Единый государственный экзамен нескольких уровней сложности и устная часть по иностранному языку могут быть введены в РФ только после того, как эти изменения будут опробованы в пилотном режиме, сказал в понедельник РИА «Новости» глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов.
Экзамен не должен быть местом, где ребенка все время норовят поймать: списал – не списал, пронес телефон – не пронес
«Трудно сказать, сколько на это уйдет времени. Думаю, что в любом случае в таких изменениях должен быть пилотный режим, когда, например, в нескольких регионах эта технология будет отработана, и только потом это можно распространить на всю страну», – отметил министр.
Ливанов считает, что такие изменения требуют серьезного обсуждения, а также решения методических и организационных вопросов.
«Мы сможем внедрить устную часть по иностранному языку и ЕГЭ разных уровней только после того, как будут решены все проблемы, чтобы не было никаких сбоев, чтобы вся процедура была ясна и понятна», – отметил Ливанов.
Также он добавил, что в любом случае на внедрение новых форм ЕГЭ уйдет несколько лет. «Несколько уровней ЕГЭ – думаю, что будет полезно, потому что наша цель – максимально полно выявить способности каждого ученика», – заметил Ливанов.
В любом случае, даже если на нововведение уйдут годы, это несомненный плюс для российского образования. Противники ЕГЭ не один раз говорили о том, что знание иностранных языков или литературы не может объективно оцениваться с помощью одних лишь тестов.
Введение устного экзамена по иностранному языку станет индикатором качества его преподавания в российских школах. Если не брать в расчет языковые спецшколы и гимназии, то уровень владения иностранным языком у российских выпускников крайне низок, отмечают все опрошенные газетой ВЗГЛЯД учителя и эксперты. Даже бытовое общение им дается с трудом. И вводя устный экзамен, надо будет серьезно менять и подход к изучению иностранных языков в школе.
«Это очень хорошо, что появится устный экзамен. Но надо быть готовым к тому, что подготовка к ЕГЭ, конечно, станет сложнее. Дети в школе, на мой взгляд, сейчас совершенно не готовы к устной части. Все было бы иначе, если бы в обычных общеобразовательных школах (не языковых) английский или любой другой иностранный язык был не два часа в неделю, как это в начальной школе, а пять раз в неделю», – сказала газете ВЗГЛЯД преподаватель английского языка столичной школы № 1142 Наталья Бароненкова.
По мнению педагога, за это время у учителей была бы возможность подготовить школьников к устному экзамену. Но если изменения произойдут слишком быстро, на выходе мы получим сплошные двойки и тройки. «Если устный экзамен по языку введут через год или через два, возникнут проблемы. Поколение детей, которое будет оканчивать школу через несколько лет, совершенно не готово к устному экзамену. За те два–три часа в неделю, которые выделяются на язык, стараешься дать грамматику максимально, а устная часть остается второстепенной», – рассказывает Наталья Бароненкова.
Более того, среди выпускников школ немало тех, кто хорошо знает грамматику, имеет приличный словарный запас и отлично справляется с тестами. Есть среди них и 100-балльники. И они имеют все шансы поступить в языковой вуз, не имея при этом навыков устной речи.
«С таким постоянно сталкиваешься. Приходит студент-первокурсник, который хорошо понимает письменный текст, лексика набрана, но есть языковой барьер, который очень трудно снять. У меня были такие ученики, они уже учатся в вузах. И жалуются: мы не можем общаться с преподавателем. В итоге такие студенты получают незачет. Потому что грамматика грамматикой, а барьер есть. На мой взгляд, устный экзамен надо вводить для тех детей, которые только сейчас начинают учить язык, максимум – для тех, кто сейчас в пятом классе. Вот за это время их можно подготовить в школе. Не у всех ведь есть возможность заниматься с частным преподавателем», – считает Бароненкова.
Для того чтобы выпускники школ не чувствовали себя за границей все понимающей, но не умеющей говорить собакой, надо всего лишь увеличить количество часов иностранного языка в школе. Что, кстати, в свое время сделали в Дании.
#{interviewsociety}Там несколько десятилетий назад английский язык стали преподавать не как иностранный, а как родной, с такой же интенсивностью. В результате на английском говорит практически все население – начиная от детей, заканчивая пенсионерами.
У первого зампреда комитета Госдумы по образованию Олега Смолина противоположная точка зрения. Он уверен, что устный экзамен по языку надо вводить как можно быстрее, уже со следующего года.
«Мы еще полтора года назад проводили специальное заседание экспертной группы в Госдуме, и все сошлись на том, что принимать иностранный язык, не зная, может ли человек говорить, совершенно неправильно. Элементы устного экзамена, так называемое говорение, должны быть включены в экзамен по иностранному языку. Тем более что когда-то они уже были. Поэтому это абсолютно правильное решение. Более того, я бы его распространил еще на литературу, историю и обществознание. Но это идея пока не поддержана – говорят: «Вы хотите вернуть прежний экзамен». Ну а что тут такого, если прежний был лучше! Я лично буду использовать свое положение как члена президентской комиссии по ЕГЭ и одаренным детям, для того чтобы ускорить проведение этого эксперимента», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД Олег Смолин.
Депутат рассказал, что в его проекте закона об образовании был вариант устного и письменного экзамена по литературе.
«Мы предлагаем ребятам право на выбор: либо сочинение, либо устный экзамен по литературе. Я вас уверяю, любая версия гораздо лучше того, что сейчас, когда спрашивают про всякие художественные особенности. Потому что содержание литературы не поддается формализации. Я недавно был в программе Юрия Полякова, и выдающийся писатель и поэт со мною сразу согласился – если бы на ЕГЭ по литературе ребенок по жребию получал поэта, а любимое стихотворение этого поэта выбирал бы сам, дети по крайней мере выучили бы несколько десятков стихов великой русской поэзии. Сейчас дети не знают стихов катастрофически!» – говорит Смолин.
Депутат вообще предлагает пересмотреть отношение к экзаменам.
«Мы считаем, что экзамен не должен быть местом, где ребенка все время норовят поймать: списал – не списал, пронес телефон – не пронес. Нужно создавать такие условия, чтобы ребенок хотел блеснуть своим образованием. Вот пусть и выбирает – у кого-то блестяще получаются сочинения, а у кого-то – устный ответ. Чем больше возможностей выбора – тем лучше для нашего образования. Я на экзамен по литературе шел как на праздник – мне было что сказать, и я делал это с удовольствием. Зачем загонять детей в стресс? Не страх лучший стимул, а возможность самореализации», – уверен Олег Смолин.
Возможно, если этот эксперимент увенчается успехом, следующим шагом может стать введение устных экзаменов по литературе и истории. Об их необходимости не раз говорили и школьные учителя, и преподаватели вузов. Выпускники, сдающие ЕГЭ по истории, хорошо ориентируются в датах, но вот что за ними стоит, представляют довольно смутно.
Сегодняшнее заявление министра образования может стать если не началом отказа от ЕГЭ, то, по крайней мере, началом серьезных изменений в процедуре проведения Единого госэкзамена, результаты которого будут известны уже через несколько недель.