Накануне один из адвокатов устроивших в феврале этого года панк-молебен в храме Христа Спасителя участниц группы Pussy Riot Николай Полозов сообщил, что Екатерина Самуцевич получила выговор за неправильно заправленное одеяло, после этого наказание получила другая участница группы Надежда Толоконникова*, у которой в камере нашли листок с записью.
#{image=621550}«Сегодня у Самуцевич была адвокат Виолетта Волкова. Ей Катя сказала, что на днях, когда она собиралась ложиться спать, к ней пришли оперативник и сотрудник администрации СИЗО и стали спрашивать ее о наличии претензий к сокамерницам. Все происходящее они снимали на видеорегистратор», – сообщил адвокат Николай Полозов.
По его словам, Самуцевич трижды повторила, что никаких претензий к сокамерницам не имеет. До этого Екатерине предлагали сотрудничать со следствием, сказал он.
«Потом в камеру запустили сокамерниц, одну из которых трясло, и она (сокамерница) сказала, что Катя передает СМИ через адвоката подробности ее уголовного дела в невыгодном для нее свете. Далее сотрудник сказал, что Самуцевич недолжным образом заправила одеяло», – сказал Полозов, добавив, что данный выговор администрация внесла в ее личное дело.
По его словам, наличие выговора в личном деле влечет плохие последствия. «Это будет одним из аргументов следствия для продления Самуцевич срока содержания под стражей, а в случае наличия наказания исключит возможность условно-досрочного освобождения», – добавил Полозов, пояснив, что произошедшее расценивает как давление на Самуцевич за отказ сотрудничать со следствием.
«Кате Самуцевич администрация СИЗО выносит немотивированные выговоры с занесением в личное дело и пытается натравить на нее сокамерниц. Давление на Катю Самуцевич оказывается в связи с ее категорическим отказом сотрудничать со следствием», – написал Полозов в своем микроблоге в Twitter.
Адвокаты возмущены произошедшим и намерены после праздников обжаловать этот выговор.
Позднее стало известно, что администрация СИЗО занесла выговор в личное дело еще одной предполагаемой участницы Pussy Riot – Надежды Толоконниковой. Адвокат Виолетта Волкова сообщила, что у девушки нашли листок с записью.
«Мы, конечно, обжалуем произошедшее, потому что никакого нарушения тут нет: люди в СИЗО имеют право что-то писать, делать какие-то записи. Другое дело, что их нельзя оттуда выносить», – сказала Волкова, пояснив, что внесение выговора в личное дело может впоследствии негативно сказаться на судьбе девушки.
«Мы иллюзий насчет нашего правосудия не питаем, поэтому понимаем, что потом, когда девушкам дадут срок, эта запись лишит Толоконникову возможности быть условно-досрочно освобожденной», – заключила адвокат.
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что объявление выговора двум участницам панк-группы Pussy Riot, находящимся под арестом в изоляторе, вызывает вопросы, передает «Интерфакс».
«Этот случай заставляет меня напомнить о предложениях совета по укреплению общественного контроля в сфере исполнения наказаний и содержания людей в следственных изоляторах», – сказал Федотов.
По его словам, выговоры должны выноситься при участии общественных наблюдательных комиссий или даже мировыми судами. «Мы предлагали сделать так, чтобы любое наложение взыскания на людей, находящихся под стражей, происходило при участии общественных наблюдательных комиссий. Нам на это ответили, что это невозможно», – сказал Федотов.
Он добавил, что «тогда мы предложили сделать более простую вещь – найти компромиссный вариант: администрация следственных изоляторов готовит материалы для наложения взыскания, и в том случае, если человек, находящийся под стражей, согласен, то взыскание налагается».
«Если он не согласен, то взыскание может иметь место только при участии общественной наблюдательной комиссии. Есть еще другой вариант – наложение взыскания идет через мирового судью», – сказал Михаил Федотов.
Если решение суда будет обвинительным, а следовательно, не основанным на законе, то, хочется думать, что сотворенное беззаконие не породит новые беззакония
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 21 февраля участницы панк-группы Pussy Riot, ворвавшись в храм Христа Спасителя, вбежали на солею и амвон, затем подошли к алтарю и с помощью принесенной с собой звукоусиливающей аппаратуры исполнили песню.
26 февраля против участниц группы Екатерины Самуцевич, Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой было возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство». Дело возбуждено по ч. 2 ст. 213 УК РФ, предусматривающей до семи лет лишения свободы.
19 апреля Таганский суд Москвы продлил трем участницам скандальной группы Pussy Riot срок предварительного заключения до 24 июня.
Прокомментировать вынесение выговоров Толоконниковой и Самуцевич и последствия этого наказания газета ВЗГЛЯД попросила председателя Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаила Федотова.
Михаил Федотов считает, что случай с Pussy Riot может снова вернуть на обсуждение предложения совета по укреплению общественного контроля по содержанию в учреждениях ФСИН (фото: ИТАР-ТАСС) |
ВЗГЛЯД: Михаил Александрович, как вы могли бы оценить вынесение выговоров находящимся в СИЗО предполагаемым участницам группы Pussy Riot Надежде Толоконниковой и Екатерине Самуцевич?
Михаил Федотов: Думаю, что это продолжение того бесплатного представления, в котором есть роль и для сотрудников следственного изолятора: они играют ее, наверняка сами того не осознавая. Потому что главное, чего хотели добиться девушки из Pussy Riot, – популярность, а всякий дополнительный информационный повод только повышает их известность. Считаю, что эту историю уже давно надо было закончить и забыть, как страшный сон. Но в целом, история с выговорами членам группы Pussy Riot заставляет напомнить о предложениях нашего президентского совета по укреплению общественного контроля в сфере исполнения наказаний и содержания подследственных в СИЗО. В этом состоит принципиальный подход совета к любой конфликтной ситуации: попытаться найти общие корни подобных конфликтов и предложить варианты решения.
ВЗГЛЯД: Уточните, пожалуйста, кто должен выносить решения о выговорах? Это должно делаться сотрудниками СИЗО при участии общественных наблюдательных комиссий, мировыми судами?
ВЗГЛЯД: По какой причине?
М.Ф.: Как нам объясняли в Федеральной службе исполнения наказаний, на сегодняшний день в стране слишком мало членов общественных наблюдательных комиссий, а мировые судьи и без того очень загружены работой.
ВЗГЛЯД: На данный момент выговоры, вроде тех, что получили участницы Pussy Riot, назначаются по усмотрению работников исправительных учреждений? Наказания за такие проступки предусмотрены правилами содержания в СИЗО?
М.Ф.: Конечно, предусмотрены. Существуют определенные правила пребывания подследственного в изоляторе, за нарушения правил предусмотрены наказания. Другое дело, что у нас есть определенные юридические пробелы в законодательстве. Если у человека, который находится в СИЗО, возникают проблемы, он может обратиться либо к администрации, либо к прокурору, либо в общественную наблюдательную комиссию. Такие комиссии существуют не только в Москве, но и в большинстве других российских регионов. И наконец, вынесенные выговоры могут быть обжалованы в суде.
ВЗГЛЯД: Могут ли вынесенные выговоры отразиться на предстоящем судебном заседании Мосгорсуда по рассмотрению жалоб участниц группы на продление их ареста?
М.Ф.: Нет, никоим образом. Потому что при решении вопроса о продлении содержания под стражей принимаются во внимание совершенно другие обстоятельства, которые исчерпывающим образом перечислены в УПК РФ.
ВЗГЛЯД: Лично вы считаете, что девушки заслуживают того, чтобы находиться под стражей?
М.Ф.: Члены этой группы совершили поступок, который называется «богохульство в храме». По российскому законодательству начала 19-го века это было одним из тяжких преступлений, за совершение которого полагалось наказание в виде заточения в крепость на длительный срок. Но в ныне действующем Уголовном кодексе такой статьи нет. Соответственно, то, что совершили участницы группы, должно квалифицироваться по каким-то другим статьям. Лично я не нашел в УК РФ статьи, под которую подходило бы произошедшее. А ведь еще древние римляне утверждали: «Nullum crimen, nulla poena sine lege» (Нет преступления и нет наказания, если нет закона). Это классика!
ВЗГЛЯД: То есть вы считаете, их нужно наказать по всей строгости?
М.Ф.: Да, по всей строгости закона, который существует. Если их будут судить за уголовно наказуемое хулиганство, о чем всё время сообщается в СМИ, то суду придется их оправдать, так как их хулиганская выходка не содержит тех квалифицирующих признаков, которые отделяют хулиганство по Уголовному кодексу от мелкого хулиганства, наказуемого по Кодексу об административных правонарушениях. Кстати, по этому, последнему кодексу их наказать уже нельзя, т.к. максимальное наказание в данном случае составляет 15 суток административного ареста, а этот срок под стражей они уже отбыли по нескольку раз.
ВЗГЛЯД: Процесс над Pussy Riot окажет какое-либо влияние на другие провокационные группы?
М.Ф.: Надеюсь, что нет. Если решение суда будет обвинительным, а следовательно, не основанным на законе, то, хочется думать, что сотворенное беззаконие не породит новые беззакония. Произвол нельзя поощрять ни в какой форме, иначе мы не только не приблизимся к верховенству права, закона, а впадем в дикость. Если же судебный вердикт будет основанным на законе, а следовательно, оправдательным, то, надеюсь, это не будет стимулировать других хулиганов на совершение аналогичных безобразий.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом