Общество

8 октября 2012, 22:50

Российских инвалидов не пустили на борт самолета ФРГ

Фото: EPA/ИТАР-ТАСС

Группа российских колясочников была высажена с борта авиакомпании Air Berlin. В числе пострадавших пассажиров был в том числе депутат Госдумы. Юристы уверяют, что суд накажет перевозчика, а сама авиакомпания оправдывается требованиями безопасности полета. Причина конфликта, похоже, в некорректном оформлении авиабилетов.

Российская делегация, в составе которой находились шестеро инвалидов-колясочников, должна была вылететь в ночь на 8 октября в Дюссельдорф, однако при посадке на рейс столкнулась с непредвиденными трудностями, сообщили «Интерфаксу» в правозащитной организации «Перспектива».

Очень по-хамски повело себя посольство Германии. Мы позвонили в дежурную линию, там нам сказали, что есть консул, вот ему и звоните, к нам в аэропорт вообще никто от них не пришел

«Произошло просто что-то вопиющее, с подобным отношением мне не приходилось сталкиваться никогда. Шесть инвалидов-колясочников не пустили на борт самолета Air Berlin по причине, что нас слишком много и это может сказаться на безопасности полета. Причем нам не объяснили, каким образом», – рассказал газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы инвалид-колясочник Владимир Крупенников.

Как рассказал Крупенников, российская делегация должна была вылететь в Германию в 06.10. «Многие из не попавших на борт инвалидов и их сопровождающих прибыли в аэропорт где-то в 03.00. Через час началась регистрация, нас пропустили без очереди, всем выдали посадочные талоны, затем прошли таможню, паспортный контроль. И когда уже объявили посадку на самолет, половина делегации взошла на борт, в этот момент объявили, что колясочников больше пускать не будут», – сказал депутат.

По его словам, дальше сотрудники авиакомпании вели себя очень грубо. Мало того, что они не пускали на борт, так они еще и не выпускали тех, кто уже успел пройти, но не желал лететь без своих товарищей.

«Часть сопровождающих нас людей уже зашли в самолет. Некоторые инвалиды испугались лететь без руководителя группы, хотели выйти из самолета, чтобы просто остаться с нами. Наши ребята звонили с борта, говорили, что командир их не выпускает, закатывает истерику. В итоге где-то час мы еще пытались решить проблему возле стойки. И только потом всех, кто хотел выйти, выпустили. Потом еще два часа ждали, пока выгрузят с самолета наш багаж. В результате часть багажа все-таки улетела. И только сейчас мы смогли получить наши вещи», – посетовал Крупенников.

«Очень по-хамски повело себя посольство Германии. Мы позвонили в дежурную линию, там нам сказали, что есть консул, вот ему и звоните, к нам в аэропорт вообще никто от них не пришел. Страна, которую мы всегда считали эталоном в отношениях к инвалидам, показала себя далеко не с лучшей стороны», – отметил парламентарий.

Депутат заметил, что в сложившейся ситуации наилучшим образом себя повели сотрудники аэропорта Домодедово. «Со стороны администрации аэропорта нам были предоставлены вода, бутерброды. Сотрудники проявили к нам сочувствие, всячески старались нам помочь. Сейчас направляемся в аэропорт Шереметьево, надеемся, что удастся вылететь самолетами компании «Аэрофлот», – сказал Крупенников.

Среди тех, кто уже улетел в Дюссельдорф, были представители правительства Москвы, чиновники высокого ранга, представители крупных общественных организаций по защите прав инвалидов. «Безусловно, узнав о нашей ситуации, прилетевшие в Германию участники делегации устроили переполох. Мы намерены подавать в суд, потому что кроме морального вреда был причинен и материальный, потому что деньги за билеты никто не намерен возвращать», – считает Крупенников.

Владимир Крупенников подчеркнул, что не в первый раз летит с большой командой инвалидов-колясочников, раньше ему не приходилось сталкиваться с отказом брать на борт. «Я много занимался спортом и ездил с большими командами, и когда по 15–20 человек сажали в самолет, это ни у кого не вызывало неудобства. Нужно учесть, что инвалиды летят не на колясках, а пересаживаются в кресла. Коляски все складываются и убираются в багаж. Поэтому каким образом мы могли повлиять на безопасность полета, просто ума не приложу», – сказал парламентарий.

«По иронии судьбы мы собирались в Дюссельдорф на конференцию, где планировали получить опыт по решению проблем инвалидов. Германия – передовая страна в этом вопросе», – с горечью заметил депутат. Он считает, что «нужно применять жесточайшие меры к таким авиакомпаниям вплоть до запрета полетов над территорией России, чтобы и другим неповадно было».

Он пояснил, что «организаторы за месяц предупредили о том, что полетят инвалиды». «За две недели сама авиакомпания Air Berlin  прислала по электронной почте запрос, чтобы мы сообщили им, какие и у кого коляски, какого размера, какие складные, а какие нет, какие электрические. Всю необходимую информацию им предоставили, их все удовлетворило», – заключил парламентарий.

Как рассказал РИА «Новости» Антон Стеклов, который сопровождает делегацию, капитан корабля ссылался на внутреннюю инструкцию авиакомпании. В ней якобы прописано, что на борт можно допустить только двух человек на инвалидных колясках.

Представитель пресс-службы немецкой авиакомпании Яна Андрезен изложила газете ВЗГЛЯД свое видение конфликта.

«При перевозках пассажиров в инвалидных колясках авиакомпания Air Berlin руководствуется конкретными правилами безопасности. В частности, правила авиакомпании Air Berlin предусматривают, что каждый вид перевозки пассажиров в инвалидных колясках должен быть запрошен и забронирован отдельно (различаются, например, пассажиры, полностью неспособные передвигаться самостоятельно, и пассажиры, которых необходимо довезти только до рампы или трапа самолета)», – рассказала Андрезен.

«В случае с российской группой инвалидов-колясочников в Air Berlin, к сожалению, была предоставлена неверная предполетная информация. Так, двое пассажиров были заявлены как полностью неспособные передвигаться самостоятельно, а еще четверо были заявлены как нуждающиеся в доставке в инвалидной коляске только до трапа», – пояснила она, добавив, что «у выхода на посадку, однако, выяснилось, что все шесть инвалидов-колясочников вообще не могут передвигаться самостоятельно».

После этого, по словам Андрезен, «капитан, руководствуясь соображениями безопасности, принял решение следовать внутренним правилам авиакомпании Air Berlin и взять на борт только двух пассажиров, неспособных передвигаться самостоятельно». «После этого вся группа пассажиров в инвалидных колясках приняла решение отказаться от полета», – констатировала представитель немецкой авиакомпании.

В размещенных на сайте Air Berlin правилах перевозки пассажиров с ограниченными возможностями поясняется, что «ключевым фактором» при решении авиакомпании сократить число допущенных на борт лиц с ограниченной подвижностью является вопрос, «все ли пассажиры смогут покинуть самолет достаточно быстро в случае аварийной посадки». При этом решение о том, кого не пустить в самолет из соображений безопасности, принимает пилот.

Андрезен от лица авиаперевозчика выразила сожаление «по поводу возникших в связи с этим неудобств», отметив, что авиакомпания «незамедлительно предложила альтернативное решение, чтобы группа могла без дополнительных расходов – путем перебронирования – долететь до места назначения». Речь идет о предложении перевозчика вылететь в Дюссельдорф следующими рейсами Air Berlin по два человека за раз.

Случаи, когда авиакомпании отказываются брать на борт инвалидов, в России не редкость, рассказала газете ВЗГЛЯД адвокат МКА «Николаев и партнеры» Тамилла Сакварелидзе, которая оценила шансы россиян добиться от немецкого авиаперевозчика компенсаций.

«Претензию надо писать, – посоветовала адвокат пострадавшим от действий Air Berlin. – Если изначально все было согласовано и было дано добро на перелет именно всех, тогда это, соответственно, человеческий фактор, который на этом рейсе сработал. У нас такие случаи нередки. С иностранных компаний шансов получить денег намного больше, чем с наших. Тем более если будет коллективно подана претензия, с грамотным юристом, с переводом на тот язык, который необходим, они (иностранные компании) в кратчайшие сроки выполняют все эти требования».

Инцидент в аэропорту Домодедово уже осудили в Госдуме.

«Этот недружественный шаг со стороны немецкой компании, имеющей высокую репутацию среди мировых авиаперевозчиков, по меньшей мере вызывает недоумение. Такие действия тем более удивительны, что нам хорошо известно внимательное и трепетное отношение к инвалидам в Германии», – говорится в заявлении председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова.

В свою очередь зампред комитета Госдумы России по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев подверг критике несовершенные, по его мнению, европейские правила по организации авиаперевозок людей с ограниченными возможностями.

«За пассажира с момента продажи билета отвечает перевозчик. У каждого перевозчика есть свои правила относительно инвалидов. Скорее всего, у Air Berlin есть ограничения по перевозке не более двух человек с инвалидностью за рейс. Это говорит о том, что европейские правила по перелетам пассажиров несовершенны, людям с инвалидностью надо учитывать это несовершенство при путешествиях», – сказал Терентьев РИА «Новости».

Он заявил, что из-за этого часто возникают проблемы, когда, например, спортсмены-инвалиды летят на соревнования большой группой. По его словам, зарубежные авиакомпании не всегда в полной мере информируют своих пассажиров о возможных проблемах.

Текст: Елена Сидоренко,
Мария Дорохина,
Елена Фомина

Вам может быть интересно

Российские войска в 2024 году освободили 547 кв. километров в новых регионах
Темы дня

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Политолог сказал, какие страны Европы могут депортировать украинских уклонистов

Премьер Грузии выразил Госдепу США разочарование из-за попыток устроить в стране революцию

Ивлеева прокомментировала «голую вечеринку» словами «не в то время, не в том месте»

Новости

В Кремле назвали прямой эскалацией слова Кэмерона об ударах Украины по России

Слова главы МИД Великобритании о праве Украины наносить удары по территории России с помощью британского оружия являются прямой эскалацией, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В Германии признали прорыв российских военных под Часовым Яром

Украина все еще ведет бои близ города Часов Яр, в то время как российские военные уже совершили прорыв в этом стратегически важном месте, поделился мнением корреспондент немецкого телеканала Welt Кристоф Ваннер.

Медведев нашел тройную пользу для России от швейцарской «мирной конференции»

Запланированная в Швейцарии «мирная конференция» принесет России тройную пользу, выразил мнение зампред Совбеза Дмитрий Медведев.

В Совфеде отреагировали на данные об отказе G7 от полной конфискации российских активов

Политики «Большой семерки» выдвигают резонансные идеи об использовании российских активов для поддержки Украины. Но когда к обсуждению подключаются банкиры и юристы, то те «жмут на тормоза», поскольку все риски становятся очевидными, сказал газете ВЗГЛЯД сенатор Андрей Климов. Ранее FT сообщила об отказе стран G7 от идеи полной конфискации замороженных активов РФ.

Грузия напомнила Парижу о «брутальных» действиях французского спецназа на митингах

Позиция МИД Франции по последним событиям в Грузии «лишена объективности», заявило грузинское внешнеполитическое ведомство в пятницу, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ уничтожила прибывшего в Россию из Литвы диверсанта военной разведки Украины

ФСБ ликвидировала прибывшего из Литвы диверсанта Главного управления разведки Минобороны Украины (ГУР МО), который планировал совершить серию терактов на военных и энергообъектах в Московском регионе и Ленинградской области, сообщили в ЦОС ФСБ.

Ходорковский начал передавать детям контроль за финансированием оппозиции

Бывший российский олигарх Михаил Ходорковский вводит своих детей в управление фондами, финансирующими политические проекты. Сын Глеб Ходорковский в марте 2024 года стал директором Оксфордского российского фонда, а дочь Анастасия в ноябре 2023 года возглавила фонд «Новое поколение Европы», пишут СМИ.

Парады 9 Мая пройдут в 25 городах России

На 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне парады пройдут в семи городах-героях и в 18 городах, где размещены штабы военных округов, флотов и общевойсковых армий, сказал глава Минобороны Сергей Шойгу на селекторном совещании.

Изъятое огнестрельное оружие, подлежащее утилизации, решили передавать на нужды СВО

Рабочая группа по СВО внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность передачи на нужны спецоперации на Украине изъятого и конфискованного оружия, сообщил глава группы, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Шойгу: ВСУ в апреле теряли до 1 тыс. человек ежесуточно

Украинская армия в апреле теряла до тысячи военнослужащих в сутки, заявил министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом ВС России.

Польские СМИ написали о серьезном просчете командования ВСУ

Командование ВСУ допустило серьезную ошибку, не уделив достаточного внимания строительству линий укрепления, сообщило издание Newsweek Polska.

Ряд военных атташе посетили выставку трофеев на Поклонной горе

Аккредитованные в Москве военные атташе нескольких стран посетили выставку захваченной в ходе спецоперации боевой техники ВСУ с образцами из стран НАТО на Поклонной горе.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Почему Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?