Руководство ФМС РФ предлагает отменить существующий механизм квотирования иностранной рабочей силы и институт разрешений на временное проживание иностранцев, сообщает «Интерфакс». Дискуссия о трудовых мигрантах и рынке труда в РФ развернулась в субботу в Высшей школе экономики на обсуждении проекта концепции миграционной политики.
Мы предлагаем отказаться от механизма квотирования
«Мы предлагаем отказаться от механизма квотирования. Мнение о том, чтобы прежний механизм квотирования ушел в небытие, получило больше сторонников, чем противников», – сказал глава ФМС Константин Ромодановский.
В настоящее время квоту на привлечение иностранной рабочей силы в РФ определяет правительство. Для 2011 года она определена в 1,75 млн человек. По объему привлечения иностранных мигрантов Россия в 2011 году вышла на второе место в мире, уступая только США.
При этом, по данным Росстата, население России к 2030 году может сократиться почти на 4 млн человек. При этом количество трудоспособных жителей РФ уменьшится на 11 млн человек. Росстат прогнозирует, что к 2030 году численность населения России стабилизируется на уровне 139 млн жителей.
#{smallinfographicleft=399381}По словам Ромодановского, заменой квотированию могут стать специальные программы по привлечению квалифицированных специалистов из других стран. Фактически Ромодановский предлагает готовить и отбирать гастарбайтеров еще на их родине. Для этого предлагается создать специальные программы отбора, которые будут учитывать образование соискателя на работу, его знание русского языка и другие критерии.
На этом глава ФМС не остановился, предложив отменить институт разрешения на временное проживание (РВП), назвав его устаревшим.
«Сейчас это рудимент, который нужно взять и выбросить. У меня полное убеждение, что люди выиграют от его ликвидации», – сказал Ромодановский, отметив, что существует достаточно инструментов для контроля за миграцией.
Глава ФМС считает, что отобранным и подготовленным для работы в России гастарбайтерам необходимо сразу предоставлять вид на жительство. Этот документ заявитель сможет получить, пройдя систему балльного отбора, учитывающего образование, знание русского языка и другие критерии.
При этом Константин Ромодановский не видит оснований для опасений, что отмена квотирования иностранной рабочей силы приведет к всплеску нелегальной миграции, в том числе из Китая. По его словам, между Китаем и Россией действует визовый режим, который является для нелегальной миграции «сдерживающим фактором».
Позицию Ромодановского поддержала правозащитник, глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. Она заявила, что институт РВП способствует «коррупционной составляющей».
Ректор национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Ярослав Кузьминов считает, что Россия давно открыта для миграции.
По его данным, в России около 10 млн рабочих мест заняты иностранными мигрантами. При этом лидерами по привлечению гастарбайтеров стали сфера строительства и коммунального хозяйства, то есть те отрасли, куда не идут работать жители российских городов.
«У России наиболее прозрачные границы из всех крупных стран, которые имеют дело с миграцией и миграционными потоками. Мы в наименьшей степени можем ее контролировать», – заявил Кузьминов.
По словам Кузьминова, сектор нелегальной занятости за последние 10 лет вырос в два раза. «Ни одна страна мира не знала такого взрывообразного роста неформальной занятости, неформального найма. Такого рода рост – это не достижения тяжелых 90-х годов, это достижения благополучных 2000-х», – сказал ректор.
«У нас на сегодняшний день из 70 млн участников рынка труда около 25 млн, по скромным оценкам, а по некоторым оценкам, до 30 млн – это представители неформального сектора экономики», – сказал Кузьминов.
При этом из-за стремления населения к получению высшего образования России не хватает обладателей рабочих специальностей.
По словам Кузьминова, начальное и среднее специальное образование для наших граждан – социальный тупик. Причем формироваться такая позиция начала еще в брежневские времена. Ректор ВШЭ предложил сократить приток специалистов без определенной квалификации и их семей в Россию. Еще одним критерием для ограничения трудовой миграции, по мнению Кузьминова, должна стать культурная и социальная адаптация.