Воруют
В обществе есть мнение, что самые коррупционеры – это врачи, учителя и гаишники, а самая коррупционная отрасль – дорожники
Глава Росавтодора Анатолий Чабунин во вторник рассказал журналистам, как обстоят дела в отрасли, которую он курирует.
Чиновник посетовал: в обществе «распространен стереотип, что в дорожном строительстве воруют», передает «Интерфакс». «Однако масштаб хищений в дорожной отрасли не превышает среднероссийских показателей», – заверил Чабунин.
Он не уточнил, сколько именно бюджетных средств перетекает в карманы мошенников. «Каковы именно масштабы хищений, должно устанавливать следствие», – добавил он.
Некоторые эксперты, однако, мнение главы Росавтодора не разделяют. Как заявил газете ВЗГЛЯД председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, объемы воровства в сфере дорожного хозяйства в среднем на 10% превышают показатели других отраслей. «Если в среднем в России разворовывается 30–40% бюджетных средств, то в дорожном строительстве этот показатель порядка 50%», – сказал Кабанов и объяснил почему: «Мы фактически никогда не производили экспертизу дорог. Там получается двойное воровство: сначала при «распиле» бюджетных средств, а потом уже на самом этапе строительства. Дорогу надо утвердить в бюджетном комитете, уже там идет некая система взаимоотношений. А мелкие исполнители воруют на материалах, на качестве».
Отметим, что федеральный бюджет на 2011 год предусматривает выделение 387 млрд рублей на дорожное хозяйство, распорядителем этих средств является Росавтодор. То есть согласно «среднероссийским показателям» в 40%, в этой сфере должно быть расхищено 154,8 млрд, а если верить Кириллу Кабанову, который говорит о 50%, могут быть разворованы 193,5 млрд рублей.
#{smallinfographicleft=456811}Впрочем, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин в этом вопросе склонен согласиться с главой Росавтодора. «К сожалению, у нас бюджетными деньгами вообще распоряжаются очень плохо, – заметил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – Чем отличается дорожная отрасль от других? В некоторой части воруют больше, в некоторой – меньше, принципиальной разницы действительно нет. Хотя есть вещи вопиющие. Впрочем, если мы сейчас посмотрим скандальные дела, которые поднимал СК по поводу тех или иных поставок по другим бюджетным статьям, – безобразия примерно того же типа. Это же вопрос гражданской зрелости общества, а не отраслевой специфики».
«В обществе есть мнение, что самые коррупционеры – это врачи, учителя и гаишники, а самая коррупционная отрасль – дорожники, – продолжил Блинкин. – Но если посмотреть материалы Счетной палаты, СК, Росфинмониторинга, то это не совсем так. Что безусловно надо сделать дорожному ведомству – обеспечить транспарентность дорожных расходов таким способом, как это делают американские, немецкие, японские дорожники. Это надо было сделать вчера, а лучше позавчера. Пока народу не объяснят, почему километр дороги в одном месте стоит миллион долларов, а в другом – двадцать, эти разговоры будут продолжаться».
«Есть две беды: коррупция и жуткая неинформированность общества о специфике расходов конкретных отраслей, например дорожного хозяйства», – отметил эксперт.
В мае этого года глава Росфиннадзора Сергей Павленко заявил, что объем бюджетных средств, использованных нецелевым образом, в 2010 году увеличился на 60% по сравнению с предыдущим годом – до 3,6 млрд рублей (в 2009 году – 2 млрд рублей). Среди основных нарушителей при распоряжении бюджетными средствами Росфиннадзор назвал Минобороны, МВД, Минсельхоз, Россвязь, Минздравсоцразвития, Росатом, Росавиацию и Росавтодор.
Строят
Комментируя состояние российских автотрасс, глава Росавтодора заявил, что больше половины дорог не соответствуют нормативам. «Ежегодно проводится диагностика федеральных автодорог. В настоящее время 40% федеральных автодорог находятся в нормативном состоянии», – констатировал он. По его словам, в самом хорошем состоянии находятся федеральная трасса М8 «Холмогоры», трасса М3 «Украина» до Калуги, подъезд к Домодедово и ряд других дорог.
Чиновник подчеркнул, что «Россия должна перейти на нормативы по содержанию и капитальному ремонту в 2014 году». По его словам, «ликвидировать накопившийся недоремонт будет возможно до 2017 года». Чубанин отметил, что ежегодный объем финансирования составляет 170 млрд рублей. Всего планируется отремонтировать около 50 тыс. км федеральных дорог.
Многие недостатки автодорог, которые не соответствуют нормативам, незаметны рядовому автолюбителю. «Существуют различные нормативные критерии. Среди них, например, «несущая способность». Этот коэффициент пользователю не виден. Автолюбители в первую очередь обращают внимание на ровность дорог, уровень покрытия», – цитирует Чабунина РИА «Новости».
Для нормального функционирования дорожной сети, по мнению главы Росавтодора, необходимо ежегодно ремонтировать порядка 8–9 тыс. км федеральных дорог, в то время как сейчас ремонтируется в среднем 5 тыс. км. Глава Росавтодора отметил, что в 2011 году по плану необходимо отремонтировать 5,5 тыс. км федеральной сети, и напомнил, что в прошлом году был отремонтировано 4,5 тыс. километров. Чиновник также добавил, что по нормативу капитальный ремонт федеральных дорог должен проводиться каждые 12 лет, текущий ремонт – каждые шесть.
Главное, по его мнению, что нужно сделать для повышения качества дорожной сети, – провести корректировку нормативной базы. «Действующие нормы имеют большие «коридоры» как по материалам, так и по готовой продукции», – отметил глава агентства. Он добавил, что Росавтодор планирует вносить поправки в ГОСТы по мере их готовности. «Мы внесем новый ГОСТ по сельским дорогам, – привел он пример. – На сегодняшний день действующий ГОСТ позволяет строить дороги общего пользования в населенных пунктах, даже малочисленных, только в двухполосном исполнении, а опыт показывает, что можно строить в однополосном исполнении с разъездными карманами». По словам чиновника, это позволит снизить стоимость дороги, не ухудшая ее потребительских качеств.
В планах ведомства также открытие в каждом из федеральных округов центров для испытания материалов. «У нас в предыдущие годы была утверждена концепция повышения качества. Американский опыт показывает, что необходимы испытательные центры. Мы решили этот опыт использовать и решили организовать восемь испытательных центров в федеральных округах», – приводит слова Чабунина ИТАР-ТАСС.
Улица Гарри Поттера
В ходе пресс-конференции глава Росавтодора также объяснил высокие цены строительства в Сочи: по его словам, это обусловлено тем, что большинство дорог в этом городе строится «с нуля». «Строительство дорог в Сочи можно назвать строительством искусственных сооружений. Дорогой в нашем понимании назвать это трудно. Отсюда и высокая цена объекта», – заявил Чабунин.
Он также сообщил, что Росавтодор завершил строительство жилья в Сочи для жителей, отселяемых из районов, по которым пройдут олимпийские автодороги. «Строительство в Сочи ведется в плотной городской застройке. Мы вынуждены отселять людей и строить жилье. На сегодняшний день мы завершили строительство жилья – это семь небольших улиц», – отметил чиновник.
Чабунин добавил, что власти Сочи объявили конкурс среди жителей на лучшие названия для новых улиц. «Названия предлагают самые фантастические – вплоть до Гарри Поттера», – рассказал он.
Глава агентства коснулся также вопроса о другой строящейся трассе – магистрали Москва – Санкт-Петербург. Он заявил, что протесты экологов могут вызвать затруднения при строительстве, но на графике, скорее всего, не отразятся. «Их демарши могут привести к затруднениям при строительстве дороги. Однако трасса Москва – Санкт-Петербург строится. В мае мы передали все полномочия по строительству дороги компании «Автодор». Работы идут в графике», – отметил он.
Чабунин добавил, что действия экологов «находятся в противоправной зоне». «Стройка идет законным образом. Когда группа людей пытается трактовать закон, как они понимают, то с этим должны разбираться правоохранительные органы», – заключил он.