Что делать?
К несвоевременному выключению двигательной установки разгонного блока могла привести ошибка в системе управления аппаратом
Специальная комиссия Роскосмоса срочно собирается на заседание в Москве. На повестке дня принятие решения о судьбе спутников «Экспресс-МД2» и Telkom 3, запуск которых с Байконура минувшей ночью закончился неудачей, сообщил «Интерфаксу» представитель космической отрасли.
«Комиссия проанализирует ситуацию с неудачным выведением двух спутников», – отметил собеседник агентства.
Как сообщалось ранее, одна комиссия по итогам нештатной ситуации в космосе уже собиралась во вторник на Байконуре. В совещании принимали участие представители Роскосмоса и фирм, участвовавших в последнем запуске, в частности, специалисты из космического центра им. Хруничева, где были разработаны разгонный блок «Бриз-М» и спутник связи «Экспресс-МД2» (совместно с итальянцами).
Сейчас они уже вылетели с Байконура в Москву. Какие выводы будут сделаны по итогам московского совещания, пока говорить рано, но, по данным ряда источников, Роскосмос может пойти на весьма серьезные кадровые решения – вплоть до увольнения руководителя космического центра им. Хруничева Владимира Нестерова.
Однако ближе к вечеру вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что ситуация в космической отрасли будет «подробно разобрана» на следующей неделе, передает ИТАР-ТАСС. И в этом совещании будет принимать участие Дмитрий Медведев.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, очередной запуск ракеты-носителя «Протон-М» с двумя спутниками минувшей ночью закончился неудачей. При запуске спутников «Экспресс-МД2» и Telkom 3, которые стартовали с Байконура в понедельник в 23.30 по московскому времени, произошла авария. По официальным данным, причиной ЧП стало несвоевременное включение двигателя разгонного блока «Бриз-М». После третьего включения двигательная установка разгонного блока проработала всего 7 секунд вместо положенных 18 минут 5 секунд, в результате чего спутники так и не были выведены на заданные орбиты.
Сейчас спутники находятся на аварийной промежуточной орбите. И, по словам источников в ракетно-космической отрасли, это равносильно их потере. Шансы вернуть их туда, куда изначально планировалось, ничтожны.
Кроме того, источник РИА «Новости» в ракетно-космической отрасли заявил, что запуски ракетоносителей типа «Протон-М» с разгонными блоками «Бриз-М» будут приостановлены до выяснения всех причин нештатной ситуации, ближайшие пуски «Протонов» сдвинуты на более позднее время.
Кто виноват?
Как уже было сказано, в «недолете» спутников винят нештатную работу двигателя разгонного блока. Однако специалисты, говоря о причинах аварии, не исключают и человеческий фактор.
«Специалисты еще разбираются в случившемся, но понятно, что к несвоевременному выключению двигательной установки разгонного блока могла привести ошибка в системе управления аппаратом, из-за чего он отклонился от курса и произошло аварийное выключение двигателя, либо в самом двигателе могла произойти какая-то непредвиденная ситуация», – сказал источник «Интерфакса» в отрасли.
«Конечно, там все многократно проверяется, но нельзя исключить, что кто-то где-то недоглядел», – добавил он.
Вторит ему и эксперт РИА «Новости»: «Посмотрите, что происходило последнее время с разгонными блоками – все последние аварии были обусловлены человеческим фактором. В случае с данной аварией человеческий фактор также, скорее всего, присутствует. Неправильными могут быть две вещи: либо опять полетное задание ошибочно посчитали, либо какая-то проблема при включении двигателя разгонного блока, который запускается уже в космосе».
Кроме того, источник в отрасли считает, что одной из главных проблем отечественной космической отрасли является отношение людей к своей работе.
«Люди на предприятиях должны чувствовать свою ответственность за то, что происходит. К примеру, если ты руководитель и у тебя идут постоянные сбои в пусках – уходи сам в отставку, не жди, когда тебя уберут. Но даже смена руководства Центра имени Хруничева, на мой взгляд, не изменит ситуацию в космической отрасли. Можно поменять руководство, купить новые станки, технологии. Но главное – нужно поднять самодисциплину у рабочих, ответственность... К сожалению, у меня создалось впечатление, что в космической отрасли нужно просто все снести и построить заново», – признался он.
Космонавт-испытатель Андрей Борисенко рассказал газете ВЗГЛЯД, что говорить о причинах сегодняшней неудачи сейчас, пока не огласила свои выводы аварийная комиссия, преждевременно.
По его словам, должно пройти недели две-три, чтобы комиссия представила руководству результаты своего «расследования».
«Что послужило причиной именно в этот раз, сказать сложно. Сейчас можно только глубокомысленно порассуждать об общем кризисе в отрасли. Что нужно делать, чтобы его преодолеть? Как и для любого кризиса, нужно обратить внимание на три вещи: деньги (финансирование), время и кадры. Даже если мы деньги получим немедленно и у нас будут кадры, все равно нужно какое-то время для того, чтобы ликвидировать технические причины тех или иных нештатных ситуаций», – заключил эксперт.
Он напомнил, что и после прошлых неудачных пусков Роскосмос также устраивал разборы полетов и предпринимал некие действия в ответ на нештатные ситуации.
«Однако я считаю, что прошло мало времени, чтобы ситуация в отрасли нормализовалась», – признался космонавт.
Сколько осталось?
Волнует судьба космонавтики и депутатов. Председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев предложил сегодня отмерить Владимиру Поповкину, возглавляющему Роскосмос, срок, к которому тот должен навести порядок.
В Роскосмосе упразднено управление, которое занималось ракетами-носителями и разгонными блоками
«Он в Госдуме был и говорил: дайте мне год-полтора. Но вот полгода прошло, мы дважды его слушали. Я думаю, что давайте подождем еще полгода, тогда уже будем с него спрашивать, ведомство он взял, замены кадровые делает... – сказал Черешнев. – Но времени остается уже немного, и он должен уже полноценно отвечать за все, что происходит в Роскосмосе».
Напомним, Поповкин возглавляет Роскосмос с апреля 2011 года.
А вот что думает о последних неудачах предшественник Поповкина. Экс-глава Роскосмоса Анатолий Перминов предположил, что причина их кроется в отсутствии единой системы контроля.
«В Роскосмосе упразднено управление, которое занималось ракетами-носителями (РН) и разгонными блоками (РБ), и теперь при подготовке к пускам не проводится весь комплекс необходимых мероприятий», – его слова приводит ИТАР-ТАСС.
Ранее в ведомстве было специальное управление, которое определяло перспективы создания и использования РН и РБ, а также осуществляло комплексный технический и организационный контроль за подготовкой изделий к пускам. Теперь, когда эта вертикаль нарушена и ответственность «размыта», бывает нелегко найти виновного в случае какой-либо нештатной ситуации.
По мнению Перминова, чтобы положить конец полосе неудач, «необходимо проводить и технические мероприятия, и организационные». В большинстве случаев причиной ЧП становится не техника, а человеческий фактор.
Говоря о самих разгонных блоках, Перминов заметил, что они – надежные и хорошие.
Сколько стоит?
Финансовые потери от недолета двух спутников эксперты оценивают в сумму порядка 6 млрд рублей.
Аппарат Telkom 3 создавался ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика Решетова» по заказу индонезийского оператора для обеспечения связи в Индонезии и Индокитае. И на нем стоит дорогостоящая аппаратура европейской фирмы. И в спутнике «Экспресс-МД2», созданном по заказу российского оператора для обеспечения связи в нашей стране, тоже много западных комплектующих. В среднем цена одного аппарата такого класса на мировом рынке составляет 100–150 млн долларов.
Но цена вопроса измеряется не только деньгами. Как рассказал газете ВЗГЛЯД академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков, провал запуска спутников отразится и на имидже страны, сотрудничестве с иностранными компаниями.
Печальная статистика
Напомним, вторничная космическая неудача – далеко не первая. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, неудачи в последнее время преследуют космическую отрасль. 5 декабря 2010 года в результате неудачного запуска в Тихий океан упали сразу три спутника «Глонасс-М». Ущерб достиг 2,5 млрд рублей. Как выяснила специальная комиссия, спутники были потеряны из-за того, что в разгонный блок из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива.
Следующая авария произошла в феврале 2011 года при выведении на орбиту геодезического аппарата военного назначения «Гео-ИК-2». Ракета-носитель «Рокот» отработала штатно, но на участке работы разгонного блока «Бриз-КМ» разработки и производства Космического центра имени Хруничева произошла нештатная ситуация, в результате которой спутник «Гео-ИК-2» был выведен на нерасчетную орбиту. В июне было неофициально объявлено о полной потере аппарата.
18 августа ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М2» и спутником «Экспресс-АМ4» стартовала с космодрома Байконур. Ракета-носитель, как и во время предыдущих неудачных пусков, отработала штатно. На участке работы разгонного блока между четвертым и пятым включениями его маршевого двигателя прекратилась передача на Землю телеметрической информации. В расчетное время аппарат не вышел на связь.
Очередная авария произошла 24 августа, когда ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М» стартовала с Байконура. Из-за аварии двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя корабль не был выведен на орбиту. Обломки упали на Алтае.
В ночь на 9 ноября с Байконура была запущена последняя за 15 лет российская межпланетная станция «Фобос-Грунт». Но вскоре связь с ней была потеряна. Аппарат продолжает находиться на околоземной орбите, но он неуправляем. По некоторым данным, спутник может упасть на землю 14 января.
Еще одна авария произошла в декабре 2011 года, когда вскоре после старта с космодрома Плесецк на Землю упал космический аппарат связи «Меридиан».