Защита с воздуха
Делать какую-то специальную защиту от лазеров сейчас смысла не имеет
Правоохранительные органы со среды подключают к борьбе с «лазерными хулиганами» новые технические средства.
«Принято решение в полной мере использовать беспилотники для контроля над обстановкой вокруг аэропортов и аэродромов. Это позволит оперативно выявлять точку местности, откуда была произведена атака, и поможет правоохранительным органам по горячим следам задерживать хулиганов», – сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
По его словам, именно с помощью беспилотника удалось задержать одного из подозреваемых в «лазерной атаке» на самолет в Ростове-на-Дону.
Напомним, ранее появилась информация, что на вооружении МВД появится вертолет со специальным технологическим комплексом, позволяющим установить местонахождение источника лазерного луча с точностью до нескольких метров. Подобное оборудование используется для подавления систем ПВО с лазерным наведением.
Опасен или нет
Между тем в Интернете развернулась активная дискуссия о реальном влиянии, которое лазер может оказать на пилотов самолета. Некоторые пользователи Сети утверждают, что никакого вреда нет и попасть тонким лучом в глаз пилоту с расстояния в несколько километров невозможно. Другие говорят, что ослепить сразу двух пилотов невозможно.
Однако в лаборатории твердотелых лазеров кафедры общей физики и волновых процессов физического факультета МГУ газете ВЗГЛЯД это мнение опровергли, объяснив, как чувствуют себя пилоты самолета, «атакованные» указкой: «На расстоянии в несколько километров лазер образует световое пятно диаметром 2–3 метра. Оно вполне может накрыть кабину пилотов. Глаз пилота обостренно срабатывает на яркую точку, и неяркие предметы после этого плохо видно», – рассказал газете ВЗГЛЯД сотрудник лаборатории.
По его словам, большое значение имеет угол падения луча на самолет: если подсветка идет сбоку, то никакой опасности действительно нет, но если хулиганы светят прямо по курсу захода на посадку и лазер попадает в поле зрения пилота, это может плохо кончиться.
«Многое зависит и от мощности. Неприятности могут создать лазеры мощностью 100–200 милливатт. Но, честно говоря, если бы они были так страшны, самолеты бы уже падали», – сказал собеседник, отметив при этом, что развлекаться лазером, направляя его на самолет, – это все-таки «совершенно лишнее».
Заместитель руководителя летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России полковник Игорь Маликов, отвечая газете ВЗГЛЯД на вопрос об опасности подобного «хулиганства», привел пример: «Проводились серьезные работы по лазерной системе посадки: три луча излучались с торца полосы, они образовывали треугольник, и летчику при хорошей погоде ночью очень удобно было идти в этом коридоре. Ты идешь в этом равнобедренном треугольнике, не надо следить за глиссадой. Но при исследованиях приходилось входить в этот луч, датчики, установленные в кабине, показывали, что это серьезное воздействие. Если луч попал на зрачок, для адаптации зрения требовалось определенное время. Полминуты пилот будет слепым, а за это время самолет пролетает несколько километров».
«Сейчас эти указки может купить любой желающий, и каждый может провести эксперимент. Пусть каждый, кто хочет попробовать, даст указку другу, отойдет на 100 метров и попросит посветить ему в глаза», – предложил эксперт малогуманный способ убедиться в опасности лазерного излучения.
Универсальные очки и специальные стекла
По словам эксперта лаборатории твердотелых лазеров, для защиты от лазеров сейчас существуют специальные очки. Они бывают двух типов: с интерференционными зеркалами (только для одной длины волны) и с фильтрами (спасают от лазеров любой частоты). В то же время он отметил, что очки с фильтрами для пилотов гражданских самолетов совершенно не годятся: «Они очень сильно затемняют общую картину», – говорит сотрудник лаборатории.
Впрочем, ученый-физик полагает, что пилоты вполне могли бы использовать очки с интерференционными зеркалами, так как в продаже сейчас есть мощные лазеры с длиной волны только 532 нанометра (зеленого цвета). Что касается красных, голубых и других бытовых лазеров, то они гораздо менее мощные и имеют гораздо большее расхождение на дальних расстояниях. Вот ими попасть в кабину пилота практически невозможно.
Эффективность использования подобных очков подтвердили и сами пилоты: «Я считаю, специальные очки бы не помешали», – заявил Игорь Маликов. Он отметил, что подобная защита была у пилотов американских бомбардировщиков с ядерными боеприпасами на борту, чтобы их зрение не пострадало от вспышки.
Кроме того, раз сложилась такая ситуация, эксперт призвал использовать в гражданской авиации опыт военных самолетов: «Этот луч элементарно ловится. Есть специальные датчики, которые фиксируют облучение лазером, и стекла кабины должны автоматически реагировать на это», – заметил эксперт, напомнив, что соответствующие приборы разрабатываются для военной техники: именно по лазерному лучу наводятся некоторые типы управляемых ракет. Игорь Маликов пояснил: «Следует как-то тонировать лобовые стекла. Сейчас стекла могут быть покрыты жидкокристаллическим покрытием, и затемнение стекла может включаться и выключаться по мере необходимости».
Беззащитные самолеты
Пресс-секретарь ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Ольга Каюкова пояснила газете ВЗГЛЯД, что в настоящее время авиационными правилами защита от лазеров прямо на борту гражданских самолетов, в частности изменение стекла кабины пилотов, не предусмотрена.
«Делать какую-то специальную защиту от лазеров сейчас смысла не имеет. Современные воздушные суда предусматривают возможность безопасной посадки самолета одним из двух пилотов, управляющих самолетом», – пояснила она.
По ее словам, случаи лазерного хулиганства на сегодня единичны. Их можно отнести к случаям «защиты от психопатов». «Любые параметры самолета, влияющие на безопасность полетов, закладываются в требования сертификационных властей. В России это АРМАК (Авиационный регистр межнационального авиационного комитета), в США – UFA. Они выставляют разработчикам самолетов требования, которые кардинально влияют на безопасность полетов. Это работа антиобледенительной системы и многие другие. Они определяют летную годность», – сказала представитель компании.
Между тем в АРМАКе газете ВЗГЛЯД сообщили, что ничего об изменениях требований к безопасности самолетов в связи с появлением в России «лазерных хулиганов» не знают.