Летная программа авиационного праздника, которая началась еще в субботу, состояла из двух частей: двухчасового показа «Легенды мировой авиации» с участием восстановленных самолетов времен Первой и Второй мировых войн и показа «Общее небо» с участием современной техники.
Именно в России впервые появились асы высшего пилотажа и полярные авиаотряды, были разработаны легендарные истребители, штурмовики и бомбардировщики
В воскресенье демонстрационные показы открылись десантированием парашютистов с борта самолета Л-410. Трое из десяти спортсменов парили в небе с гигантскими флагами России, Министерства обороны и Военно-воздушных сил. Сразу же по их приземлении над аэродромом летно-исследовательского института имени Громова прошли шесть самолетов Су-25МБ, окрасившие подмосковное небо в цвета государственного триколора.
Завершил своего рода «вступление» к большому авиационному шоу 21 самолет ВВС – МиГ-29СМТ, Су-25СМ и Су-27СМ3. Они пролетели над зрителями, выстроившись в виде числа «100», передает Вести.ру.
Праздник продолжила программа «Крылатая память Победы», в рамках которой выступили летчики на ретросамолетах первой половины прошлого века. Среди них самым раритетным и при этом летающим экземпляром стал «Блерио» 1912 года выпуска. Пилоты отреставрированных машин продемонстрировали элементы высшего пилотажа, показали воздушный бой.
Антураж и атмосферу старого аэродрома передавали не только стрекот раритетных машин, но и соответствующая музыка, которая звучит в громкоговорителях по всему летному полю. До конца дня свое мастерство должны показать российские и зарубежные летчики, выступающие на боевых и учебно-тренировочных самолетах и вертолетах.
Погода способствовала проведению столь масштабного авиационного мероприятия – над аэродромом в Жуковском светило солнце и дул легкий ветерок.
В авиационном празднике не приняли участие пилотажные группы из Турции и Латвии. Об этом сообщил официальный представитель ВВС полковник Владимир Дрик. «Пилотажные группы сами отказались от участия по личным причинам», – уточнил он. Однако, как и планировалось, свое мастерство продемонстрировали пилотажные группы из Великобритании, Италии, Польши, Финляндии и самолет «Рафаль» из Франции.
Завершили праздничную программу всемирно известные авиационные пилотажные группы ВВС России «Русские витязи» и «Стрижи» на самолетах Су-27 и МиГ-29 и «Беркуты» на вертолетах Ми-28Н с групповым и одиночным пилотажем.
Всего в показе были задействованы более 110 самолетов и вертолетов. Среди них были перспективный авиационный комплекс Т-50, новейшие самолеты оперативно-тактической авиации (Су-34, МиГ-29, Су-27, МиГ-31, Су-25, Як-130 и их модификации), дальней авиации (Ту-160, Ту-95, Ту-22), военно-транспортной авиации (Ан-124, Ан-22, Ил-76, Ан-140, Л-410, Ту-134), специальной авиации (А-50, Ил-80), вертолеты армейской авиации (от новейших Ми-28Н, Ка-50 и Ка-52, Ми-35 до самых массовых Ми-24, Ми-2) и др.
Гостям предложили раскошелиться
Как говорится на сайте мероприятия, на авиашоу в Жуковском через интернет к утру воскресенья уже были выданы 55 тысяч приглашений, по линии Минобороны России – почти 75 тысяч приглашений.
По предварительной оценке правоохранительных органов, к 14.00 по мск в Жуковском присутствовало около 50 тысяч человек. Людям, которые приезжают в Жуковский, не имея бесплатных пригласительных, раздают их непосредственно на станции «Отдых», куда прибывают электропоезда из Москвы.
Как передает «Интерфакс», посетители авиашоу остались недовольны ценами на еду и прохладительные напитки. Бутылку воды 0,5 л можно было купить по цене 150 рублей, мороженое – около 350 рублей за три шарика по 50 граммов каждый. Тем, кто хочет поесть основательно, пришлось тратить еще большие деньги. Например, шашлык из свинины стоил 150 рублей за 100 граммов, из семги – 250 рублей за 100 граммов, из осетрины – 350 рублей за 100 граммов, а кетчуп, лук и хлеб дополнительно к шашлыку – еще 100 рублей, салат овощной – 120 рублей за 100 граммов. Чтобы пообедать вдвоем, посетителям приходилось тратить в среднем 2 тысячи рублей. Кроме того, посетителям предлагают памятные сувениры с символикой 100-летия ВВС России по цене от 200 до 700 рублей.
В то же время многие жители Жуковского выказывали недовольство ограничениями, которые затронули город в связи с проведением авиапраздника. В городе частично снято или ограничено движение общественного транспорта. Жители не могут попасть в свои дома, потому что их пускали только при наличии городской прописки. В то же время в связи с праздником на Казанском направлении Московской железной дороги были пущены более 100 дополнительных электричек и поездов «Спутник».
Кроме того, посетители авиашоу испытывали серьезные проблемы с мобильной связью. Мобильные телефоны всех трех ведущих операторов – Мегафона, Билайна и МТС – не справлялись с нагрузкой в районе аэродрома.
Тем не менее, как сообщает ИТАР-ТАСС, тысячи зрителей стоя аплодировали «параду» авиатехники в небе. Над аэродромом пролетели три сверхзвуковых ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3, три турбовинтовых стратегических бомбардировщика Ту-95МС и три сверхзвуковых стратегических бомбардировщика-ракетоносца Ту-160.
За военными самолетами над Жуковским прошла группа «транспортников» – Ан-26, Ан-12, Ан-22 «Антей», гигант Ан-124 «Руслан» и, конечно, легендарная «Аннушка» – Ан-2.
Большой интерес у публики вызвали также воздушный командный пункт Ил-80, самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, а также три «трудяги» Ил-76, пролет которых зрители особенно активно пытались запечатлеть на камеры своих сотовых телефонов и «планшетников».
Стоит отметить, что А-50, Ил-76 и Ту-95 стали настоящими «лидерами» и на статической экспозиции летной техники, расположенной на аэродроме. Именно возле них, а также рядом с еще несколькими вертолетами наблюдался настоящий «аншлаг».
Ближе к вечеру пилотажная группа из Финляндии «Полуночные ястребы» выступила в небе под классическую и современную музыку. Пятерка летчиков на самолетах МК-51 «Хок» в течение почти 20 минут показывала фигуры высшего пилотажа. «Бочка», «ромб», «колокол», красочный «роспуск» в небе, сопровождаемые музыкой на земле, создавали вокруг «Полуночных ястребов» атмосферу настоящей феерии.
«Славная, героическая история»
«Именно в России впервые появились асы высшего пилотажа и полярные авиаотряды, были разработаны легендарные истребители, штурмовики и бомбардировщики, обеспечившие превосходство отечественных ВВС в годы Второй мировой войны. И, конечно, успехи нашей авиации позволили осуществить дерзновенную мечту всего человечества о полете в космос, о покорении Вселенной», – отметил Путин.
«Сегодня развитие боевой авиации – важнейшее направление военной политики, модернизации Вооруженных сил страны. Государство уделяет приоритетное внимание подготовке высококлассных специалистов, значимой исследовательской работе, оснащению ВВС самыми современными образцами техники», – подчеркнул президент России.
«Уверен, вы и впредь будете успешно решать поставленные задачи, вносить весомый вклад в укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны. Заботиться о сохранении и продолжении замечательных традиций российской авиации», – добавил глава государства.
«Старость их условна»
#{image=653583}Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в пятницу в Жуковском состоялась генеральная репетиция шоу, первый день авиационного показа прошел в субботу. На мероприятии присутствовали президент России Владимир Путин, руководство Министерства обороны, иностранные военные атташе и порядка 80 главкомов ВВС зарубежных стран.
Вице-президент Федерации «Реставраторы России», соучредитель фонда «Крылатая память Победы» Олег Лейко накануне празднования столетия ВВС рассказал, что для пилотирования старых самолетов не требовалась какая-то специальная подготовка.
«Старость их условна. Старость их в том, что они имеют конструкцию образца «дремучего года». Но старых самолетов в принципе не существует. Пока он может летать, ему дают разрешение на полет. Для того чтобы он мог летать, требуется постоянно заменять детали, вышедшие из строя, другими, вновь изготовленными или исправными. Как только самолет получает такое разрешение, он безопасен. Это длится приблизительно в течение года до следующего осмотра», – сообщил газете ВЗГЛЯД Лейко.
При этом он тогда отметил, что большинство самолетов к авиашоу были отреставрированы, а не отстроены заново. «Единственный самолет, в котором осталось не так много оригинальных частей, – это ДИТ (двухместный истребитель 30-х – прим. ВЗГЛЯД). Он условно реставрирован. А все остальные имеют в составе достаточное количество оригинальных деталей», – сказал он.
Отметим, что буквально за несколько месяцев до такого знакового события, к которому давно готовились, был освобожден от должности главнокомандующий ВВС Александр Зелин. На это в интервью газете ВЗГЛЯД обращал внимание предшественник Зелина генерал армии Петр Дейнекин.