Перспективные планы
Власти Петербурга запланировали построить к 2025 году 45 новых станций метро, прорабатывается также возможность строительства первой кольцевой линии, сообщили во вторник в пресс-службе администрации Северной столицы.
Естественно, все сравнивают наше метро с московским, где кольцевая линия давно уже есть. Какой вариант лучше или хуже, нельзя сказать
Постановление об отраслевой схеме развития метрополитена в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы с перспективой до 2025 года было принято на заседании городского правительства. Согласно схеме, к 2025 году дополнительно 3 миллиона петербуржцев получат возможность пользоваться метрополитеном, а пропускная способность подземного транспорта увеличится вдвое. Сейчас городской метрополитен перевозит 3,2 миллиона пассажиров в сутки, что составляет 40% от общего объема перевозок на городском пассажирском транспорте.
Согласно проекту, до 2015 года планируется ввести в эксплуатацию семь новых станций, а до 2025 года – 45. Таким образом количество станций метро достигнет 109. Всего в петербургском метро будет семь диаметральных линий, прорабатывается также возможность строительства кольцевой линии. Объем финансирования строительства должен составить 30 млрд рублей в год.
Сообщается, что в период до 2015 года будут введены в строй станция «Адмиралтейская», Фрунзенский радиус до станции «Дунайский проспект», станции «Театральная», «Спортивная-2», вестибюль станции метро «Спасская». И уже в 2011 году начнутся проектные работы по станции «Шуваловский проспект», которую планируется открыть в 2015 году в зоне пешеходной доступности от нового зоопарка, который еще не построен.
До 2020 года строительство метро развернется на Васильевском острове – новые станции свяжут центр города с Морским фасадом, а также в Северо-Приморской части города и в деревне Кудрово. Новые станции на ветке от Обводного канала до Казаковской помогут разгрузить существующие Московско-Петроградскую и Кировско-Выборгскую ветки. До 2025 года метро придет в район Пискаревки и Ржевка-Пороховые, в Коломяги, поселок Лахта и Красное село.
Дотянется метро к 2025 году и до Лахты, где Газпром запланировал строительство комплекса офисных зданий с небоскребом, известные как «Лахта-центр».
«На всякий случай разработали два варианта»
#{smallinfographicleft=503142}Кстати, около недели назад в петербургском сегменте Интернета произошла утечка: блогеры разместили промежуточную схему развития местного метро, происхождение которой остается неизвестным. Но оказалось, что она почти не отличается от итоговой.
Как рассказала газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь петербургского метрополитена Юлия Шавель, о том, насколько реально выполнение той перспективной схемы, которая была утверждена во вторник на правительстве города, спрашивать нужно не у них. Процесс этот во многом зависит от финансирования. «Если город найдет эти деньги, тогда все будет сделано вовремя. Как вы знаете, сейчас петербургский метрополитен полностью финансируется из городского бюджета. В этом году нам выделено около 9 млрд рублей», – пояснила Шавель.
Говоря о перспективах строительства кольцевой линии, пресс-секретарь отметила, что это точно не дело ближайших лет. Сначала строители собираются закончить так называемый Фрунзенский радиус. Потом на очереди другие радиальные линии, в частности Красносельско-Калининская.
Что касается станции метро в Лахте, пресс-секретарь заверила, что со строительством офиса Газпрома она никак не связана и была запланирована еще в перспективном плане образца 2008 года.
Как сообщает «Фонтанка.Ру» со ссылкой на председателя комитета по транспорту Петербурга Станислава Попова, чтобы следовать графику, необходимо в год выделять на строительство метро около 30 млрд рублей. Притом что в этом году на петербургскую подземку выделили меньше 9 миллиардов. Попов признался, что на всякий случай было разработано два графика – пессимистичный и оптимистичный: согласно пессимистичному, если в год будет выделяться по 16 млрд, то к 2025 году в питерской подземке будет 85 станций и схема будет реализована лишь частично; если по 30 млрд – то 106 станций. Окончательное решение о суммах, выделяемых на метро, пока не принято.
«Петербург – не Москва»
Попов признался, что на всякий случай было разработано два графика – пессимистичный и оптимистичный
Как рассказал газете ВЗГЛЯД один из создателей новой схемы метро, директор бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования НИПИГрад Михаил Петрович, кольцевая линия действительно планируется в Петербурге, но ее строительство не является первоочередным. К сожалению, скорее всего, она появится не раньше 2025 года.
«Мы в Петербурге пошли по пути строительства сначала радиальных линий, а потом уже кольцевой. Почему это было сделано? В условиях недостаточного финансирования предыдущих лет стояла задача скорее подключить к подземной транспортной сети, в первую очередь, периферийные районы. А уже потом для надежности и удобства связать их кольцом.
Естественно, все сравнивают наше метро с московским, где кольцевая линия давно уже есть. Но произошло это потому, что там изначально пошли по другому пути. Построили сначала три радиальные линии, потом связали их кольцом и уже потом начали к этому кольцу подстраивать остальные. Какой вариант лучше или хуже, нельзя сказать. Потому что оба они согласуются с планировочной структурой городов. А у Петербурга и Москвы она очень разная», – отметил эксперт.
Михаил Петрович также рассказал, что продолжению веток городского метро в соседнюю Ленинградскую область (там уже есть одна станция «Девяткино» и планируются еще две – «Кудрово» и «Янино» – прим. ВЗГЛЯД) мешают юридические вопросы согласований с властями двух регионов.
«Технических проблем для этого никаких. Но юридически сделать это пока сложно. Даже изыскания произвести на областных землях под этот проект – проблема. Для этого нужны распоряжения губернатора Ленобласти и сложная юридическая процедура. Недавно, правда, был создан координационный совет по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области, который возглавил министр транспорта Игорь Левитин, и там начал решаться этот вопрос, есть надежда, что введут какую-то приемлемую процедуру», – отметил собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Примечательно, что новая схема развития петербургской подземки оказалась ближе к схеме 1980 года, чем к перспективным схемам последних лет, признался Михаил Петрович.
«Мы постепенно, шаг за шагом вернулись к ней, потому что пережили кризисные 1990-е и начало 2000-х, когда никто не мог думать о длительных перспективах, когда мы ограничивались одним, двумя, пятью годами. А в 1980-м перспективу все как раз видели. Поэтому схема развития метро разрабатывалась сразу на тридцать лет, до 2010 года. Сегодня мы также можем уже более уверенно смотреть в будущее и исходить из того, что в обозримой перспективе весь город будет примерно в равной степени покрыт сетью метро», – отметил специалист.
По словам Петровича, нынешняя питерская подземка не сильно отличается от планов образца 1980 года. «Все примерно так, как и планировалось. Не хватает только северной хорды, которая должна была пройти по проспекту Просвещения, Политехнической, Светлановской, и южной хорды – от проспекта Славы до Ленинского проспекта», – отметил он.
Проектировщик подтвердил, что существует как минимум два варианта развития метро – условно пессимистический и оптимистический. «Мы называем их базовый и ускоренный», – пояснил Михаил Петрович. Строительство к 2025 году сети из 109 станций – это ускоренный вариант. А базовый включает 85.