Приговор летчику Константину Ярошенко вынес федеральный суд южного округа в Нью-Йорке. Председательствующий на процессе федеральный судья Джедд Рэйкофф приговорил россиянина, признанного виновным в преступном сговоре с целью контрабанды крупной партии наркотиков, часть которой предназначалась для реализации в США, к 20 годам лишения свободы.
Во время процесса были сказаны многие вещи, которые не соответствовали действительности. Очень много звучало лжи и клеветы в мой адрес
Отметим, что прокуратура Южного округа Нью-Йорка ранее требовала приговорить россиянина к лишению свободы сроком на 30 лет. Такой приговор уже был вынесен проходящему по тому же делу Чикбо Питеру Уме, который был признан организатором заговора и ранее был судим на территории США за торговлю наркотиками.
В ответ на требования прокуратуры адвокат Ярошенко Стив Зиссу попросил для подзащитного минимальный срок наказания – 10 лет лишения свободы. Аргументируя свою просьбу, Зиссу отметил, что его клиент являлся членом преступной группировки очень недолгое время и не был «движущей силой» сговора. В то же время адвокат признал, что Ярошенко добровольно согласился перевозить наркотики.
Однако юрист неоднократно подчеркивал, что Константин Ярошенко, несмотря на то, что научился управлять «различными самолетами и вертолетами», мог быть максимум вторым пилотом и никогда самостоятельно не летал на транспортных самолетах, тем более таких, которые планировалось использовать для перевозки кокаина.
Сразу по окончании заключительного заседания по делу Ярошенко его мать Людмила и супруга Виктория назвали весь процесс «ложью и провокацией», передает ИТАР-ТАСС.
Сам россиянин в заключительном слове, продолжавшемся порядка 40 минут, заявил: «Я очень сожалею, что меня втянули в эту ситуацию, что я позволил это. Я не знал, что американский суд распространяется на другие страны. Если бы я знал, что так получится, я даже не стал бы играть в игры, в которые меня втянули». Он также подчеркнул, что в ходе процесса в его адрес «говорилось много лжи». По его словам, он «всегда был законопослушным человеком и никогда не нарушал законы России, Украины и других стран, где находился». «Во время процесса были сказаны многие вещи, которые не соответствовали действительности. А прокуроры это заявляли как утверждение, а не предположение. Очень много звучало лжи и клеветы в мой адрес», – посетовал Ярошенко. В своей речи он трижды просил судью о милосердии, однако не признал себя виновным.
Вице-консул РФ в Нью-Йорке Александр Отчайнов после оглашения приговора отметил, что Россия не ожидала столь жесткого решения американского суда. «С учетом всех обстоятельств обвинения Константина Ярошенко, а также с учетом неоднократных обращений России к американской стороне мы не ожидали столь жесткого приговора», – сказал он. «Вновь хотелось бы напомнить о том, что российский гражданин был практически похищен с территории Либерии, а также о том, что, вопреки международным правовым нормам, российские власти не были своевременным и должным образом оповещены о его задержании», – сказал вице-консул, подчеркнув, что действия американских спецслужб «носили провокационный характер».
Адвокаты Константина Ярошенко уже заявили, что намерены подать апелляцию на решение американского суда. Кроме того, как заявил представляющий интересы Ярошенко Стивен Зиссу, он будет сотрудничать с властями РФ на предмет возвращения своего клиента на родину.
План действий защиты таков: она будет подавать апелляцию на решение суда, то есть просить назначить новое судебное рассмотрение с новым составом присяжных. Впрочем, семья российского летчика заявила журналистам, что не верит в объективность судебной системы США, пессимистично оценивает перспективу нового процесса и надеется только на то, что власти РФ попросят экстрадировать его на родину для отбытия наказания.
«Я не верю в то, что мы можем найти здесь правду. Вся надежда на то, что после вынесения приговора Константина заберут в Россию. Приговор был написан заранее», – приводит РИА «Новости» слова матери осужденного летчика Любови Ярошенко.
Ее надежды подкрепляет письмо, которое она показала журналистам. В нем представители МИДа заверяют «о готовности принять К. Ярошенко в рамках конвенции Совета Европы «О передаче осужденных лиц» от 21 марта 1983 года.
Адвокат Стивен Зиссу подтвердил, что подобное соглашение дополнительно существует и на двустороннем уровне между США и РФ. «Реально на передачу Ярошенко на родину (для отбытия наказания) может уйти около двух лет. Все будет зависеть от активности российских властей», – предупредил он.
Я не верю в то, что мы можем найти здесь правду. Вся надежда на то, что после вынесения приговора Константина заберут в Россию. Приговор был написан заранее
«Это российский гражданин, который был вывезен в США. Есть все основания полагать, что граждане РФ должны быть возмущены тем, как с ним поступили», – подчеркнул адвокат. Однако, оценивая завершившийся процесс, юрист подчеркнул, что «судья был справедлив». «Принимая во внимание американские законы, приговор мог быть более суровым. Несправедливыми были действия агентов, задержавших Ярошенко в другой стране», – отметил он.
Позднее семья Ярошенко, объясняя тот факт, что они прибегли к услугам американского адвоката, объяснила, что у семьи нет средств на юристов – жители Ростова продали квартиру, автомобиль, приняли помощь от родственников и друзей и залезли в долги. Для проведения апелляций они планируют воспользоваться услугами бесплатного адвоката, предоставляемого судом. «Если я крупный наркобарон, как меня представили прокуроры, то где мои миллионы? Моя семья приехала на суд в долг», – вопрошал в своем последнем слове Ярошенко.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, россиянин Константин Ярошенко и нигериец Питер Уме были задержаны в результате совместной американско-либерийской спецоперации в мае 2010 года в столице Либерии Монровии. Вскоре после этого Ярошенко был тайно вывезен в США. Прокуратура Южного округа Нью-Йорка заявила о задержании россиянина лишь 2 июня 2010 года, что вызвало протесты российской стороны о нарушении Венской конвенции.
По информации американской прокуратуры, россиянин и его подельники-африканцы вступили в преступный сговор, охватывавший сразу несколько стран: речь шла о партиях наркотиков стоимостью в миллионы долларов, которые должны были тайно доставляться из Южной Америки в Либерию, служившую перевалочным пунктом, а оттуда – в другие государства, включая США.
Процесс по делу Константина Ярошенко и еще трех фигурантов дела о транспортировке наркотиков начался 4 апреля этого года. 28 апреля присяжные единогласно признали россиянина и нигерийца Чигбо Питера Уме виновными, двое других обвиняемых – Натаниэл Френч и Кудуфия Мавуко – были оправданы. Месяц назад нигериец получил 30 лет тюрьмы. На протяжении всего процесса россиянин своей вины не признает.
Дело Ярошенко станет прецедентным для России, поскольку он оказался первым гражданином, осужденным в США за умысел или планирование преступления, спровоцированного спецслужбами США в превентивных целях за пределами США. Эта норма криминального права была введена в США в свете усиления борьбы с наркотрафиком и терроризмом.
Инцидент с Ярошенко, доставленным на территорию США в обход всех юридических процедур, вызвал международный скандал. Сначала российское внешнеполитическое ведомство направило в Госдепартамент США ноту протеста по поводу того, что американские власти вовремя не проинформировали их о задержании российского гражданина.
На следующий день формулировка стала жестче: «Российская сторона твердо уверена в том, что подобные действия прямо нарушают соответствующие нормы международного права, положения Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и двусторонней консульской конвенции 1964 года. Фактически речь идет о похищении российского гражданина на территории третьей страны. Действия американских спецслужб по насильственному тайному перемещению нашего гражданина из Монровии в Нью-Йорк можно расценить как откровенный произвол», – говорилось в заявлении российского МИДа.
Власти США признали нарушения в части, касающейся уведомления российских властей, однако на процесс это не повлияло. «Нами оказались не соблюдены нормы международного права, регулирующие процедуру уведомления одним государством другого о задержании его граждан», – заявил официальный представитель Госдепартамента США Филип Кроули. Он пояснил, что представитель американского внешнеполитического ведомства «нажал не на ту кнопку на факсе» Госдепартамента, поэтому извещение об аресте россиянина было отправлено не в российское, а в другое посольство.