Общество

8 октября 2012, 22:50

Российских инвалидов не пустили на борт самолета ФРГ

Фото: EPA/ИТАР-ТАСС

Группа российских колясочников была высажена с борта авиакомпании Air Berlin. В числе пострадавших пассажиров был в том числе депутат Госдумы. Юристы уверяют, что суд накажет перевозчика, а сама авиакомпания оправдывается требованиями безопасности полета. Причина конфликта, похоже, в некорректном оформлении авиабилетов.

Российская делегация, в составе которой находились шестеро инвалидов-колясочников, должна была вылететь в ночь на 8 октября в Дюссельдорф, однако при посадке на рейс столкнулась с непредвиденными трудностями, сообщили «Интерфаксу» в правозащитной организации «Перспектива».

Очень по-хамски повело себя посольство Германии. Мы позвонили в дежурную линию, там нам сказали, что есть консул, вот ему и звоните, к нам в аэропорт вообще никто от них не пришел

«Произошло просто что-то вопиющее, с подобным отношением мне не приходилось сталкиваться никогда. Шесть инвалидов-колясочников не пустили на борт самолета Air Berlin по причине, что нас слишком много и это может сказаться на безопасности полета. Причем нам не объяснили, каким образом», – рассказал газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы инвалид-колясочник Владимир Крупенников.

Как рассказал Крупенников, российская делегация должна была вылететь в Германию в 06.10. «Многие из не попавших на борт инвалидов и их сопровождающих прибыли в аэропорт где-то в 03.00. Через час началась регистрация, нас пропустили без очереди, всем выдали посадочные талоны, затем прошли таможню, паспортный контроль. И когда уже объявили посадку на самолет, половина делегации взошла на борт, в этот момент объявили, что колясочников больше пускать не будут», – сказал депутат.

По его словам, дальше сотрудники авиакомпании вели себя очень грубо. Мало того, что они не пускали на борт, так они еще и не выпускали тех, кто уже успел пройти, но не желал лететь без своих товарищей.

«Часть сопровождающих нас людей уже зашли в самолет. Некоторые инвалиды испугались лететь без руководителя группы, хотели выйти из самолета, чтобы просто остаться с нами. Наши ребята звонили с борта, говорили, что командир их не выпускает, закатывает истерику. В итоге где-то час мы еще пытались решить проблему возле стойки. И только потом всех, кто хотел выйти, выпустили. Потом еще два часа ждали, пока выгрузят с самолета наш багаж. В результате часть багажа все-таки улетела. И только сейчас мы смогли получить наши вещи», – посетовал Крупенников.

«Очень по-хамски повело себя посольство Германии. Мы позвонили в дежурную линию, там нам сказали, что есть консул, вот ему и звоните, к нам в аэропорт вообще никто от них не пришел. Страна, которую мы всегда считали эталоном в отношениях к инвалидам, показала себя далеко не с лучшей стороны», – отметил парламентарий.

Депутат заметил, что в сложившейся ситуации наилучшим образом себя повели сотрудники аэропорта Домодедово. «Со стороны администрации аэропорта нам были предоставлены вода, бутерброды. Сотрудники проявили к нам сочувствие, всячески старались нам помочь. Сейчас направляемся в аэропорт Шереметьево, надеемся, что удастся вылететь самолетами компании «Аэрофлот», – сказал Крупенников.

Среди тех, кто уже улетел в Дюссельдорф, были представители правительства Москвы, чиновники высокого ранга, представители крупных общественных организаций по защите прав инвалидов. «Безусловно, узнав о нашей ситуации, прилетевшие в Германию участники делегации устроили переполох. Мы намерены подавать в суд, потому что кроме морального вреда был причинен и материальный, потому что деньги за билеты никто не намерен возвращать», – считает Крупенников.

Владимир Крупенников подчеркнул, что не в первый раз летит с большой командой инвалидов-колясочников, раньше ему не приходилось сталкиваться с отказом брать на борт. «Я много занимался спортом и ездил с большими командами, и когда по 15–20 человек сажали в самолет, это ни у кого не вызывало неудобства. Нужно учесть, что инвалиды летят не на колясках, а пересаживаются в кресла. Коляски все складываются и убираются в багаж. Поэтому каким образом мы могли повлиять на безопасность полета, просто ума не приложу», – сказал парламентарий.

«По иронии судьбы мы собирались в Дюссельдорф на конференцию, где планировали получить опыт по решению проблем инвалидов. Германия – передовая страна в этом вопросе», – с горечью заметил депутат. Он считает, что «нужно применять жесточайшие меры к таким авиакомпаниям вплоть до запрета полетов над территорией России, чтобы и другим неповадно было».

Он пояснил, что «организаторы за месяц предупредили о том, что полетят инвалиды». «За две недели сама авиакомпания Air Berlin  прислала по электронной почте запрос, чтобы мы сообщили им, какие и у кого коляски, какого размера, какие складные, а какие нет, какие электрические. Всю необходимую информацию им предоставили, их все удовлетворило», – заключил парламентарий.

Как рассказал РИА «Новости» Антон Стеклов, который сопровождает делегацию, капитан корабля ссылался на внутреннюю инструкцию авиакомпании. В ней якобы прописано, что на борт можно допустить только двух человек на инвалидных колясках.

Представитель пресс-службы немецкой авиакомпании Яна Андрезен изложила газете ВЗГЛЯД свое видение конфликта.

«При перевозках пассажиров в инвалидных колясках авиакомпания Air Berlin руководствуется конкретными правилами безопасности. В частности, правила авиакомпании Air Berlin предусматривают, что каждый вид перевозки пассажиров в инвалидных колясках должен быть запрошен и забронирован отдельно (различаются, например, пассажиры, полностью неспособные передвигаться самостоятельно, и пассажиры, которых необходимо довезти только до рампы или трапа самолета)», – рассказала Андрезен.

«В случае с российской группой инвалидов-колясочников в Air Berlin, к сожалению, была предоставлена неверная предполетная информация. Так, двое пассажиров были заявлены как полностью неспособные передвигаться самостоятельно, а еще четверо были заявлены как нуждающиеся в доставке в инвалидной коляске только до трапа», – пояснила она, добавив, что «у выхода на посадку, однако, выяснилось, что все шесть инвалидов-колясочников вообще не могут передвигаться самостоятельно».

После этого, по словам Андрезен, «капитан, руководствуясь соображениями безопасности, принял решение следовать внутренним правилам авиакомпании Air Berlin и взять на борт только двух пассажиров, неспособных передвигаться самостоятельно». «После этого вся группа пассажиров в инвалидных колясках приняла решение отказаться от полета», – констатировала представитель немецкой авиакомпании.

В размещенных на сайте Air Berlin правилах перевозки пассажиров с ограниченными возможностями поясняется, что «ключевым фактором» при решении авиакомпании сократить число допущенных на борт лиц с ограниченной подвижностью является вопрос, «все ли пассажиры смогут покинуть самолет достаточно быстро в случае аварийной посадки». При этом решение о том, кого не пустить в самолет из соображений безопасности, принимает пилот.

Андрезен от лица авиаперевозчика выразила сожаление «по поводу возникших в связи с этим неудобств», отметив, что авиакомпания «незамедлительно предложила альтернативное решение, чтобы группа могла без дополнительных расходов – путем перебронирования – долететь до места назначения». Речь идет о предложении перевозчика вылететь в Дюссельдорф следующими рейсами Air Berlin по два человека за раз.

Случаи, когда авиакомпании отказываются брать на борт инвалидов, в России не редкость, рассказала газете ВЗГЛЯД адвокат МКА «Николаев и партнеры» Тамилла Сакварелидзе, которая оценила шансы россиян добиться от немецкого авиаперевозчика компенсаций.

«Претензию надо писать, – посоветовала адвокат пострадавшим от действий Air Berlin. – Если изначально все было согласовано и было дано добро на перелет именно всех, тогда это, соответственно, человеческий фактор, который на этом рейсе сработал. У нас такие случаи нередки. С иностранных компаний шансов получить денег намного больше, чем с наших. Тем более если будет коллективно подана претензия, с грамотным юристом, с переводом на тот язык, который необходим, они (иностранные компании) в кратчайшие сроки выполняют все эти требования».

Инцидент в аэропорту Домодедово уже осудили в Госдуме.

«Этот недружественный шаг со стороны немецкой компании, имеющей высокую репутацию среди мировых авиаперевозчиков, по меньшей мере вызывает недоумение. Такие действия тем более удивительны, что нам хорошо известно внимательное и трепетное отношение к инвалидам в Германии», – говорится в заявлении председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова.

В свою очередь зампред комитета Госдумы России по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев подверг критике несовершенные, по его мнению, европейские правила по организации авиаперевозок людей с ограниченными возможностями.

«За пассажира с момента продажи билета отвечает перевозчик. У каждого перевозчика есть свои правила относительно инвалидов. Скорее всего, у Air Berlin есть ограничения по перевозке не более двух человек с инвалидностью за рейс. Это говорит о том, что европейские правила по перелетам пассажиров несовершенны, людям с инвалидностью надо учитывать это несовершенство при путешествиях», – сказал Терентьев РИА «Новости».

Он заявил, что из-за этого часто возникают проблемы, когда, например, спортсмены-инвалиды летят на соревнования большой группой. По его словам, зарубежные авиакомпании не всегда в полной мере информируют своих пассажиров о возможных проблемах.

Текст: Елена Сидоренко,
Мария Дорохина,
Елена Фомина

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?