Общество

26 апреля 2011, 17:56

До Петербурга можно будет доехать за 2,5 часа

Фото: пресс-служба РЖД

Высокоскоростная трасса Москва – Петербург, строительство которой обсуждается уже много лет, может быть введена в строй до 2018 года. Скорость поездов, как планируется, будет достигать 400 км/ч, а время в пути займет 2,5 часа. Такие цифры были оглашены на состоявшейся в Петербурге презентации проекта.

Проект новой высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Петербург, который начали готовить еще двадцать лет назад, снова оказался в центре внимания. На этот раз железнодорожники пообещали найти все необходимые средства и политическую волю и построить многострадальную трассу уже к Чемпионату мира по футболу, который пройдет в разных городах России в 2018 году.

В документации обязательно будет прописано специальное условие о необходимости переноса опыта, обучения российских специалистов, вовлечения наших людей в проект

Во вторник в Петербургском государственном университете путей сообщения генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» («дочка» РЖД прим. ВЗГЛЯД) Денис Муратов представил проект дороги.

ТТХ новой дороги

Речь сегодня шла о скоростной трассе Москва Петербург (или ВСЖМ 1 на языке железнодорожников прим. ВЗГЛЯД), хотя «Скоростные магистрали» параллельно занимаются  проектированием трасс Москва Екатеринбург и Казань Самара, в которых страна также очень заинтересована в преддверии ЧМ-2018.

Основная магистраль, которая должна связать две столицы, будет представлять собой совершенно новую железнодорожную ветку, идущую отдельно и параллельно существующей Октябрьской железной дороге (ОЖД). При этом вокзальный комплекс останется прежним. Для Петербурга местом отправления новых составов будет Московский вокзал, для Москвы площадь трех вокзалов.

Длина трассы 660 км, время в пути 2,5 часа, скорость до 400 км в час. Строить планируется в рамках частно-государственного партнерства и на основе так называемого Контракта жизненного цикла. Эта новая для России, но успевшая зарекомендовать себя в Европе форма предполагает, что выбранный по единому конкурсу подрядчик обеспечит и проектирование, и строительство, и финансирование, и содержание в течение 30 лет объектов инфраструктуры дороги, а заказчик в лице государства обязуется оплатить услуги, оказываемые по контракту периодическими платежами в течение всего срока.

«Основная проблема любого строительного проекта разрыв ответственности. Между проектом, дальнейшей стройкой и эксплуатацией возникают всегда большие проблемы, и у каждого звена есть возможность сказать, что виноваты предшественники», пояснил Муратов. А тут все находится в одних руках.

При этом строительство не обойдется без субсидирования государства. По словам спикера, ни одна скоростная магистраль в мире пока не вышла на самоокупаемость.

Что сделано

Денис Муратов признался, что работа над концепцией дороги практически завершена.

«Сейчас проводятся последние совещания по ее одобрению и утверждению. Остались только внутренние «хорошие» бюрократические процедуры, отметил он и признался, мы написали 22 книги, которые обосновывают все работы, связанные с экологией, пассажиропотоком, безопасностью, социально-экономическими условиями и т.д.»

И сделано это было всего за год и четыре месяца, которые прошли с момента реанимации проекта строительства и организации новой структуры для подготовки проекта в декабре 2009 года.

В декабре этого года планируется объявление международного тендера на строительство дороги. Далее в течение года участники будут проводить соответствующие изыскательские работы, а в первой половине 2013 года должен быть заключен контракт с победителем. Непосредственно на строительство отводится четыре года.

К сожалению, признался Муратов, в России сейчас просто нет организаций, которые имеют опыт по строительству высокоскоростных магистралей и способны одновременно отвечать и за проектирование, и за строительство, и за эксплуатацию. Поэтому в конкурсе-тендере будут участвовать исключительно иностранные компании. Ожидается, что это будут консорциумы из пяти стран: Франции, Германии, Испании, Южной Кореи и Китая.

«При этом в документации обязательно будет прописано специальное условие о необходимости переноса опыта, обучения российских специалистов, вовлечения наших людей в проект», подчеркнул Муратов.

Проблемы

Одна из главных головных болей разработчиков новой дороги решение вопросов по резервированию и выкупу земли под трассу.

«Все варианты трассы в настоящий момент представляют собой, мягко говоря, зоопарк из различных форм собственности. Во всем этом нужно разбираться», признался Муратов.

Что касается уже летающего по нашим дорогам скоростного «Сапсана» и некоторых проблем, которые возникли из-за него, Муратов заверил, что теперь все будет хорошо.

«Сапсан» это переходный период к высокоскоростному движению, невозможно было сразу от «Невских экспрессов» перейти к высоким скоростям. Но «Сапсан» никуда не денется, он сможет ходить и дальше. А новая ветка разгрузит существующую, где-то даже позволит пускать товарные поезда по ночам, где-то решит локальную проблему отмененных электричек», заверил он.

Другая большая работа это гармонизация евростандартов по строительству дороги. У нас и колея шире, и климат не тот.

Цена

«Как только называется какая-то конкретная сумма строительства, тем самым мы делаем ненужным тендер по выбору строителей, улыбнулся Денис Муратов, отвечая на вопрос о стоимости трассы. Он же для чего нужен? Чтобы выбрать самые лучшие условия и стоимость, заставить участников предложить то, что в первую очередь выгодно для нашей страны. Однако примерное представление о стоимости мы, конечно, имеем. Мы исходим из того, что цена строительства за один километр трассы будет составлять от 20 до 26 млн евро. В среднем стоимость дороги от Москвы до Петербурга находится в промежутке от 500 до 700 млрд рублей», отметил глава «Скоростных магистралей».

При этом изначальная базовая стоимость составляла 1 триллион 200 млрд рублей. Но за счет инновационного подхода сумма, как это видно, была уменьшена весьма значительно.

Стоимость проезда по новой дороге Муратов сравнил с ценой билета на самолет от Москвы до Петербурга: «Если она будет дороже, чем существующий авиабилет Москва Петербург, народ, скорее всего, потерпит в пробках, и у нас не будет такого пассажиропотока. Поэтому мы рассчитывали стоимость билета в районе 100 долларов», отметил он.

Эффект

По словам Дениса Муратова, есть два вида эффекта от строительства: бюджетный и социально-экономический.

«Магистраль Москва Петербург в части бюджетного эффекта в течение 30 лет расчетного срока эксплуатации заработает порядка 300 млрд рублей, а для ее строительства нужно будет потратить как минимум в 22,5 раза больше денег. Но при этом в совокупности различных факторов эффекта от экономии выбросов углекислого газа, влияния на жизнь людей и т.д. суммарный социально-экономический эффект составит больше 1,5 триллионов», резюмировал он.

О том, где пройдет трасса, можно узнать здесь.

Текст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?