Общество

26 апреля 2011, 17:56

До Петербурга можно будет доехать за 2,5 часа

Фото: пресс-служба РЖД

Высокоскоростная трасса Москва – Петербург, строительство которой обсуждается уже много лет, может быть введена в строй до 2018 года. Скорость поездов, как планируется, будет достигать 400 км/ч, а время в пути займет 2,5 часа. Такие цифры были оглашены на состоявшейся в Петербурге презентации проекта.

Проект новой высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Петербург, который начали готовить еще двадцать лет назад, снова оказался в центре внимания. На этот раз железнодорожники пообещали найти все необходимые средства и политическую волю и построить многострадальную трассу уже к Чемпионату мира по футболу, который пройдет в разных городах России в 2018 году.

В документации обязательно будет прописано специальное условие о необходимости переноса опыта, обучения российских специалистов, вовлечения наших людей в проект

Во вторник в Петербургском государственном университете путей сообщения генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» («дочка» РЖД прим. ВЗГЛЯД) Денис Муратов представил проект дороги.

ТТХ новой дороги

Речь сегодня шла о скоростной трассе Москва Петербург (или ВСЖМ 1 на языке железнодорожников прим. ВЗГЛЯД), хотя «Скоростные магистрали» параллельно занимаются  проектированием трасс Москва Екатеринбург и Казань Самара, в которых страна также очень заинтересована в преддверии ЧМ-2018.

Основная магистраль, которая должна связать две столицы, будет представлять собой совершенно новую железнодорожную ветку, идущую отдельно и параллельно существующей Октябрьской железной дороге (ОЖД). При этом вокзальный комплекс останется прежним. Для Петербурга местом отправления новых составов будет Московский вокзал, для Москвы площадь трех вокзалов.

Длина трассы 660 км, время в пути 2,5 часа, скорость до 400 км в час. Строить планируется в рамках частно-государственного партнерства и на основе так называемого Контракта жизненного цикла. Эта новая для России, но успевшая зарекомендовать себя в Европе форма предполагает, что выбранный по единому конкурсу подрядчик обеспечит и проектирование, и строительство, и финансирование, и содержание в течение 30 лет объектов инфраструктуры дороги, а заказчик в лице государства обязуется оплатить услуги, оказываемые по контракту периодическими платежами в течение всего срока.

«Основная проблема любого строительного проекта разрыв ответственности. Между проектом, дальнейшей стройкой и эксплуатацией возникают всегда большие проблемы, и у каждого звена есть возможность сказать, что виноваты предшественники», пояснил Муратов. А тут все находится в одних руках.

При этом строительство не обойдется без субсидирования государства. По словам спикера, ни одна скоростная магистраль в мире пока не вышла на самоокупаемость.

Что сделано

Денис Муратов признался, что работа над концепцией дороги практически завершена.

«Сейчас проводятся последние совещания по ее одобрению и утверждению. Остались только внутренние «хорошие» бюрократические процедуры, отметил он и признался, мы написали 22 книги, которые обосновывают все работы, связанные с экологией, пассажиропотоком, безопасностью, социально-экономическими условиями и т.д.»

И сделано это было всего за год и четыре месяца, которые прошли с момента реанимации проекта строительства и организации новой структуры для подготовки проекта в декабре 2009 года.

В декабре этого года планируется объявление международного тендера на строительство дороги. Далее в течение года участники будут проводить соответствующие изыскательские работы, а в первой половине 2013 года должен быть заключен контракт с победителем. Непосредственно на строительство отводится четыре года.

К сожалению, признался Муратов, в России сейчас просто нет организаций, которые имеют опыт по строительству высокоскоростных магистралей и способны одновременно отвечать и за проектирование, и за строительство, и за эксплуатацию. Поэтому в конкурсе-тендере будут участвовать исключительно иностранные компании. Ожидается, что это будут консорциумы из пяти стран: Франции, Германии, Испании, Южной Кореи и Китая.

«При этом в документации обязательно будет прописано специальное условие о необходимости переноса опыта, обучения российских специалистов, вовлечения наших людей в проект», подчеркнул Муратов.

Проблемы

Одна из главных головных болей разработчиков новой дороги решение вопросов по резервированию и выкупу земли под трассу.

«Все варианты трассы в настоящий момент представляют собой, мягко говоря, зоопарк из различных форм собственности. Во всем этом нужно разбираться», признался Муратов.

Что касается уже летающего по нашим дорогам скоростного «Сапсана» и некоторых проблем, которые возникли из-за него, Муратов заверил, что теперь все будет хорошо.

«Сапсан» это переходный период к высокоскоростному движению, невозможно было сразу от «Невских экспрессов» перейти к высоким скоростям. Но «Сапсан» никуда не денется, он сможет ходить и дальше. А новая ветка разгрузит существующую, где-то даже позволит пускать товарные поезда по ночам, где-то решит локальную проблему отмененных электричек», заверил он.

Другая большая работа это гармонизация евростандартов по строительству дороги. У нас и колея шире, и климат не тот.

Цена

«Как только называется какая-то конкретная сумма строительства, тем самым мы делаем ненужным тендер по выбору строителей, улыбнулся Денис Муратов, отвечая на вопрос о стоимости трассы. Он же для чего нужен? Чтобы выбрать самые лучшие условия и стоимость, заставить участников предложить то, что в первую очередь выгодно для нашей страны. Однако примерное представление о стоимости мы, конечно, имеем. Мы исходим из того, что цена строительства за один километр трассы будет составлять от 20 до 26 млн евро. В среднем стоимость дороги от Москвы до Петербурга находится в промежутке от 500 до 700 млрд рублей», отметил глава «Скоростных магистралей».

При этом изначальная базовая стоимость составляла 1 триллион 200 млрд рублей. Но за счет инновационного подхода сумма, как это видно, была уменьшена весьма значительно.

Стоимость проезда по новой дороге Муратов сравнил с ценой билета на самолет от Москвы до Петербурга: «Если она будет дороже, чем существующий авиабилет Москва Петербург, народ, скорее всего, потерпит в пробках, и у нас не будет такого пассажиропотока. Поэтому мы рассчитывали стоимость билета в районе 100 долларов», отметил он.

Эффект

По словам Дениса Муратова, есть два вида эффекта от строительства: бюджетный и социально-экономический.

«Магистраль Москва Петербург в части бюджетного эффекта в течение 30 лет расчетного срока эксплуатации заработает порядка 300 млрд рублей, а для ее строительства нужно будет потратить как минимум в 22,5 раза больше денег. Но при этом в совокупности различных факторов эффекта от экономии выбросов углекислого газа, влияния на жизнь людей и т.д. суммарный социально-экономический эффект составит больше 1,5 триллионов», резюмировал он.

О том, где пройдет трасса, можно узнать здесь.

Текст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

Обвиняемые в теракте в «Крокусе» не стали обжаловать продление ареста
Темы дня

Гаага решила изолировать Израиль

МУС готовится выдать ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. С соответствующим требованием уже выступил прокурор Карим Хан. При этом внутри страны в отношении правительства не стихают протесты, а ключевые внешние партнеры Израиля требуют от Тель-Авива отказаться от новых операций в Газе. По мнению экспертов, сейчас Нетаньяху оказался в ситуации, когда любой сценарий развития событий не принесет ему ничего хорошего.

Российские войска выработали новую штурмовую практику

«Царь-мангал», боевые мотоциклы и даже роботизированные мини-танки – так выглядят новые и модернизированные системы вооружений, которые применяют сегодня российские штурмовые группы в зоне СВО. Изменилась не только боевая техника, но и тактика работы штурмовиков. Кто, как и чем действует сегодня на поле боя?

В США спрогнозировали крах обороны ВСУ в случае открытия нового фронта

Расклад на выборах президента США стал зависим от певицы Тейлор Свифт

На видео попало уничтожение французской ракеты SCALP под Луганском

Новости

Дальневосточную и арктическую ипотеку распространили на участников СВО

Правительство России распространило дальневосточную и арктическую ипотеку на ряд категорий граждан, включая участников СВО, сообщает Минфин России.

Объявлена дата похорон президента Ирана Раиси

Похоронная церемония иранского президента Эбрахима Раиси запланирована на 23 мая, заявил вице-президент страны Мохсен Мансури, назначенный главой комитета по организации похорон погибших при крушении вертолета.

В Турции заявили об отсутствии сигналов с упавшего вертолета Раиси

Сигналов с упавшего вертолета с иранским президентом Эбрахимом Раиси не поступало, вероятно, сигнальная система воздушного судна либо отсутствовала, либо была отключена, заявил турецкий министр транспорта Абдулкадир Уралоглу.

В Швейцарии назвали количество стран – участников конференции по Украине

Более 60 стран, половина из которых – европейские, подтвердили свое участие в конференции по Украине, которая пройдет в Швейцарии, сообщил пресс-секретарь МИД Швейцарии Пьер-Ален Эльчингер.

Путин назначил аудитора Счетной палаты Савельева замминистра обороны

Замминистра обороны и руководитель аппарата министра обороны генерал-полковник Юрий Садовенко освобожден от должности указом президента России Владимира Путина.

Жена Джорджа Клуни убедила прокуроров МУС принять решение по Нетаньяху

Уроженка Ливана Амаль Клуни, супруга известного актера Джорджа Клуни, приняла участие в подготовке заключения для Международного уголовного суда (МУС) по поводу ордеров на арест лидеров палестинского движения ХАМАС и официальных лиц Израиля, сообщили СМИ.

Сальдо объяснил отключение энергоснабжения в Запорожской области

Энергоснабжение Запорожской области было нарушено из-за проведения работ на магистральных электрических сетях в Запорожской области в Геническом, Новотроицком, Нижнесерогозском, Каховском, Великолепетихском, Новокаховском, Верхнерогачикском и Ивановском округах Херсонской области, сообщил глава региона Владимир Сальдо.

Названо число имеющих право на доплаты с июня пенсионеров

Доплаты к пенсии с 1 июня получат около 4,5 млн пенсионеров по всей стране, сообщил депутат Госдумы Никита Чаплин.

Россия приостановила запрет на экспорт бензина

Правительство России приостанавливает действие временного запрета на экспорт бензина для производителей топлива до 30 июня 2024 года, говорится в постановлении.

Россия и Индия начали консультации об отмене виз

Россия и Индия в июне проведут первые консультации по вопросу безвизового обмена для туристов, сообщают индийские СМИ. Ожидается, что по итогам переговоров стороны подпишут двустороннее соглашение, аналогичное уже действующим с Китаем и Ираном.

США выразили соболезнования Ирану в связи с гибелью Раиси

США выражают Ирану соболезнования в связи с гибелью президента Исламской республики Эбрахима Раиси и главы МИД Хосейна Амира Абдоллахияна, сообщили в Госдепартаменте.

Литва выразила готовность направить военных инструкторов на Украину

Литва готова вернуть на Украину своих военных инструкторов, которые работали там до начала конфликта, в рамках коалиции под руководством Франции, заявил министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.
Мнения

Игорь Переверзев: Если расколоть общество, придет третья сила – и заберет себе все

Выиграть Россию на поле боя, мягко говоря, проблематично. Но представьте, что вы работаете на некую Ост-Русскую компанию, по аналогии с британской Ост-Индской, которая пытается захватить территорию федерации и все постсоветское пространство. Как бы вы действовали?

Сергей Миркин: Зеленский превратился в узурпатора

Народ Украины имеет право восстать против незаконного президента, не выполнять его указы, нормы подписанных им после 20 мая законов. Восстанут ли украинцы? Сами по себе – нет. Большие майданы они могут организовывать, если есть «печеньки» от США. Но возможны майданы маленькие.

Владимир Добрынин: В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?