Дело было в Благовещенске
Мы видим, что это не первый случай, когда именно действия правоохранительных органов провоцируют людей
В пятницу Следственный комитет (СК) РФ сообщил о возбуждении в Благовещенске уголовного дела в отношении предполагаемого педофила, надругавшегося над семилетней девочкой.
«По версии следствия, 19 июля 2011 года подозреваемый, находясь возле одного из домов, расположенных по улице Чайковского города Благовещенска, с угрозой убийством совершил в отношении семилетней девочки насильственные действия сексуального характера. Кроме того, установлено, что с 19 по 21 июля 2011 года мать девочки обращалась в органы внутренних дел с заявлением о совершенном преступлении, однако проверка была проведена ненадлежащим образом, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов малолетней», – говорится в сообщении пресс-службы СК РФ.
Особенность ситуации заключается в том, что пострадавшая девочка и ее подруга лично знали подозреваемого. Во вторник они пошли с мужчиной на Зею купаться, по дороге он и напал на одну из них.
Телесные повреждения у ребенка заметила бабушка, она и отвезла внучку в больницу. Оттуда сигнал об избитом ребенке поступил в полицию. На следующий день ее посетили сотрудники отдела по делам несовершеннолетних. Однако девочка сначала рассказала, что ее избил восьмилетний мальчик на территории школы № 10 и назвала его фамилию. «Ее шестилетняя подружка, которую подозреваемый тоже увел со двора, подтвердила эту информацию, поэтому изначально милиция отрабатывала эту версию. Мы нашли этого мальчика, но он, конечно же, все отрицал, да и девочка при встрече с ним начала путаться в показаниях. Уже вечером она рассказала матери правду», – сообщил заместитель начальника УВД России по Амурской области – начальник полиции Николай Афанасьев, передает РИА «Новости».
По его словам, девочки не рассказали милиции о 38-летнем мужчине сразу, так как тот их запугал. Но вечером 20 июля мать девочки позвонила в полицию и передала рассказ дочери: ее обидел знакомый взрослый мужчина, который проживает в доме № 19 на Текстильной улице.
Выяснилось, что подозреваемый ранее был судим за убийство, вышел на свободу в 2003 году, отсидев восемь лет. «В этот же день милиция привезла его на допрос, но он, имея за плечами судимость за убийство, подготовился к встрече с оперативниками – придумал алиби, которое нужно было проверить. Очную ставку с ребенком установить в тот день мы не могли – дело близилось к ночи», – отметил Афанасьев.
В итоге подозреваемого отпустили. И, по мнению члена комитета Госдумы по безопасности генерал-лейтенанта милиции Александра Гурова, иначе поступить работники правоохранительных органов, скорее всего, не могли. «Если сотрудники его поздно задержали, то они не могли его удерживать, согласно закону, более трех часов, – пояснил он газете ВЗГЛЯД. – Таких случаев очень много было, и не только с педофилами. Была ситуация в Наро-Фоминске, в которую мне пришлось вмешаться: тогда сотрудники задержали человека, который причинил тяжкие телесные повреждения. У милиционеров на руках были все доказательства против него. Но задержание произошло в субботу вечером, и его отпустили. Тогда приехала прокуратура и возбудила против милиционеров уголовное дело «за незаконное удержание».
В четверг утром полицейские установили свидетелей, которые видели, как мужчина в компании двух девочек пил воду на станции шиномонтажа. К этому времени были готовы результаты судебно-медицинской экспертизы, которая установила характерные повреждения на теле девочки. С этими материалами на руках полицейские и поехали задерживать предполагаемого педофила, но возле дома уже столкнулись с разъяренной толпой: когда местные жители увидели, как предполагаемый педофил спокойно выходил утром из подъезда своего дома, возникло массовое возмущение.
Осада
В четверг возле дома № 19 на Текстильной улице, где живет подозреваемый, собралась толпа из нескольких сотен человек. В тот момент мужчина был дома. В окна его квартиры полетели камни, толпа пошла на штурм, хозяин квартиры забаррикадировался изнутри.
На место прибыли около полусотни нарядов полиции и ГИБДД. Сотрудники органов пытались вывести мужчину из дома, но толпа не позволила им этого сделать. Тогда инспекторам ДПС пришлось перекрыть движение по Текстильной улице, привлекли даже специальные подразделения, которые выставили оцепление. Чтобы успокоить людей, на место прибыл и.о. главы администрации Благовещенска Павел Березовский.
Осада продолжалась с 16.00 почти до полуночи. Вывести подозреваемого из дома полицейские смогли только с помощью хитрости: по данным источника агентства «Портамур», его переодели в полицейскую форму. Проведя подозреваемого мимо возбужденной толпы, полицейские доставили его в камеру.
«В настоящее время подозреваемый задержан. Решается вопрос об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, устанавливаются все обстоятельства произошедшего. 21 июля 2011 года по факту ненадлежащего проведения проверки сотрудниками ОВД следственными органами СК РФ по Амурской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность), в рамках которого будет дана оценка действиям должностных лиц. Расследование уголовного дела продолжается», – сообщили в Следственном комитете.
Позднее ведомство отчиталось о том, что его руководитель Александр Бастрыкин дал поручение начальнику следственного управления по Амурской области в рамках возбужденного уголовного дела принять меры к задержанию всех сотрудников органов внутренних дел, принявших решение отпустить подозреваемого в изнасиловании ребенка, а также выйти с ходатайством в суд об их аресте.
«Район специфичный»
Как сообщил газете ВЗГЛЯД руководитель пресс-центра МВД РФ Олег Ельников, решение о проверке работы местных полицейских по линии центрального аппарата пока не принято. «Это дело территориальных органов, – отметил он. – Как решит руководство: если там что-то серьезное и далекоидущее, то, как правило, выезжает (комиссия). Если там огрехи, просчеты и нарушения в работе отдельного сотрудника, то в этом разбираются на месте. Руководство УВД может своими силами провести проверку», – заверил Ельников.
Местное полицейское руководство проводит ведомственную проверку, но пока нарушений в действиях подчиненных не усматривает.
Фактом едва не состоявшегося линчевания главк также пока не занимается, но местные правоохранительные органы понимают, почему это произошло: «Район специфичный, все друг друга знают, – пояснил в пятницу Афанасьев. – Собралось много народу, очень много пьяных».
«Самосуд не метод. Мы понимаем эмоции граждан, но есть презумпция невиновности. Я благодарен матери пострадавшей девочки, несмотря на горе, она заняла позицию ответственного гражданина, просила людей разойтись. И еще мы благодарны, что люди отнеслись с пониманием к действиям милиции и не проявили агрессии по отношению к оперативникам», – заключил Афанасьев.
«Слишком либерален для уголовников»
Благовещенская история вызвала серьезный резонанс. Большинство комментирующих в блогах отмечают одно: правоохранительные органы выдвинулись всеми силами, чтобы спасти от разъяренной толпы подозреваемого в педофилии, что они далеко не всегда делают для спасения детей.
По мнению председателя комиссии палаты по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолия Кучерены, в мотивах сотрудников полиции, отпустивших подозреваемого, необходимо разобраться.
«Я, конечно, против самосуда, потому что это приведет к возбуждению уголовного дела в отношении лиц, которые посчитали возможным действовать таким образом по отношению к человеку, который, возможно, совершил преступление, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Но в то же время я должен сказать, что решения, которые принимают правоохранительные органы на месте, должны быть взвешенными и должны соответствовать закону и тем фактическим обстоятельствам дела, о которых им стало известно накануне поимки».
«Мы видим, что это не первый случай, когда именно действия правоохранительных органов и провоцируют людей на решение «мы не верим правоохранительным органам, мы сами разберемся в этом», – добавил он.
«Ситуация достаточно простая: если есть очевидцы, которые указывают на лицо, которое совершило преступление, и имеются соответствующие следы преступления, этого вполне достаточно, чтобы, по крайней мере, задержать его для разбирательства, тем более когда речь идет о детях. Необходимо досконально выяснить, почему он был освобожден: это непрофессионализм, какой-то административный или иной ресурс, который позволил довести до такого», – отметил Кучерена.
А Александр Гуров, продолжая эту тему, высказал уверенность в необходимости внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство, которое ставит полицейских между двух огней. «Наш закон слишком либерален для уголовников, но не для сотрудников милиции и потерпевших. И получается, что в данном случае крайними становятся милиционеры», – посетовал он.
При этом депутат считает, что в последнее время к теме педофилии привлечено такое внимание, что борьба с ней иногда напоминает охоту на ведьм. «С этими педофилами, на мой взгляд, совершенно недопустимая ситуация: поднялся вопль, корреспонденты, общественность, политики стали зарабатывать себе, кто на что. Такое ощущение, что вся страна превратилась в педофилов, и больше проблем никаких нет. Между прочим, педофилии стало ни меньше, ни больше. Есть определенное количество гомосексуалистов от природы, есть 3% алкоголиков, есть определенный процент педофилов, которые не могут по-другому, это больные люди, их определенный процент, но не больше и не меньше. И в советское время их хватало, просто тогда не раздували. А сегодня подняли огромный шум, наэлектризовали аудиторию донельзя. А учитывая, что общество психопатичное, наркотическое, алкоголическое, имеет другие проблемы, градус уже поднялся такой, что уже готовы по одному слову «педофил», не разбираясь, громить и убивать. Это дикость и Средневековье», – заключил он.