В четверг первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков выступил с рядом заявлений по гособоронзаказу.
В частности, заявил он, до 15 июня на вооружение будет принят стратегический атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий». Вторая подлодка проекта 955 «Александр Невский» войдет в состав ВМФ в августе, передает РИА «Новости».
Все идет по плану, никто ничего не срывает
Замминистра попенял производителю на то, что тот не провел вовремя все запланированные испытания кораблей.
«Что касается двух подводных лодок «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», то здесь вина изготовителя (Севмаш). Не все испытания, которые необходимо было провести перед принятием их в состав ВМФ в 2011 году, были выполнены», – объяснил Сухоруков.
По словам замминистра, процедура принятия на вооружение ракеты «Булава», штатными носителями которой являются эти АПЛ, будет завершена через несколько месяцев.
«Чтобы оформить все необходимые документы (после завершения госиспытаний), нужно минимум шесть–семь месяцев. Идет работа, которая определена положением о создании ракетного комплекса, та работа, которую положено проводить после завершения госиспытаний», – сказал Сухоруков.
«Все идет по плану, никто ничего не срывает», – отметил он. Напомним, в марте министр обороны Анатолий Сердюков заявлял, что «Булава» будет принята на вооружение в октябре 2012 года.
Вместе со своими штатными носителями – подлодками проекта 955 «Борей» – «Булава» должна стать основой морских стратегических ядерных сил России. Носителями ракеты «Булава-30» являются модернизированная стратегическая подлодка «Дмитрий Донской» проекта 941 УМ «Акула» (по классификации НАТО «Тайфун») и АПЛ проекта 955 «Борей» – «Юрий Долгорукий», планируются – «Александр Невский», «Владимир Мономах» и другие. Всего до 2020 года предполагается построить восемь АПЛ этого типа.
В четверг Сухоруков сообщил, что Минобороны России заключило контракты на создание спутников для Единой космической системы, которые из космоса будут отслеживать запуски ракет на Земле, передает «Интерфакс».
«У нас есть заказы на создание новых космических аппаратов контроля (российской системы предупреждения о ракетном нападении – прим. ВЗГЛЯД). В этом году будет несколько спутников различного назначения запущено в интересах Министерства обороны», – сказал Сухоруков.
Так он ответил на вопрос, как продвигаются работы по созданию космического сегмента российской системы предупреждения о ракетном нападении и заключило ли Минобороны РФ контракты с предприятиями ракетно-космической отрасли на создание спутников для этой системы.
Ранее сообщалось, что в марте был запущен на орбиту последний спутник серии «Око», который относится к космическим аппаратам предыдущего поколения.
Кроме того, по словам Сухорукова, российская армия в этом году получит 28 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С», 58 самолетов, 124 вертолета, а также различные ракеты.
Минус 25 млрд рублей
Замминистра заверил, что «все задачи, поставленные перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса, выполняются» и что у него как у первого замминистра обороны «никаких опасений, что эти контракты будут сорваны, нет».
Основные разногласия Минобороны с предприятиями оборонно-промышленного комплекса при заказе вооружения и военной техники (ВВТ) связаны с обоснованием цены и ее документальным подтверждением, напомнил Сухоруков.
Однако, по его словам, вскоре эта ситуация может измениться. Правила ценообразования на продукцию ОПК, закупаемую Минобороны, вскоре будут четко регламентированы.
«В завершающей стадии подготовка новой редакции постановлений правительства 656-го и 29-го, где будет четко прописано, как определяется цена и как предприятия должны экономически обосновывать и документально подтверждать свои затраты», – сказал Сухоруков.
Он отметил, что российскому военному ведомству удалось согласовать вопросы цены на закупаемую продукцию с основными российскими производителями ВВТ. Больше всего проблем, по его словам, было с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) в части цены на «Бореи». По словам Сухорукова, не так давно вопрос цены этих подлодок также был решен.
#{weapon}Он сообщил, что все вопросы цены на закупаемое вооружение решены с Объединенной авиастроительной корпорацией, концерном ПВО «Алмаз-Антей» и Московским институтом теплотехники, который является основным разработчиком и производителем стратегических ракетных комплексов наземного и морского базирования.
Наиболее неожиданным стало заявление Сухорукова о том, что объем гособоронзаказа для Министерства обороны на 2012 год сокращен на 25 млрд рублей.
Он напомнил, что объем ГОЗ-2012 по линии Минобороны по состоянию на декабрь прошлого года составлял 704,3 млрд рублей.
«Сейчас я называю другую цифру. В соответствии с решением правительства и президента объем ГОЗ на 2012 год уменьшился примерно на 25 млрд рублей и составляет 677,4 млрд рублей», – приводит слова Сухорукова РИА «Новости».
Замминистра добавил, что уменьшение финансирования не означает, что деньги у Минобороны «забрали». «Их перераспределили на другие задачи», – объяснил Сухоруков.
Он заверил, что уменьшение финансирования ГОЗ не скажется на выполнении и гособоронзаказа, и госпрограммы вооружений в целом.
Также Сухоруков сообщил, что в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) 2012 года Минобороны России заключило 77% контрактов на общую сумму 520,7 млрд рублей. Ранее руководство РФ поставило задачу завершить размещение гособоронзаказа на 2012 год к 15 апреля.
«По состоянию на 15 апреля в рамках ГОЗ заключено контрактов на 77% от общего объема ассигнований ГОЗ на 2012 год (на сумму 520,7 млрд рублей)», – сказал Сухоруков.
Общий объем выделенных Минобороны на гособоронзаказ средств в этом году составляет 677,4 млрд рублей, напомнил он.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее курирующий «оборонку» вице-премьер России Дмитрий Рогозин уже заявлял, что он не уверен в том, что договориться по всем ценам в рамках ГОЗ-2012 получится в установленные сроки (к 15 апреля). Он пояснил, что существуют позиции, по которым есть споры по формуле цены. В качестве примера Рогозин привел авиационный и водный комплексы, но не уточнил, о чем конкретно идет речь.
#{interviewsociety}В прошлом году споры Минобороны и предприятий «оборонки» по поводу цен на военную продукцию едва не привели к срыву гособоронзаказа. Последние контракты по ГОЗ-2011 на строительство атомных подводных лодок типа «Борей» и «Ясень» были подписаны только 9 ноября. Именно после этого власти поставили задачу завершить размещение ГОЗ на 2012 год к 15 апреля.
«Сначала на экспорт»
Комментируя для газеты ВЗГЛЯД заявления Сухорукова о закупках вооружения, руководитель Научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности Анатолий Цыганок заявил, что это оружие российская армия должна была получать «еще 15 лет назад». По его мнению, отечественное вооружение в абсолютном большинстве своем устарело.
«По моим данным, российская армия имеет всего 10% нового оружия. Если говорить о Южном военном округе, там уровень нового оружия где-то 25%, на Дальнем Востоке около 15–20% нового оружия», – сказал эксперт.
Он усомнился в том, что программа гособоронзаказа будет выполнена: «Мотивация у меня очень простая. Насколько я понимаю, мы до сих пор действуем не в интересах Российской Федерации. Я недавно смотрел документы – оказывается, на всех оборонных предприятиях в январе, феврале и марте основная часть продукции будет производиться в экспортном варианте. Таким образом, в первой половине года будет создана продукция для поставок за рубеж, а потом быстренько-быстренько начнут делать оружие для российской армии».
«Войска должны получать оружие постепенно, а не большими, массовыми блоками. Если оружие поступает постепенно, оно нормально распространяется и дает шанс военным нормально подготовиться к его использованию. Грубо говоря, при той ситуации, которая сложилась сейчас, военные не будут стрелять летом, а начнут это делать только зимой. А пристрелка оружия летом и зимой – это огромнейшая разница!» – говорит Цыганок.
Эксперт подверг критике то, как происходит принятие на вооружение стратегических атомных подлодок и межконтинентальных баллистических ракет, которыми корабли должны быть оснащены.
«Замминистра обороны почему-то не говорит всей правды. А она такова, что на всех наших подводных лодках (АПЛ проекта «Борей» – прим. ВЗГЛЯД) сейчас нет вооружения. У меня это вызывает подозрение. Потому что принятие на вооружение ракет (имеется в виду «Булава» – прим. ВЗГЛЯД), успешность запусков которых составляет всего 52%, может грозить какими-нибудь неприятностями при установке», – не исключил Цыганок.
«Насколько я знаю, для поставок на флот необходимо произвести 95% успешных пусков ракеты. К сожалению, «Булава» их не сделала. Все эксперты из моего окружения удивляются решению (принять ракеты на вооружение). Нынешняя ситуация должна настораживать не только меня как жителя России, но и тех военных, которые должны принимать это вооружение. Они должны отказаться от принятия «Булавы» на подводную лодку», – считает он.
Решение руководства страны уменьшить объем гособоронзаказа на 25 млрд рублей Цыганок назвал «первой ласточкой», предвещающей, что программа будет сорвана. «И все заявления президента, премьера, вице-премьера (Дмитрия Рогозина) и министра обороны о том, что российской армии будет поставлено новое вооружение к 2020 году, не будут выполнены», – считает он.
Собеседник предположил, что миллиарды, отнятые у гособоронзаказа, могут пойти на строительство жилья для военных.
«В первую очередь оскомину набила ситуация с жильем ветеранов и военнослужащих. Об этом мало кто говорит, но за 67 лет, прошедших после Великой Отечественной войны, у нас до сих пор 50 тыс. военнослужащих, участвовавших в ней, не получили жилья. Второе – недавно прозвучало заявление премьера Владимира Путина о том, что в этом году будет решена проблема жилья для офицерского состава», – сказал эксперт.