Общество

6 июля 2011, 18:30

Эксперты рассказали о защите от "лазерных хулиганов"

Фото: ci.ru

В среду стало известно, что МВД готовится использовать беспилотники для определения источника лазерного луча, направленного на садящийся самолет. Газета ВЗГЛЯД выяснила, какие технические способы противодействия «лазерным хулиганам» существуют сейчас и какие можно было бы еще ввести.

Защита с воздуха

Делать какую-то специальную защиту от лазеров сейчас смысла не имеет

Правоохранительные органы со среды подключают к борьбе с «лазерными хулиганами» новые технические средства.

«Принято решение в полной мере использовать беспилотники для контроля над обстановкой вокруг аэропортов и аэродромов. Это позволит оперативно выявлять точку местности, откуда была произведена атака, и поможет правоохранительным органам по горячим следам задерживать хулиганов», – сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

По его словам, именно с помощью беспилотника удалось задержать одного из подозреваемых в «лазерной атаке» на самолет в Ростове-на-Дону.

Напомним, ранее появилась информация, что на вооружении МВД появится вертолет со специальным технологическим комплексом, позволяющим установить местонахождение источника лазерного луча с точностью до нескольких метров. Подобное оборудование используется для подавления систем ПВО с лазерным наведением.

Опасен или нет

Между тем в Интернете развернулась активная дискуссия о реальном влиянии, которое лазер может оказать на пилотов самолета. Некоторые пользователи Сети утверждают, что никакого вреда нет и попасть тонким лучом в глаз пилоту с расстояния в несколько километров невозможно. Другие говорят, что ослепить сразу двух пилотов невозможно.

Однако в лаборатории твердотелых лазеров кафедры общей физики и волновых процессов физического факультета МГУ газете ВЗГЛЯД это мнение опровергли, объяснив, как чувствуют себя пилоты самолета, «атакованные» указкой: «На расстоянии в несколько километров лазер образует световое пятно диаметром 2–3 метра. Оно вполне может накрыть кабину пилотов. Глаз пилота обостренно срабатывает на яркую точку, и неяркие предметы после этого плохо видно», – рассказал газете ВЗГЛЯД сотрудник лаборатории.

По его словам, большое значение имеет угол падения луча на самолет: если подсветка идет сбоку, то никакой опасности действительно нет, но если хулиганы светят прямо по курсу захода на посадку и лазер попадает в поле зрения пилота, это может плохо кончиться.

«Многое зависит и от мощности. Неприятности могут создать лазеры мощностью 100–200 милливатт. Но, честно говоря, если бы они были так страшны, самолеты бы уже падали», – сказал собеседник, отметив при этом, что развлекаться лазером, направляя его на самолет, – это все-таки «совершенно лишнее».

Заместитель руководителя летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России полковник Игорь Маликов, отвечая газете ВЗГЛЯД на вопрос об опасности подобного «хулиганства», привел пример: «Проводились серьезные работы по лазерной системе посадки: три луча излучались с торца полосы, они образовывали треугольник, и летчику при хорошей погоде ночью очень удобно было идти в этом коридоре. Ты идешь в этом равнобедренном треугольнике, не надо следить за глиссадой. Но при исследованиях приходилось входить в этот луч, датчики, установленные в кабине, показывали, что это серьезное воздействие. Если луч попал на зрачок, для адаптации зрения требовалось определенное время. Полминуты пилот будет слепым, а за это время самолет пролетает несколько километров».

«Сейчас эти указки может купить любой желающий, и каждый может провести эксперимент. Пусть каждый, кто хочет попробовать, даст указку другу, отойдет на 100 метров и попросит посветить ему в глаза», – предложил эксперт малогуманный способ убедиться в опасности лазерного излучения.

Универсальные очки и специальные стекла

Какое наказание следует применять к тем, кто ослепляет пилотов самолетов лазерами?





Проголосовать
По словам эксперта лаборатории твердотелых лазеров, для защиты от лазеров сейчас существуют специальные очки. Они бывают двух типов: с интерференционными зеркалами (только для одной длины волны) и с фильтрами (спасают от лазеров любой частоты). В то же время он отметил, что очки с фильтрами для пилотов гражданских самолетов совершенно не годятся: «Они очень сильно затемняют общую картину», – говорит сотрудник лаборатории.

Впрочем, ученый-физик полагает, что пилоты вполне могли бы использовать очки с интерференционными зеркалами, так как в продаже сейчас есть мощные лазеры с длиной волны только 532 нанометра (зеленого цвета). Что касается красных, голубых и других бытовых лазеров, то они гораздо менее мощные и имеют гораздо большее расхождение на дальних расстояниях. Вот ими попасть в кабину пилота практически невозможно.

Эффективность использования подобных очков подтвердили и сами пилоты: «Я считаю, специальные очки бы не помешали», – заявил Игорь Маликов. Он отметил, что подобная защита была у пилотов американских бомбардировщиков с ядерными боеприпасами на борту, чтобы их зрение не пострадало от вспышки.

Кроме того, раз сложилась такая ситуация, эксперт призвал использовать в гражданской авиации опыт военных самолетов: «Этот луч элементарно ловится. Есть специальные датчики, которые фиксируют облучение лазером, и стекла кабины должны автоматически реагировать на это», – заметил эксперт, напомнив, что соответствующие приборы разрабатываются для военной техники: именно по лазерному лучу наводятся некоторые типы управляемых ракет. Игорь Маликов  пояснил: «Следует как-то тонировать лобовые стекла. Сейчас стекла могут быть покрыты жидкокристаллическим покрытием, и затемнение стекла может включаться и выключаться по мере необходимости».

Беззащитные самолеты

Пресс-секретарь ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Ольга Каюкова пояснила газете ВЗГЛЯД, что в настоящее время авиационными правилами защита от лазеров прямо на борту гражданских самолетов, в частности изменение стекла кабины пилотов, не предусмотрена.

«Делать какую-то специальную защиту от лазеров сейчас смысла не имеет. Современные воздушные суда предусматривают возможность безопасной посадки самолета одним из двух пилотов, управляющих самолетом», – пояснила она.

По ее словам, случаи лазерного хулиганства на сегодня единичны. Их можно отнести к случаям «защиты от психопатов». «Любые параметры самолета, влияющие на безопасность полетов, закладываются в требования сертификационных властей. В России это АРМАК (Авиационный регистр межнационального авиационного комитета), в США – UFA. Они выставляют разработчикам самолетов требования, которые кардинально влияют на безопасность полетов. Это работа антиобледенительной системы и многие другие. Они определяют летную годность», – сказала представитель компании.

Между тем в АРМАКе газете ВЗГЛЯД сообщили, что ничего об изменениях требований к безопасности самолетов в связи с появлением в России «лазерных хулиганов» не знают.

Текст: Константин Кобяков,
Роман Крецул

Вам может быть интересно

Лавров прибыл в Республику Конго
Темы дня

Дело против Трампа опасно воодушевило Сороса

Вердикт присяжных по делу Дональда Трампа дорого обошелся его сторонникам, но самого Трампа сделал еще богаче. Главный продюсер этого судилища Алекс Сорос надеется, что клеймо «преступника» закроет Трампу путь к власти, а сам Сорос продолжит эксперименты над человечеством. Однако итог выборов в США определит другой фактор.

При ударах по России Запад отвел Украине роль нажимателя кнопок

Вашингтон повысил градус эскалации в отношениях с Москвой, разрешив ВСУ наносить удары американским дальнобойным оружием по территории России. При этом, как считают эксперты, украинским военным в этом случае отведена лишь номинальная роль. В чем заключаются технические особенности подобных ударов и кто в реальности принимает решения об их нанесении?

Президент Болгарии заявил о нарушении красных линий Западом на Украине

Россия столкнулась с дефицитом театральных режиссеров

В Молдавии отменили запрет на въезд в страну Киркорова

Новости

Экс-футболиста Израиля Басиса арестовали в Москве по запросу Германии

Бывший израильский футболист и гражданин Израиля Лирон Басис арестован в Пресненским судом Москвы по делу о мошенничестве в крупном размере, источник сообщил, что Басис находится в международном розыске по запросу Германии.

Соцсеть Х разрешила пользователям размещать эротический контент

Социальная сеть Х (бывший Twitter, заблокирован в РФ) решила увеличить доходы от продажи рекламы за счет размещения эротического контента, сообщило The verge.

Швейцария отказалась выделить Украине 5,6 млрд долларов

Парламент Швейцарии отклонил законопроект о чрезвычайной дополнительной помощи Украине в размере 5,6 млрд долларов и 11,1 млрд долларов на нужды армии, говорится в заявлении, опубликованном на сайте совета кантонов.

«Калашников» запустил производство дрона целеуказания «Гранат-4»

Начато серийное производство комплекса с беспилотником «Гранат-4», который способен наводить артиллерию, он уже применяется в ходе спецоперации, сообщил концерн «Калашников».

Риттера по приказу Госдепа не выпустили из США на ПМЭФ

Отставной офицер разведки морской пехоты США Скотт Риттер заявил, что американская таможенно-пограничная служба изъяла его паспорт, когда военный аналитик собирался вылететь в Стамбул, через который планировал прибыть в Санкт-Петербург на Петербургский международный экономический форум.

Байден не поедет на швейцарскую конференцию по Украине

Вице-президент США Камала Харрис и помощник президента по нацбезопасности Джейк Салливан примут участие в международной конференции по Украине в Швейцарии, сообщила пресс-служба Белого дома.

Канадский биолог обвинил власти в запрете изучать загадочную болезнь

Канадский микробиолог Майкл Култхарт заявил, что власти ему не дали возможность исследовать некое заболевание головного мозга в провинции Нью-Брансуик, которое есть у более чем 200 человек, пишет Guardian.

В Киеве решили не спрашивать КС Украины о легитимности Зеленского

Владимир Зеленский не станет обращаться в украинский Конституционный суд (КС) по вопросу своей легитимности на посту главы государства, сообщила замглавы его офиса Ирина Мудрая.

Россия осудила удары Израиля по Алеппо

Россия решительно осуждает авиаудары Израиля по окрестностям сирийского Алеппо, эти действия являются нарушением суверенитета Сирии и международного права, заявили в МИД РФ.

Белый дом назвал условия применения Украиной оружия США против России

Украина получила от США разрешение на точечное и ограниченное в масштабах использование американского оружия для ударов по России, заявил координатор стратегических коммуникаций в Совете нацбезопасности Джон Кирби.

Белоусов на совещании Совбеза с Путиным появился в военной форме

Глава Минобороны России Андрей Белоусов надел на совещание Совбеза с президентом Владимиром Путиным военную форму, фотографии опубликовала пресс-служба Кремля.

Foreign Policy: ВСУ срочно необходимо контрнаступление

ВСУ сейчас срочно необходимо контрнаступление, чтобы пойти на переговоры на более сильных позициях, пишет Foreign Policy.
Мнения

Ирина Алкснис: Мягкая сила проявляется в жестких условиях

Мир смотрит на Россию – на то, как она справляется с вызовом, на то, как она действует, на то, как она проламывает одну за другой бреши в вавилонской башне западного неоколониализма – и начинает ориентироваться на нас, брать с нас пример.

Борис Акимов: Мемуары деда помогли прочувствовать историю России

Среди бурных всплесков для меня, ребенка, – описание путешествия через океан на корабле в США в конце 1920-х годов и неожиданное личное знакомство с Гербертом Уэллсом, большим фанатом которого был и дедушка в юности, и я в свои 12 лет.

Андрей Полонский: Как история научила Россию религиозной терпимости

В Российской империи, когда православие было официальной государственной религией, ислам был полностью принят и поддерживался на всех уровнях – от бытового до государственного. Ярчайший пример тому – русская армия.
Вопрос дня

Как правильно перевозить кошку или собаку в поезде и самолете на дальнее расстояние?