Ничего особого
Весь личный состав ОП «Дальний» был выведен за штат, его начальник уволен. Генерал-лейтенант полиции Асгат Сафаров, возглавлявший МВД по Татарстану, был отправлен в отставку
Приволжский районный суд Казани во вторник начал рассматривать первое уголовное дело в отношении двух бывших участковых отдела полиции «Дальний», где в марте этого года после пыток погиб человек.
25-летний Гарифуллин и 37-летний Нигматзянов обвиняются в превышении полномочий и служебном подлоге, они являются одними из 11 ныне уже бывших сотрудников ОП «Дальний», обвиняемых в неправомерных действиях в отношении задержанных.
Дело участковых было выделено в отдельное производство, так как в ходе следствия они полностью признали свою вину, заключили досудебное соглашение и ходатайствовали о рассмотрении в особом порядке. Однако позднее обвиняемые это ходатайство отозвали. А в Следственном комитете во вторник заявили, что на снисхождение им в любом случае рассчитывать не приходится.
«Накануне подсудимые отказались от данных в ходе расследования уголовного дела признательных показаний о том, что 9 марта 2012 года они, не имея достаточных оснований, доставили 52-летнего Сергея Назарова в отдел полиции «Дальний», где сфальсифицировали материалы о совершении им мелкого хулиганства. И теперь уголовное дело не будет слушаться в особом порядке», – заявил официальный представитель ведомства Владимир Маркин.
Рамиль Нигматзянов обвиняется в подлоге и превышении полномочий (Фото: ИТАР-ТАСС) |
«Учитывая резонанс, который события в отделе полиции «Дальний» получили тогда в обществе, Бастрыкин (председатель СК Александр Бастрыкин – прим. ВЗГЛЯД) направил в Казань группу опытных следователей во главе со старшим следователем по особо важным делам при председателе Следственного комитета. Московские следователи провели огромный объем работы, собирая доказательственную базу противоправных действий сотрудников полиции. Было допрошено более 200 свидетелей, проведены очные ставки и 87 различных экспертиз, что и легло в основу обвинительного заключения.
Именно под давлением совокупности этих улик участковые Ильшат Гарифуллин и Рамиль Нигматзянов признали свою вину и подписали досудебное соглашение, которое позволяло бы им получить более мягкий приговор. Ну а то, что подсудимые в последний момент отказались от своих показаний и фактически расторгли досудебное соглашение, – это их и только их проблема. Следствием собраны доказательства в полном объеме, и прокурор, подписавший обвинительное заключение, подтвердил правильность выводов следствия, и теперь суду предстоит решить, насколько собранных следствием доказательств достаточно для вынесения приговора. Однако подсудимые теперь уже не могут рассчитывать на снисхождение, положенное в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, при рассмотрении дела в особом порядке, когда подсудимому назначается наказание не более двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания», – пояснил представитель СК.
«Явный перебор»
Во вторник брат погибшего Игорь Назаров, признанный потерпевшим, предъявил обвиняемым гражданский иск. Как сообщил истец, он требует от подсудимых компенсацию в размере 1 миллиона рублей, передает РИА «Новости». По решению судьи иск будет рассмотрен в ходе процесса.
В своих показаниях Игорь Назаров заявил, ссылаясь на слова врача больницы, что насилие со стороны полицейских в отношении его брата имело место.
«Когда я приехал в больницу, куда доставили Сергея, ему уже делали сложную операцию. Затем вышел молодой врач и сообщил, что моего брата в ОП «Дальний» изнасиловали бутылкой шампанского, все внутренности порваны, может быть заражение, выжить шансов мало – 70 на 30 процентов», – сообщил Назаров.
Суд также заслушал показания товарища погибшего Сергея Назарова. «Я видел Назарова в отделе полиции в день его задержания – 9 марта. Он стоял согнувшись, поддерживал расстегнутые брюки, лицо было какое-то отрешенное», – заявил свидетель Сайяр Булатов, передает «Интерфакс».
Согласно его показаниям Назаров, с которым они вдвоем покупали водку 6 марта в магазине, не крал с прилавка телефон, но стащил шоколадный батончик.
Камеры наблюдения магазина зафиксировали тот момент, как Назаров украл некий предмет. По материалам дела, прозвучавшим на суде, один из полицейских, знакомясь с записью, узнал одного из двух мужчин, которым оказался Булатов.
9 марта его нашли и пригласили в полицию, чтобы показать видеозапись. По показаниям Булатова, он рассказал полицейским, что мужчина рядом с ним – это его приятель Назаров, они встретились и, решив выпить, купили в магазине бутылку водки. После этого сообщения Назарова и привели в участок. Когда он сказал полицейским, что телефон он не воровал, те стали добиваться признания.
«У него был очень плохой вид, думаю, что это был явный «перебор»: сотрудники отдела «Дальний» переусердствовали, требуя от Назарова признательных показаний в краже сотового. А ведь дело-то простое», – пояснил Булатов журналистам в перерыве заседания.
#{smallinfographicleft=368883}«Все бабушки подтвердят»
На заседании заслушали показания нескольких бывших коллег участковых. Многие дали им положительные характеристики, которые, по их словам, могут «подтвердить все бабушки микрорайона».
Булатов тоже хорошо отозвался об одном из участковых – Ильшате Гарифуллине. «Я таких участковых и не видел: он чуткий, внимательный, обходительный», – сказал свидетель.
Известие о смерти в реанимационном отделении казанской больницы 52-летнего Сергея Назарова потрясло в марте всю страну. В медицинское учреждение мужчина поступил из отдела полиции «Дальний» с диагнозом «разрыв прямой кишки». По утверждению родственников погибшего, перед операцией он успел сказать врачам, что его изнасиловали бутылкой из-под шампанского в помещении ОП «Дальний».
Туда Назаров был доставлен по обвинению в мелком хулиганстве. По версии следствия, 9 марта 2012 года в Казани Гарифуллин, который вел поиск человека, виновного в краже сотового телефона в магазине, совместно с Нигматзяновым доставил 52-летнего Сергея Назарова в отдел полиции «Дальний».
В отделе Гарифуллин и Нигматзянов, как полагает следствие, сфальсифицировали материалы, послужившие основанием для составления в отношении задержанного протокола о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей «Мелкое хулиганство».
Подозреваемые полицейские утверждали, что Назаров был доставлен в отдел за нецензурную брань на улице и сам нанес себе повреждения, от которых впоследствии скончался. Однако проведенная экспертиза показала, что Назаров не мог нанести себе смертельные раны самостоятельно.
В издевательствах над Назаровым обвинили шестерых. Дела Гарифуллина и Нигматзянова разбирают отдельно, поскольку они полностью признали вину и согласились сотрудничать со следователями.
За превышение полномочий и подлог Гарифуллин и Нигматзянов могут получить в общей сложности до 14 лет заключения каждый. Однако если родственники погибшего и гособвинитель согласятся с особым порядком рассмотрения их дела, наказание для них будет более мягким.
Остальные четверо экс-полицейских обвиняются в избиении и издевательствах над Назаровым, от которого требовали признаться в краже сотового телефона, что привело к гибели задержанного.
Всем четверым предъявлено обвинение по ст.111 ч.4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) и ст. 286 ч. 3 п.п. «а, в» (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия, с причинением тяжких последствий) УК РФ.
Причем эти четверо, а также еще несколько экс-сотрудников «Дальнего» обвиняются в неправомерных действиях по отношению к другим задержанным, эти дела также расследуются.
После поднявшегося скандала в Татарстан поехали следователи СК, вскрывающие один за другим факты издевательств над людьми в отделениях полиции, а в прессе появляются все новые свидетельства тех, кто был там искалечен или у кого были убиты родственники.
Генеральная прокуратура создала специальную комиссию для проверки работы всех отделений полиции Республики Татарстан.
Весь личный состав ОП «Дальний» был выведен за штат, его начальник уволен. Генерал-лейтенант полиции Асгат Сафаров, возглавлявший МВД по Татарстану, был отправлен в отставку. Ряд парламентариев спрашивали в стенах Госдумы, не собирается ли в отставку и федеральный министр Рашид Нургалиев, однако на этот вопрос тот ответил отрицательно.