В четверг генпрокуратура Казахстана назвала причину страшной и загадочной гибели пограничников на заставе в Алма-Атинской области. Согласно официальной версии, мотивом преступления послужили внутренние конфликты, а также «необъяснимое состояние – помутнение сознания» виновника инцидента.
Преступление пограничник совершил около пяти часов утра 28 мая, когда все пограничники, кроме часового, спали
По словам генпрокурора Казахстана Нурдаулета Суиндикова, выживший 19-летний Владислав Челах полностью сознался в убийстве сослуживцев, дав признательные показания. «Преступление пограничник совершил около пяти часов утра 28 мая, когда все пограничники, кроме часового, спали. Факта применения взрывного устройства не обнаружено», – приводит слова прокурора РИА «Новости».
В настоящее время, сообщил генпрокурор, проводится психологическая экспертиза Челаха, сообщает «Интерфакс».
Сам Челах, по словам генпрокурора, арестован, ему предъявлено официальное обвинение. Суиндиков уточнил, что пограничник содержится в следственном изоляторе Талдыкоргана (административный центр Алма-Атинской области). По информации представителя генпрокуратуры, Челаху грозит от 10 лет до пожизненного заключения.
Суиндиков в четверг огласил результаты исследований тел погибших пограничников: «По данным проведенной судмедэкспертизы, алкоголя в крови погибших пограничников не обнаружено», – сказал он, категорично добавив, что «информация о том, что пограничники в момент гибели находились в алкогольном либо наркотическом опьянении, а также что на одном из них было нижнее белье, не соответствует действительности».
Версию о внешнем нападении генпрокуратура также отмела: «Каких-либо признаков нападения на пост следствием не обнаружено», – сказал Суиндиков, добавив, однако, что следствие продолжит на месте ЧП поисковую операцию. «Сейчас оперативно-розыскные и поисковые операции в данном районе продолжаются, одно дело его показания (Челаха), другое – нужно его слова проверить», – сказал он.
Напомним, за прошедшую со дня трагедии неделю достоверно известно стало немногое: 31 мая в Алакольском районе Алма-Атинской области Казахстана на пограничной заставе «Сары боктер» («Горный») после пожара были обнаружены тела пограничников. Позднее выяснилось, что погибли 15 человек: 14 военнослужащих и один егерь.
Первый заместитель директора пограничной службы Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана Турганбек Стамбеков сообщил, что труп егеря охотничьего хозяйства, расположенного рядом с постом, был обнаружен среди останков солдат. По другим данным, он находился не на погранзаставе, а в сторожке, расположенной неподалеку от поста.
Позднее стало известно, что последний из 15 пограничников самостоятельно пришел к сгоревшему посту, где работала следственная группа. По словам источника в областном акимате, у «него нарушена психика, он в ступоре». По словам военнослужащего, все это время он прятался в пещере неподалеку.
Вместе с тем в четверг местная газета несколько опередила официальную сводку генпрокуратуры и обнародовала признательные показания Владислава Челаха. По информации издания, Челах по прошествии двух дней после задержания рассказал следователям хронику событий того дня.
Так, Челах сообщил, что в тот день его назначили дежурным по погранпосту, поэтому у него при себе были ключи от так называемой оружейки, где хранились автоматы, а также от сейфа, где лежал пистолет командира.
«Около пяти часов утра рядовой Челах вышел из казармы завести генератор и разжечь печь в пекарне, где пограничники пекли хлеб. Предварительно он взял из сейфа пистолет командира. Подошел к находящемуся на посту дозорному Бекзату Амиргалиеву и попросил помочь налить солярку для генератора. Когда тот помог и пошел обратно на пост, рядовой Челах догнал его и выстрелил ему из пистолета в упор в затылок. Поскольку неподалеку шумела река и шелестели на ветру деревья, глухого выстрела никто не услышал. Солдат взял автомат часового и пошел в казарму», – пишет издание.
Как сообщается, далее Челах выстрелил из пистолета в упор в повара команды пограничников Дениса Рея, который встал пораньше, чтобы испечь хлеб к завтраку.
Во время пребывания Челаха на сезонном посту «Арканкерген» у рядового «что-то произошло
Войдя в казарму, Челах стал расстреливать спящих сослуживцев из автомата. Командир пограничников капитан Кереев выскочил на выстрелы из своей комнаты, но, увидев стреляющего по людям солдата, попытался спрятаться за деревянной дверью. Но был убит очередью прямо через доски двери», – говорится в статье.
Убив всех сослуживцев, Челах пошел в сторону сторожки охранника – отставного майора ВВС Руслана Кима, встревоженного выстрелами, и, убедив последнего, что ничего особенного не произошло, выпустил ему в спину автоматную очередь.
Далее, пишет газета, Челах «еще раз обошел территорию заставы и произвел каждому из убитых контрольный выстрел в голову», после чего аккуратно разложил пограничников по кроватям, причем на свое место – тело Данияра Балгабаева, и поджег здание казармы. Убитого часового он также облил керосином и поджег.
После этого Челах ушел в горы, предварительно захватив в сторожке у охранника гражданскую одежду и небольшую сумму денег – около 1200 тенге (148,89 доллара).
Газета отмечает, что именно из-за того, что Челах положил на свою койку тело убитого сослуживца, следствие было введено в заблуждение: сам он считался погибшим, а Балгабаев был объявлен в розыск как подозреваемый в расстреле пограничников.
По информации газеты, Челах не может внятно объяснить мотив преступления. «На вопрос, подвергался ли он какому-либо насилию со стороны сослуживцев, издевательствам, избиениям, он ответил отрицательно – так же, как и по поводу притеснений на национальной или религиозной почве», – говорится в статье.
Между тем издание пишет, что во время пребывания Челаха на сезонном посту «Арканкерген» у рядового «что-то произошло». «Что именно – говорить он не хочет, даже зная, что ему за содеянное грозит пожизненный срок заключения. Медицинское освидетельствование показало: каких-либо внешних или внутренних повреждений у солдата нет. Явных следов побоев или какого-либо насилия – тоже», – пишет газета.
Вместе с тем, как сообщает издание, «осматривая тела убитых, сотрудники оперативно-следственной группы, в состав которой вошли и полицейские, и работники КНБ, прокуроры, криминалисты и судмедэксперты, неожиданно обнаружили, что нижнее белье на одном из них явно женское».
Таким образом, официально считается, что никакого мотива у Владислава Челаха убивать своих сослуживцев не было. Его якобы просто «заклинило» – случилось необъяснимое помутнение рассудка, во что верится с большим трудом.
Неудивительно, что родные Владислава были возмущены тем, что спецслужбы обвинили его в убийстве сослуживцев. Мать Челаха Светлана Ващенко твердо решила обратиться в международный суд для расследования трагедии. «Адвокаты отказываются защищать моего сына, а те, кто соглашается, просят по 2 тысячи долларов в месяц. У меня есть родственники в Бельгии, я обратилась к ним, они помогут собрать документы для обращения в международный суд», – сказала Ващенко информагентству «Новости Казахстан».
Более того, не верит в виновность пограничника и общественность. Владислав Длиннов, ведущий популярной новостной программы 31 канала «Информбюро» в Казахстане, отказался читать в эфире новость о признании Челаха в убийстве 14 своих товарищей и написал заявление об увольнении.
«Неужели кто-то из журналистов и дикторов новостей серьезно прочитают эту новость в эфире. Это позор! Я отказываюсь врать в эфире и говорить бред про то, как пограничник «признался» в убийстве сослуживцев», – написал Длиннов в своем микроблоге в Twitter.
В то же время руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, профессор Михаил Виноградов уверен, что официальная версия местного следствия имеет под собой все основания. «Человек чувствовал себя хуже остальных, униженным, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Когда мы говорим, что для того, чтобы расстрелять сослуживцев, нет причин, мы лукавим: внешне нет причин, а внутри у него копятся раздражение, унижение, злоба, и выливаются в такое жесточайшее действие. Это кумулятивный, накопительный эффект, когда вода камень точит. Он чувствовал себя хуже других, не таким, как все. Его не били, не унижали – кто-то над ним пошутил, кто-то его превзошел. И у личности особого склада, так называемой шизоидной личности, накапливается агрессия, и выплескивается в жесточайшее преступление. Такая личность действует на эмоциональном холоду. Старые психиатры про таких говорили, что «в сумрачных покоях мозга разыгрываются мрачные пиры». Он долго вынашивал эту месть и выносил».
По мнению эксперта, вполне ожидаемым в такой ситуации является и то, что человек признается в содеянном: «Человеческая психика такова, что совершенное требует, в конечном итоге, признания. Удерживать в голове такой психологический груз могут только хорошо натренированные люди – шпионы, разведчики, диверсанты, – а простому человеку необходимо высказаться».
«Это вообще проблема замкнутых коллективов, когда в коллективе заводится один обиженный, – продолжил он. – Подчеркиваю, его не бьют по голове – над ним подтрунивают, посмеиваются, у него получается хуже, чем у других. Накапливается аффект, который потом выплескивается наружу, он всех расстреливает и получает от этого успокоение в своей душе. А потом гнет содеянного его мучает, и наступает момент, когда он должен рассказать о том, почему и как он это сделал».
«Безусловно, командир недосмотрел, он не был готов к такому развитию событий. В замкнутых коллективах помимо обычного командира должен быть психолог. Мы имеем такие проблемы на подводных лодках, у зимовщиков на Северном полюсе. Это не частая, но, к сожалению, обыденная ситуация. Если в такой ситуации оказывается неправильно попавший в коллектив человек, можно ждать трагедии. Он может быть вполне здоров, просто он не вписывается в структуру психологии этого коллектива», – заключил Виноградов.