Общество

Борис Кремнев

«Старое разрушили, новое не создали»

12 сентября 2011, 17:28

Фото: РИА "Новости"

Представитель немецкого профсоюза пилотов Cockpit Йорг Хандверг раскритиковал российскую гражданскую авиацию с точки зрения безопасности полетов, передает в понедельник «Интерфакс».

#{image=555154}«Хуже только в Африке», – заявил пресс-секретарь профсоюза пилотов Cockpit.

По его словам, россияне, работающие в системе гражданской авиации России, имеют «недостаточную» профессиональную подготовку, в стране эксплуатируются устаревшие самолеты, на ремонт которых не хватает денег. Кроме того, диспетчеры в провинции не знают английского языка, а техническое оснащение наземных служб аэропортов, за исключением нескольких крупных международных, «вызывает нарекания».

Не понравилось Йоргу Хандвергу и то, что российские метеорологи несут юридическую ответственность за прогноз и зачастую, по его мнению, для перестраховки заведомо предсказывают худшее из возможных развитие метеорологической обстановки.

Борис Кремнёв считает, что критики российской авиации правы далеко не всегда (фото: tskopar.ru)

Прокомментировать критику немецкого коллеги газета ВЗГЛЯД попросила председателя Общероссийского профсоюза авиационных работников Бориса Кремнёва.

ВЗГЛЯД: Борис Алексеевич, на ваш взгляд, насколько адекватна оценка гражданской авиации, данная представителем немецких профсоюзов?

Борис Кремнёв: К величайшему нашему сожалению, правда в его словах есть. Мы очень здорово просели и отстали по многим направлениям, например по подготовке кадров. Кроме того, в связи с тем что в стране практически не производятся самолеты новых поколений, мы вынуждены летать на старых: за последние 20 лет появился только Super Jet.

Но категорически заявлять об уровне российской авиации как немного превышающем африканский, я думаю, у них особых оснований нет. Наша школа и наша история освоения и развития авиации пока еще не утрачены. И ставить нас на один уровень с африканскими странами нельзя. Скорее всего, представитель немецких профсоюзов плохо знаком с нашей авиационной отраслью.

ВЗГЛЯД: Он завил, что якобы летал в Россию в качестве пилота. Особенно спикер критикует авиационную инфраструктуру в провинции. В частности, заявляет, что персонал в глубинке не владеет английским языком.

Б. К.: Я был недавно в Красноярском крае. Могу сказать, что диспетчерам небольших северных аэропортов там английский язык просто напрочь не нужен. То же самое можно сказать о тех, кто работает в малых аэропортах по всей стране и обслуживает местные или даже межрегиональные линии. Но диспетчеры международных аэропортов владеют английским в обязательном порядке.

Кстати говоря, в последнее время по языковой подготовке наши специалисты очень сильно продвинулись. Особенно летный состав. Сейчас существуют требования по знанию английского языка на уровне четвертой категории. Конечно, этого уровня достигли еще не все, но процесс идет. Особенно быстро осваивают язык молодые летчики.

Если считать уровень владения английским за важный критерий работы авиационной отрасли, то с оценкой представителя немецких профсоюзов можно согласиться. Но на самом деле этот фактор не определяет уровень обеспечения безопасности полетов.

ВЗГЛЯД: Какие факторы напрямую влияют на безопасность полетов?

Б. К.: Мелочей в авиации нет. Все наши документы, инструкции и уставы написаны кровью. Но в основном безопасность полетов оценивается уровнем знаний и подготовки персонала, состоянием оборудования и техники: наземной и авиационной. Есть еще и человеческий фактор. К нему мы, профсоюзы, относим и социальную обеспеченность работников авиационной отрасли.

ВЗГЛЯД: Как бы вы оценили уровень подготовки отечественных пилотов и техническое оснащение российских аэропортов по пятибалльной шкале?

Б. К.: Я бы так не осмелился оценивать. Могу сказать, что та авиационная школа, которая существовала в нашей предыдущей стране, была очень эффективной с точки зрения безопасности полетов. А когда страны не стало, мы были вынуждены интегрироваться в международную экономику и, конечно, поменять эту школу. А та школа практически исключала инциденты. Взять систему обслуживания авиационной техники – все проводилось по регламенту, который существовал для каждого агрегата: планер, шасси и прочее. Регламент предполагал техническое обслуживание через определенный промежуток времени. Это все выполнялось очень жестко и четко.

За рубежом зачастую используют другую систему, которая предполагает обслуживание «по техническому состоянию». По нашей оценке, такая система для нас – это гибель. Так делать ни в коем случае нельзя. Но за границей другие подходы.

Сегодня мы, разрушив у себя старую школу или подвергнув ее сильной деформации, новую не создали. Это очень опасно.

#{image=555159}ВЗГЛЯД: Как вы думаете, стоит нам перенимать все западные стандарты?

Б. К.: Мы вынуждены принимать международные правила. И Советский Союз шел этим путем. Мы же члены ИКАО. И рекомендации этой организации мы жестко и четко выполняли. Поэтому в СССР был большой запас в вопросах безопасности полетов. Но обеспечение этого запаса – дело трудоемкое и затратное.

Конечно, мы переходим на новую систему – от этого никуда не деться, но нельзя делать промежутка, разрушив старое и не освоив новое. Все это делается постепенно. Сейчас система гражданской авиации в России постепенно перестраивается. Мы летаем на иностранной технике – у нее свои нормы обслуживания и эксплуатации. В то же время советская авиатехника постепенно уходит.

Можно сказать, что новые правила приходят с новой техникой, а старые уходят вместе со старой. Некоторое время назад мы рассчитывали, да и сейчас надежда остается, что в России будет летать и авиационная техника отечественного производства. И обслуживаться и эксплуатироваться она будет не по старым нормам, которые существовали в СССР.

Хочу сказать, что понятие «старое» и «новое» в авиационной технике определяется технологией изготовления того или иного воздушного судна, которая определяет новые принципы эксплуатации и работы, которые, в свою очередь, определяют правила эксплуатации. Именно поэтому я не хочу сравнивать нашу и западную системы эксплуатации воздушных судов. Новый самолет естественным образом будет обслуживаться и эксплуатироваться по новым методам.

ВЗГЛЯД: Вы могли бы сравнить российскую и западную системы подготовки персонала для гражданской авиации?

Б. К.: В этом вопросе я консерватор. Очень часто за границей, например в Японии, нет авиационных училищ, институтов или академий. Они там заканчивают, скажем условно, какой-нибудь политехнический вуз, а потом проходит какое-то дополнительное обучение и становятся после этого пилотами.

А у нас с вами такая школа! Начиная от аэроклубов и училищ и заканчивая академиями, которые полностью обеспечивают уровень подготовки. Другое дело, возможно, там изучают много лишнего. Мы выпускаем специалиста широкого профиля, который может в потенциале освоить любую технику, но чтобы летать на конкретном самолете, выпускнику нужно проходить обучение.

Поэтому выпускники летных учебных заведений по окончании вуза обучаются в УТО – учебно-тренировочных отрядах. Такая система у нас до сих пор осталась, и при авиационных компаниях такие школы обучения есть. Возможно, нашу систему обучения нужно осовременить. Я знаю, что Минтранс и Росавиация этим вопросом озабочены, на днях там будет коллегия по вопросу подготовки кадров для гражданской авиации.

Хочу еще вот что сказать. Нам опасно выплескивать вместе с водой ребенка, но узнать, где этот ребенок, не так просто. Что касается слов немецких профсоюзов, скажу одно: исторически так сложилось, что Россия – это авиационная держава. И что бы там ни говорили немецкие, голландские или еще чьи-то профсоюзы, Россия останется авиационной державой. И я думаю, что мы вряд ли упустим накопленную базу знаний и уйдем на уровень африканских государств.

Текст: Константин Кобяков

Вам может быть интересно

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины
Темы дня

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

Выборы заставляют Париж и Лондон рисковать на Украине

Лондон намерен предложить Киеву столетнее сотрудничество и счел приемлемым удары британским оружием по российской территории. На этом фоне Париж вновь допустил отправку военного контингента на Украину. В Лондоне с этой идеей не согласны, но продолжают сообща работать над созданием новой Антанты. Что это означает для России?

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Новости

Стали известны детали 14-го пакета антироссийских санкций ЕС

Министр финансов Латвии Арвил Ашераденс в пятницу раскрыл подробности нового 14-го пакета санкций Евросоюза против России.

Зеленский признал расширение наступления ВС России

Украинской армии нужно быть готовой к новому этапу боевых действий, ВС России готовят расширение наступления, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пятницу на встрече с пограничниками в городе Хмельницком.

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью

Москва даст ответ, если Дания ограничит проход танкеров с российской нефтью через балтийские проливы, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

Прапорщика из Дагестана удостоили звания Героя России посмертно

Дагестанцу Фархаду Худайнатову присвоили звание Героя России посмертно за подвиг в ходе спецоперации, сообщил глава республики Сергей Меликов.

СМИ: Пожар на заводе в Берлине не коснулся производства систем ПВО IRIS-T

Пожар, вспыхнувший на предприятии оборонно-промышленного концерна Diehl Group в Берлине, не затронул процесс производства систем ПВО IRIS-T, которые поставляются, в том числе, Украине, сообщили СМИ.

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Рассаду в открытом грунте необходимо накрыть на ночь, создав своего рода парник, в теплицу стоит поместить обогреватель, а сад лучше защитить от холода теплым дымом, сказал газете ВЗГЛЯД агроном и специалист в сфере сельского хозяйства Владимир Викулов, комментируя предстоящие заморозки в Москве и Подмосковье.

В Госдуме назвали вероятную дату утверждения премьер-министра России

Государственная дума может утвердить премьер-министра РФ 10 мая, если получит представление от президента России Владимира Путина, сообщил источник в палате.

Москва потребовала от спикера парламента Армении объяснить его антироссийские заявления

Москва ждет от Еревана ответ на обращение российских парламентариев в связи антироссийскими заявлениями спикера парламента Армении Алена Симоняна, обвинившего Россию во «вторжении на Украину», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Священник объяснил, почему православным не следует оставлять еду на могилах

Русской православной церковью порицается традиция оставлять еду на могилах умерших родственников, а также поминовение спиртным, сообщил священник Александр Ильяшенко.

Илон Маск предупредил об обесценивании долара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Российские войска прорвались в Котляровку Харьковской области

Первая танковая армия Вооруженных сил России прорвала оборону украинских войск в районе Кисловки на Купянском направлении и штурмует Котляровку в Харьковской области, сообщили российские военкоры.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?