Студенты Петербургского государственного университета накануне были признаны одними из лучших программистов планеты. На проходившем в городке Орландо в США чемпионате мира команда СПбГУ под названием «Drink Less» в составе Алексея Левина, Арсения Смирнова и Валентина Фондаратова завоевала золотые медали и звание чемпионов Европы, хотя и заняла при этом четвертое место.
Всем медалистам положены денежные призы. В частности, за золотые медали на команду должны выплатить 6 тысяч долларов
По регламенту золотые медали получили команды, занявшие первые четыре места, еще по нескольку команд получили серебро и бронзу. И среди них также были широко представлены наши соотечественники. Две серебряные медали завоевали студенты из университетов Нижнего Новгорода и Саратова. И две бронзы достались МГУ и Уральскому государственному университету.
Что касается золота, то медали высшего достоинства помимо питерцев выиграли китайцы из университета Циньхуа и Чжэдзянского университета и американцы из университета Мичиган.
Однако петербуржцам достался еще и спецприз за самое быстрое решение задачи.
Считается, что данный командный студенческий чемпионат мира является самым престижным мировым соревнованием по программированию. В отборочных соревнованиях, проходивших более чем в 250 городов мира, участвовали 8200 студенческих команд из 2070 университетов 88 стран. На финал, который проходил в Орландо, прошли 105 лучших команд. Из них 11 представляли Россию.
Российские студенты вообще одни из самых успешных на этих состязаниях. Команда СПбГУ, например, в 2000 и 2001 годах занимала здесь первые места и в последующие годы также бывала в первой десятке.
О том, чем запомнился студентам нынешний чемпионат, газете ВЗГЛЯД, едва сойдя с трапа самолета по прилете в Россию, рассказал новоиспеченный чемпион Европы и золотой медалист чемпионата мира по программированию Валентин Фондаратов.
Валентин Фондаратов на ЧМ по программированию за решением сложной задачи о расчете стоимости электропроводки... (Фото: из личного архива Валентина Фондаратова) |
ВЗГЛЯД: Валентин, поздравляем вас с победой! И хочется из первых уст услышать, как это было. Расскажите сначала о вашей команде.
Валентин Фондаратов: Формат соревнований предполагает, что каждая команда состоит из трех человек, и нас, соответственно, тоже трое: все мы учимся на механико-математическом факультете СПбГУ, я – на третьем курсе, Арсений Смирнов – на четвертом и Алексей Левин – на первом курсе аспирантуры.
Вообще, таким олимпиадным движением мы занимаемся давно. И у нас есть много команд. Периодически проходят соответствующие тренировки, когда мы соревнуемся друг с другом. А этот чемпионат мира состоит из трех этапов. Сначала был четвертьфинал, где определялись лучшие команды от города, потом полуфинал, где соревновались команды уже из России, Финляндии и, так сказать, ближнего зарубежья. А дальше был финал в Штатах, куда прошли 12 команд из нашего «региона», в том числе и мы.
ВЗГЛЯД: Где происходил финал? Где вас поселили в Америке? Как было организовано проживание?
В. Ф.: Главным спонсором всего этого действа выступал IBM. Он предоставил нам четыре дня, чтобы мы могли как-то подготовиться к соревнованиям в Америке. Нам выделили хорошие номера в отеле в Орландо, хорошо кормили, по быту все было очень хорошо, даже были некоторые дополнительные бонусы в виде поездок в местный развлекательный центр. Но из-за того что туда далеко лететь, разница во времени восемь часов – это все-таки серьезная нагрузка, мы прибыли в Америку еще раньше и в итоге провели там не четыре, а шесть дней.
ВЗГЛЯД: Успели ли пообщаться с коллегами из других университетов и стран?
В. Ф.: Там было много русских, 12 команд из России, одна белорусская команда и еще несколько, по-моему, четыре, украинских. Всего же было 105 команд. То есть больше 15% занимали «наши» люди. Мы очень много общались между собой, с другими поменьше.
ВЗГЛЯД: Расскажите о финале. Какие там были задачи? Что показалось самым сложным?
В. Ф.: Формат на таких мероприятиях всегда почти один и тот же. Дается несколько задач, примерно от восьми до 12. У нас было 11. Нам нужно было написать на компьютере определенные программы, кстати, по близким к житейским вопросам. К примеру, в одной из задач нужно было рассчитать стоимость электропроводки, если даны какие-то вводные данные. Мы эту задачу решаем и отправляем по сети жюри, которое частично представлено людьми, а частично автоматизированной системой. Они уже без нас проверяют, правильная эта программа или нет.
ВЗГЛЯД: И сколько времени дается на все?
В. Ф.: На 11 задач дается пять часов. Конечно, редко кому удается решить все. Победители-китайцы, например, решили восемь. Мы – семь.
ВЗГЛЯД: За шпаргалками там следят? Камеры видеонаблюдения установлены?
В. Ф.: Да, есть там и камера, которая снимает все происходящее. Вообще же, очень жестко следят за всем. Никакие переговоры между командами невозможны, отсмотреть какую-то информацию с мобильного телефона тоже не представляется возможным. Так что, я думаю, там все честно. Во всяком случае, за 10 лет, что в чемпионатах участвуют наши команды, я не слышал о том, чтобы кого-то поймали за руку.
ВЗГЛЯД: Расскажите о специальном призе за быстрое решение задачи?
В. Ф.: В этом году было даже два таких приза. Первый – команде, которая решила первую задачу правильно, и второй – команде, которая вообще сдала первой эту самую первую задачу. Мы эти призы и взяли.
ВЗГЛЯД: И какие призы вам вручили за победу? Только медали? Или был и денежный эквивалент?
А это трое победителей из Петербурга, слева направо: Алексей Левин, Арсений Смирнов и Валентин Фондаратов. Вероятно, в образе «злых хакеров» (Фото: из личного архива Валентина Фондаратова) |
В. Ф.: Всем медалистам положены денежные призы. В частности, за золотые медали на команду должны выплатить 6 тыс. долларов. Приз за самое быстрое решение задачи – 1,5 тыс., также на команду.
ВЗГЛЯД: Не смущает, что золотых медалистов четверо? Но при этом вы – чемпионы Европы?
В. Ф.: Нет. Так исторически сложилось. Что касается чемпионства Европы, то такие звания присуждаются независимо от медалей. Были, например, ребята из Австралии, всего две команды, и обе выступили, можно сказать, не очень хорошо. Но все равно выбрали лучшую из их региона.
ВЗГЛЯД: Что можете сказать о победителях-китайцах? У них школа программистов самая продвинутая?
В. Ф.: Думаю, говорить о том, что китайцы как-то сильно превосходят наши команды, не стоит. Если взять позапрошлый и позапозапрошлый годы, то выигрывали русские, а последние два года – китайцы. На команду от Китая, которая выиграла в этом году, практически никто не ставил, она была далеко не самая сильная. Им, наверное, где-то повезло, плюс надо отдать им должное – они смогли очень хорошо собраться и все написали.
ВЗГЛЯД: Как вас поздравляли? Была ли прощальная вечеринка?
В. Ф.: Конечно, первым делом всех поздравляли родные и близкие. Каждого в отдельности и по-особенному. Плюс IBM, который спонсировал соревнования, вечером после финала устроил поездку в парк развлечений «Юниверсал», где мы могли окунуться в мир Гарри Поттера, покататься на американских горках... Это было классно.
ВЗГЛЯД: На сайте вашего университета написано, что перспективных программистов на таких чемпионатах сразу берут в оборот транснациональные IT-компании. Поступали предложения?
В. Ф.: Да. На церемонии награждения, например, директора IBM примерно так и сказали: вы все, кто участвовал в финале, – победители, каждого из вас мы готовы видеть в своем офисе. Присылайте свои резюме.
ВЗГЛЯД: И что, какие у вас планы на этот счет?
В. Ф.: Мы все втроем работаем в компании «ВКонтакте». И на данный момент нас все устраивает. Мы можем решать и здесь интересные задачи.
ВЗГЛЯД: Но уровень зарплат, наверное, в разы...
В. Ф.: Ну нет. На самом деле не в разы. Отличается, наверное, но не настолько, чтобы здесь все бросать.
ВЗГЛЯД: А кто-то из предыдущих наших победителей уехал?
В. Ф.: Некоторые уезжают, конечно. Но большинство остается. Я знаю буквально двоих, кто уехал.