Суд Амурской области не поддержал ходатайство следствия о заключении под стражу полицейских, причастных к тому, что задержанный в Благовещенске по подозрению в надругательстве над семилетней девочкой мужчина был в тот же день отпущен на свободу. Об этом рассказал «Интерфаксу» помощник руководителя СУ СК РФ по Амурской области Алексей Лубинский. Он добавил, что накануне суд вынес постановление о заключении под стражу самого предполагаемого педофила.
Обвиняемые полагали, что данное преступление не будет раскрыто и это отразится на показателях их работы
Отметим, на аресте полицейских настаивал лично глава СК Александр Бастрыкин, поручивший в пятницу задержать их и выйти с соответствующим ходатайством в суд. В субботу были задержаны старший оперативный дежурный третьего отдела милиции Валентин Овчинников и начальник этого отдела Николай Лапердин, следствие предъявило им обвинение по ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»).
«Они были помещены в изолятор временного содержания, но спустя всего несколько часов, уже ночью, освобождены по постановлениям заместителя прокурора Амурской области», – рассказал ИТАР-ТАСС Алексей Лубинский. Зампрокурора сослался на то, что следствие задержало их незаконно. Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что следователи будут ходатайствовать об аресте, «несмотря на действия местной прокуратуры». А в воскресенье прокуратура не поддержала ходатайство следствия об аресте в суде, в итоге полицейские остались на свободе.
Постановление прокуратуры об освобождении обвиняемых из ИВС и решение суда не заключать их под стражу следователи намерены обжаловать в вышестоящих инстанциях.
Следователи считают, что в своих действиях, а вернее, бездействии полицейские руководствовались нежеланием портить себе статистику. «По данным следствия, с 19-го по 21 июля 2011 года в отдел милиции № 3 неоднократно обращалась женщина с заявлением о совершении в отношении ее семилетней дочери насильственных действий сексуального характера, однако обвиняемые полагали, что данное преступление не будет раскрыто, это отразится на показателях их работы и может повлечь применение к ним мер ответственности. С целью укрывательства указанного особо тяжкого преступления и нежелания добросовестно осуществлять свои служебные обязанности ими не были приняты в полном объеме меры по проверке сообщения о преступлении, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов ребенка, а также охраняемых законом интересов государства, более того, они решили отпустить Алексея Жицкого, подозреваемого в изнасиловании семилетней девочки», – говорится в сообщении пресс-службы СК РФ.
В полиции на произошедшее смотрят другим взглядом: в пятницу заместитель начальника УВД России по Амурской области – начальник полиции Николай Афанасьев рассказал на пресс-конференции, что девочка путалась в показаниях, сначала указала не на того человека, а когда в итоге был задержан Алексей Жицкий, ранее отбывший срок за убийство, он сразу предоставил алиби. Проверить алиби, по словам полицейских, у них уже не было возможности, поскольку было поздно, и мужчину отпустили домой. На следующий день, в четверг, сотрудники правоохранительных органов выяснили, что его все же видели вместе с девочками в день совершения преступления. Полицейские направились к дому подозреваемого. На этот раз было еще не поздно: у дома собралась разъяренная толпа, возмутившаяся, что предполагаемый педофил отпущен на свободу. В окна его квартиры летели камни, квартиру, где забаррикадировался хозяин, пытались взять штурмом. Вывести подозреваемого из дома местные жители полицейским не позволили. Им пришлось перекрывать движение по Текстильной улице и вызывать подразделение специального назначения. Осада продолжалась в течение восьми часов, до полуночи. Чтобы спасти задержанного от линчевания, по данным неофициальных источников, оперативники переодели его в полицейскую форму.
#{crime}В воскресенье местное полицейское руководство еще раз объяснилось по поводу произошедшего, на этот раз – с местными жителями. Как сообщил РИА «Новости» представитель управления МВД Амурской области Дмитрий Сережичев, на сход с главой управления Николаем Аксеновым, начальником областной полиции Николаем Афанасьевым и участковым района, где проживал подозреваемый, собрались около 70 местных жителей. «Аксенов и Афанасьев пояснили гражданам, почему сотрудники третьего отделения милиции не задержали подозреваемого. Именно этот момент вызвал непонимание со стороны жителей района. Он сообщил собравшимся, что девочка путалась в показаниях и сначала указала, что ее избил восьмилетний мальчик. Оперативники отработали эту версию – она не подтвердилась», – сообщил Сережичев.
Он добавил, что руководство областного УВД не пыталось оправдать действия своих подчиненных. Аксенов решил на месте выяснить обстоятельства дела и позицию граждан. На встрече присутствовали мамы двух девочек, которых увел со двора подозреваемый в педофилии.
«В разговоре с Аксеновым родители девочек согласились, что если бы дети не были так запуганы и сразу сказали правду, такого развития событий можно было бы избежать. Руководство амурской милиции заверило собравшихся, что они заинтересованы в объективной оценке действий сотрудников милиции, которые отпустили подозреваемого», – сообщил собеседник.
Местное полицейское руководство проводит ведомственную проверку, но пока нарушений в действиях подчиненных не усматривает.
В центральном аппарате МВД этой историей, судя по всему, пока не интересуются. Как сообщил газете ВЗГЛЯД руководитель пресс-центра МВД РФ Олег Ельников, решение о проверке работы местных полицейских по линии центрального аппарата не принято. «Это дело территориальных органов, – отметил он. – Как решит руководство: если там что-то серьезное и далеко идущее, то, как правило, выезжает (комиссия). Если там огрехи, просчеты и нарушения в работе отдельного сотрудника, то в этом разбираются на месте. Руководство УВД может своими силами провести проверку», – заверил Ельников. На вопросы, связанные с попыткой граждан учинить самосуд, он ответил коротко: «Без комментариев».
Агрессивно настроенные местные жители в количестве 250–300 человек с целью самосуда организовали массовые беспорядки
Между тем Следственный комитет занимается уже не только расследованием дела предполагаемого педофила и отпустивших его полицейских, но и событиями на улице Текстильная, последовавшими за этим освобождением. «21 июля 2011 года в 19 часов 30 минут во дворе одного из домов, расположенных по улице Текстильной города Благовещенска, агрессивно настроенные местные жители в количестве 250–300 человек, испытывая личную неприязнь к 38-летнему мужчине, проживающему в указанном доме и подозреваемому органами предварительного следствия в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ («Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении малолетнего»), с целью самосуда организовали массовые беспорядки, сопровождавшиеся повреждением имущества. По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области проводится доследственная проверка.
Для наведения общественного порядка и обеспечения безопасности подозреваемого были задействованы силы полиции города Благовещенска. В результате принятых мер беспорядки были прекращены, а задержанный доставлен в изолятор временного содержания», – говорится в сообщении ведомства.
«В настоящее время проводятся проверочные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. По результатам проверки будет принято процессуальное решение», – сообщили в СК РФ.
Отметим, местные жители сообщили газете «Амурская правда», что брат подозреваемого работает в прокуратуре, этим они и объясняют столь внимательное отношение к его правам сотрудников правоохранительных органов. Официальные лица не комментируют эту информацию.
О том, почему полицейские отпустили подозреваемого в тяжком преступлении в день задержания, у экспертов единого мнения нет. По мнению члена комитета Госдумы по безопасности генерал-лейтенанта милиции Александра Гурова, дело в несовершенстве уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с которым иначе поступить работники правоохранительных органов, скорее всего, не могли. «Если сотрудники его поздно задержали, то они не могли его удерживать, согласно закону, более трех часов, – пояснил он газете ВЗГЛЯД. – Таких случаев очень много было, и не только с педофилами. Была ситуация в Наро-Фоминске, в которую мне пришлось вмешаться: тогда сотрудники задержали человека, который причинил тяжкие телесные повреждения. У милиционеров на руках были все доказательства против него. Но задержание произошло в субботу вечером, и его отпустили. Тогда приехала прокуратура и возбудила против милиционеров уголовное дело «за незаконное удержание». Депутат высказал уверенность в необходимости изменить законодательство, которое ставит полицейских между двух огней. «Наш закон слишком либерален для уголовников, но не для сотрудников милиции и потерпевших. И получается, что в данном случае крайними становятся милиционеры», – посетовал он.
«Ситуация достаточно простая: если есть очевидцы, которые указывают на лицо, которое совершило преступление, и имеются соответствующие следы преступления, этого вполне достаточно, чтобы по крайней мере задержать его для разбирательства, тем более когда речь идет о детях, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена. – Необходимо досконально выяснить, почему он был освобожден: это непрофессионализм, какой-то административный или иной ресурс, который позволил довести до такого».
«Я, конечно, против самосуда, потому что это приведет к возбуждению уголовного дела в отношении лиц, которые посчитали возможным действовать таким образом по отношению к человеку, который, возможно, совершил преступление. Но в то же время я должен сказать, что решения, которые принимают правоохранительные органы на месте, должны быть взвешенными и должны соответствовать закону и тем фактическим обстоятельствам дела, о которых им стало известно накануне поимки», – отметил Кучерена.
«Мы видим, что это не первый случай, когда именно действия правоохранительных органов и провоцируют людей на решение «мы не верим правоохранительным органам, мы сами разберемся в этом», – подчеркнул он.