В последние дни в России произошло сразу два резонансных инцидента с участием выходцев с Северного Кавказа. Сначала во время празднования свадьбы в центре Москвы выходцы из Дагестана начали палить вверх из травматических пистолетов.
Если трое чеченцев действительно грубо цеплялись в метро к девушке и если этот парень заступился, то он молодец! Несмотря даже на то, что он журналист «Фонтанки.Ру
Потом столичная полиция возбудила уголовное дело по факту нападения на сотрудника петербургского интернет-издания «Фонтанка.Ру» Кирилла Панченко, который, защищая девушку в московской подземке, вступил в конфликт с тремя жителями Чечни.
В среду стало известно, что последний инцидент не прошел незамеченным и для представителей чеченской диаспоры. Так, Союз чеченской молодежи Москвы собирается провести профилактические встречи с земляками, которые недавно приехали. Молодежи хотят объяснить, как необходимо правильно вести себя здесь, чтобы местное население не испытывало к ним негатива.
О последних инцидентах и о том, как воспитывают чеченскую молодежь в Северной столице, газете ВЗГЛЯД рассказал вице-президент общественной организации «Вайнахский конгресс Санкт-Петербурга» Элих Асхабов.
ВЗГЛЯД: Элих Вахаевич, давайте начнем со стрельбы во время свадьбы в центре Москвы...
Элих Асхабов: Надо наказать этих людей. Двух мнений быть не может.
ВЗГЛЯД: И хотя в том инциденте фигурировали выходцы из Дагестана, у чеченцев как будто тоже есть такая традиция? Недавно на одном из центральных каналов показывали передачу о современных достопримечательностях Чечни, корреспондент отправился в какое-то селение на свадьбу и довольно долго не мог прийти в себя от автоматных очередей в честь жениха и невесты...
Э. А.: Нет такой традиции. Традиция – это что такое? Это когда в давние времена рождается некий обычай, и из века в век, из года в год все ему следуют. А тут речь о чем? Да, в древние времена один–два раза стрельнули. И все, больше ничего не было. А это новомодная такая «традиция», если можно так сказать. И идет она от того, что у некоторых людей появляется оружие, они не знают, куда его девать. Эта новая мода характерна для разных народов.
ВЗГЛЯД: Вы такое поведение в центре Москвы или Петербурга не приветствуете?
Э. А.: Нет, конечно, не приветствую. И в тех мероприятиях, в которых мы участвуем в городе, мы такого не допускаем или по крайней мере стараемся не допустить. У нас такого не было. Там, где это было, значит, кто-то не проследил за порядком должным образом. А молодежь, сами знаете, какая бывает.
ВЗГЛЯД: Второй случай – избиение корреспондента «Фонтанки.Ру» тремя чеченцами, после того как, по собственным словам, он заступился за девушку, к которой они приставали... Что вы об этом думаете?
Э. А.: Я не знаю, как там все было на самом деле. Но если трое чеченцев действительно грубо цеплялись в метро к девушке и если этот парень заступился, то он молодец! По-любому если в метро нашелся настоящий мужчина – это хорошо. И жалко, если он не смог их хорошенько отоварить... Но это – если все было так, как вы говорите. В любом случае от национальности тут ничего не должно зависеть. Если виноваты – должны быть наказаны, если заступился – значит, молодец. Без разницы, чеченец или русский.
ВЗГЛЯД: А в Петербурге что-то подобное было?
Э. А.: Я вчера ехал в петербургском метро и на станции «Сенная площадь» тоже видел, что две девочки целовались, а мальчик к ним пристал... За кого из них мне нужно было заступаться: за девочку или за мальчика? Вот и я не знаю... Понимаете, есть элементарные правила приличия, которые должны соблюдаться в общественных местах вне зависимости от национальности.
ВЗГЛЯД: В Москве лидеры местной чеченской общины собираются провести профилактические беседы с молодыми земляками, которые только недавно приехали в большой город. А в Петербурге?
Э. А.: В принципе, для Петербурга это не нужно. Мы, конечно, периодически встречаемся с нашей молодежью и объясняем, что к чему. Но если человек только что приехал, как вы сказали, в большой город, он должен быть даже воспитаннее городского. Город – это урбанизация, свободные нравы и т. д. Многие как раз в большом городе позволяют себе намного больше, чем в деревне. Возьмите любую деревню, хоть чеченскую, хоть русскую, где-нибудь, к примеру, на Псковщине...
ВЗГЛЯД: Традиции чеченского народа и русского отличаются – с этим не поспоришь. Но насколько, на ваш взгляд, важно, чтобы чеченец, приехавший, скажем, в Петербург, соблюдал новые для него обычаи и традиции?
Э. А.: У русских есть пословица: «Со своим уставом не лезь в чужой монастырь». Поэтому если ты приехал в Петербург, или в Тамбов, или в Грозный, неважно, надо жить так, как живут люди там, соблюдать обычаи нового места.
Я живу в Петербурге уже 35 лет. И много работаю с молодежью. Честно говоря, у меня нет впечатления, что наша молодежь, приезжая сюда, нарушает все подряд... Есть, конечно, определенный процент невоспитанных людей. И мы стараемся ставить их на место, объясняем, как поступать, что некрасиво и т. д. Но это относится абсолютно ко всем народам! Наша молодежь ведет себя одинаково. Порой идешь по улице и слышишь, как они матом орут, употребляют великий русский язык в непотребном виде. Это что, такая традиция русского народа? Нет, конечно. Это просто распущенность.
ВЗГЛЯД: Какого наказания, по-вашему, заслуживают те, кто нарушает местные обычаи и традиции?
Э. А.: Если кто-то нарушил нормы и правила общественного поведения, надо наказывать по всей строгости. Для этого есть полиция.
Также нужно задействовать общественное порицание. Но у нас, к сожалению, как такового гражданского общества нет, и общественная мораль, я бы сказал, тоже отсутствует. Никому нет дела до того, кто как ведет себя на улице, все действуют по принципу «моя хата с краю». Раньше такого в Ленинграде не было.
ВЗГЛЯД: Корректно ли, на ваш взгляд, подают эту проблему СМИ? Правильно ли, что на нее обращают повышенное внимание?
Э. А.: Правильно. Надо освещать подобные моменты, чтобы люди видели, как поступать некрасиво. Но превращать это в национальную проблему не нужно! Понимаете, СМИ почему-то всегда пытаются противопоставить одних другим, чеченцев – русским и т. д. Но понятно же, что определенная часть невоспитанной молодежи всегда будет и у первых, и у вторых, и у других народов.