Тверской суд Москвы в субботу рассмотрел ходатайство следователя об избрании меры пресечения руководителю администрации главы Кабардино-Балкарии Владимиру Жамборову, подозреваемому в причастности к хищению государственного имущества – здания филармонии в Нальчике. Вместе с ним по делу проходят министр по управлению госимуществом и земельными ресурсами КБР Хабдульсалам Лигидов и его заместитель Руслан Жамборов.
Я считаю, что недоброжелатели используют нынешнюю ситуацию для раскачивания лодки
По итогам рассмотрения ходатайства суд арестовал всех троих.
Перед судебным заседанием задержанный Руслан Жамборов заявил, что отрицает свою вину, сообщает РИА «Новости». Жамборов считает свое задержание незаконным и надеется, что следствие пройдет беспристрастно. Третий фигурант уголовного дела о мошенничестве, министр по управлению госимуществом и земельными ресурсами Кабардино-Балкарской республики Хабдульгалам Лигидов называет уголовное дело против него заказным. «Это, возможно, политический заказ», – приводит «Интерфакс» слова Лигидова.
По его мнению, причиной возбуждения дела могли стать споры вокруг сельхозземель в республике. «Предстоит решение серьезных вопросов с землями сельхозназначения. Я считаю, что недоброжелатели используют нынешнюю ситуацию для раскачивания лодки», – добавил он.
Высокопоставленные чиновники были задержаны 7 июня 2012 года сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России по подозрению в хищении республиканского имущества.
Оперативно-следственные группы одновременно пришли к руководителю администрации главы КБР Арсена Канокова Владимиру Жамборову, его брату – экс-заместителю министра по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Руслану Жамборову, недавно возглавившему управление Федеральной почтовой службы по КБР, руководителю того же министерства Хабдульсаламу Лигидову и известной в республике предпринимательнице и модельеру Мадине Хацуковой.
Руслан Жамборов (Фото: РИА «Новости») |
По словам участников операции, Владимир Жамборов, когда спецназ появился у его особняка, ворота им не открыл, а ломать их, учитывая статус чиновника, не стали. Переговоры с забаррикадировавшимся чиновником с использованием мегафона велись минут 40. Доступ в особняк полицейские получили только после того, как один из старших офицеров пообещал господину Жамборову немедленно начать штурм. В то же время другая спецгруппа отправилась в Дом правительства КБР, где расположены кабинеты чиновников, в отношении которых проводились следственные действия.
«Вооруженные автоматами и пулеметами спецназовцы оттеснили охрану и зачем-то снесли установленные на входе турникеты. Столько силовиков сразу у нас было, наверное, в 2005 году, когда на город было совершено нападение боевиков», – рассказал «Коммерсанту» один из чиновников, работающий в Белом доме.
По его словам, когда в течение трех часов изымались бумаги из кабинета руководителя администрации, Арсен Каноков находился в Белом доме. Узнав, что сказано в постановлении следователя, он сделал несколько звонков и, видимо, убедившись, что действия санкционированы с самого верха, сказал: «Мы не препятствуем, пусть работают».
Как сообщили позднее в пресс-службе ГУЭБиПК, в ходе оперативно-розыскных мероприятий установлено следующее: предпринимательница и модельер Хацукова Мадина Алисаговна, «используя родственные связи в руководстве КБР, предприняла попытку безвозмездного отчуждения находящегося в государственной собственности здания филармонии площадью свыше 500 кв. м, расположенного на одной из центральных улиц в Нальчике. Его рыночная стоимость по независимой оценке на сегодняшний день составляет более 20 млн рублей».
В управлении отметили, что, получив устное указание от главы администрации президента КБР Жамборова Владимира Султановича, заместитель министра по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами республики Жамборов Руслан Султанович, используя служебные полномочия, распорядился подготовить распоряжение об изъятии имущества ГУК «Кабардино-Балкарская государственная филармония» из оперативного управления Министерства культуры в республиканскую казну.
«При этом весь коллектив филармонии был выселен из здания. Затем чиновник дал указание подготовить распоряжение о приватизации указанного объекта с занижением стоимости до 1 млн рублей путем внесения в порядке оплаты дополнительных акций одной из местных компаний (100% акций принадлежит КБР) в качестве государственного вклада в уставной капитал», – отмечается в сообщении.
После подготовки пакет документов был передан в управление Росреестра по КБР для оформления указанной сделки. Затем участники организованной группы 17 апреля этого года реализовали указанное здание Мадине Хацуковой без проведения аукциона.
По данному факту следственным департаментом МВД России возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 (мошенничество) УК РФ.
В ходе обысков, проведенных в жилищах и кабинетах подозреваемых, изъяты предметы и документы, подтверждающие противоправную деятельность фигурантов. Кроме того, в сейфе руководителя администрации президента КБР Владимира Жамборова обнаружены боевые патроны ПМ, а в сейфе заместителя министра по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами КБР Руслана Жамборова – огнестрельное оружие: три пистолета «Вальтер», «ТК» и «Смит и Вессон».
По данным высокопоставленных источников «Коммерсанта» в КБР, 58-летний Владимир Жамборов, который является родственником главы КБР по материнской линии, рассматривался в качестве возможного преемника переназначенного на должность в 2010 году Арсена Канокова, срок полномочий которого истекает через три года. Администрацию Жамборов возглавил в ноябре 2010 года, а до этого в течение многих лет работал в строительной отрасли. С марта 1997 по январь 2002 года господин Жамборов занимал должность министра внешних связей КБР, затем возглавлял ОАО «Каббалкэнерго», ЗАО «Холдинговая компания «Синдика» и являлся постоянным представителем Кабардино-Балкарии при президенте России.
Кроме того, предполагалось, что именно Владимир Жамборов будет продвигать различные региональные проекты, в том числе строительство горнолыжной базы «Эльбрус-Олимп» с участием британской и японской компаний. Став фигурантом уголовного дела, он уже не сможет участвовать ни в будущих выборах главы КБР, ни в подобных проектах. В МВД политическую или экономическую подоплеку спецоперации отрицают. «Если при прежнем руководстве министерства подобные наступательные мероприятия по борьбе с коррупцией в силу определенных причин не проводились, то сейчас они будут осуществляться не только в КБР, но и в других регионах», – отметил источник издания.