЯД: Вы говорили о предоставлении вузам права отчислять студента, поступившего по подложным документам. То есть у них есть выбор?
Г.Б.: В законе не может быть императива. Но за такие проступки и нарушения, связанные с приемом в вуз, можно будет отчислять.
ВЗГЛЯД: Вы допускаете, что администрация вуза, если сочтет своего старшекурсника перспективным и талантливым студентом, сможет отказаться от идеи отчислить его и выбрать другое наказание?
Г.Б.: Думаю, это не так. Все же будут знать о том, что написано в законе: за предоставление фальсифицированных документов студент может быть отчислен. Тогда возникнет вопрос: а почему его не отчисляют? За что?
ВЗГЛЯД: Как в целом, на ваш взгляд, изменится ситуация в образовании после вступления закона в силу?
Г.Б.: Мы сейчас боремся с коррупцией. С введением единого государственного экзамена коррупция немного ушла из вузовской среды. А те вещи, о которых мы говорим, – это не просто нарушения. Это проявление коррупции. Что значит, если он представляет фиктивную справку, фальсифицированный документ? Значит, он где-то его взял. А тот, кто его ему выдавал, наверняка сделал это не за голубые глаза. Поэтому этот законопроект, я считаю, – очередной шаг в борьбе с коррупцией.
ВЗГЛЯД: Вы допускаете ситуацию, когда абитуриент сам не знает, что его документ является поддельным?
Г.Б.: У вуза есть возможность провести экспертизу, собрать доказательства, все проверить. Нельзя просто так обвинять человека в подлоге или фальсификации. Конечно, будет проводиться проверка. На этот счет может быть принят подзаконный акт, какая-то инструкция, разъяснения, соответствующие письма в высшие учебные заведения, где будет прописано, как реализовывается эта норма закона.
ВЗГЛЯД: Бюрократы нередко ставят печать не в том месте, неправильно оформляют документы, обладатель которых лишь спустя долгое время может обнаружить, что из-за этого документ является недействительным...
Г.Б.: Поэтому и нужно обязательно все проверять. Речь идет о молодых людях. Нельзя из-за халатности и какой-то принципиальности испортить жизнь человеку.