Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) не обязывает США предоставлять России телеметрическую информацию, в том числе о запусках ракет-перехватчиков, говорится в письме Барака Обамы американским сенаторам.
#{smallinfographicright=289078}«Новый договор СНВ не требует от США ни в каком из случаев в течение всего срока его действия предоставления Российской Федерации телеметрической информации ... о запусках любых ракет-перехватчиков, запусках спутников, датчиков и мишеней для систем противоракетной обороны, а также о запусках во время работы первых ступеней существующих межконтинентальных баллистических ракет или баллистических ракет морского базирования, перечисленных в восьмом параграфе третьей статьи договора СНВ», – говорится в письме, направленном президентом сенаторам.
Директор центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев прокомментировал газете ВЗГЛЯД это заявление и спрогнозировал дельнейшее развитие событий.
ВЗГЛЯД: Владимир Валерьевич, как бы вы могли прокомментировать заявление Барака Обамы?
Владимир Евсеев: Речь идет о предоставлении телеметрической информаций о системах, которые задействованы в противоракетной обороне. По новому договору о СНВ, передача данной информации не предусмотрена. Поэтому Соединенные Штаты Америки имеют полное право не предоставлять такую информацию. По договору, каждая из сторон может предоставлять данные о пяти пусках. Сейчас телеметрию решено шифровать. Кто что будет предоставлять, определяет сам.
Поэтому США имели на это полное право. С другой стороны, а что они могут предоставить? Россия разрабатывает комплекс морского базирования «Булава-30» и ракетный комплекс РС-24 «Ярс». Эти комплексы новые. Россия тоже может не предоставлять по ним информацию. А предоставлять может данные о пусках тех ракет, которые будут сниматься с вооружения, типа тяжелых или среднего класса. Но США тоже должны что-то предоставлять. И количество данных, предоставляемых каждый год, будет согласовываться.
Повторюсь, администрация Барака Обамы имеет на такие заявления полное право. Другой вопрос, что в качестве повышения доверия между сторонами можно было на это пойти. Но администрация жестко сказала «нет», потому что считает, что системы ПРО с договором напрямую не связаны. Хотя о связи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными системами указывается в преамбуле договора об СНВ. Кроме того, есть п. 5 ст. 5, который говорит, что нельзя использовать, например, шахты противоракет для размещения наступательных стратегических ракет, и наоборот.
По мнению Владимира Евсеева, интереснее было бы посмотреть, как летают противоракеты США (фото: nuclearno.ru) |
С формальной точки зрения Соединенные Штаты Америки правы. Другой вопрос, как это влияет на ситуацию.
ВЗГЛЯД: Что делать России в этой ситуации?
В. Е.: Состояние тех ракет, которые мы будем снимать с вооружения, периодически проверяется путем отстрела. Кроме этого, у США проводится довольно мало собственных пусков. Может так получиться, что пяти-то и не будет. Думаю, что предоставление телеметрии будет носить ограниченный характер.
ВЗГЛЯД: Какая практика существовала до принятия нового договора?
В. Е.: По договору СНВ-1, было запрещено шифровать телеметрию. То есть можно было отправить корабль в район поблизости от полигона, скажем, на Камчатке, и эту информацию можно было просто снять. А сейчас принципиально можно шифровать, и такая возможность пропадет. При запрете на шифрование такой остроты эта проблема не имела.
ВЗГЛЯД: Может ли случиться, что они запустят ракету, а мы даже не будем знать об этом?
В. Е.: Такую информацию мы предоставляем на двусторонней основе, это определено в российско-американских отношениях. Каждая сторона обеспечивает другую, здесь нет никакого недопонимания. Никто не будет предполагать, что мы стреляем, например, по США, а США по нам.
О чем идет речь сейчас. Они производят пуски, отрабатывают свои системы по перехвату. При этом идет телеметрия, естественно. Конечно, Россия хотела бы видеть эти данные. Но США жестко сказали, что предоставлять их не будут. То есть, таким образом, Россия не будет знать о реальном уровне развития систем ПРО США. Но с другой стороны, США не будут знать о реальном уровне развития комплекса «Булава-30» и РС-24. И мы предоставлять не обязаны. А новых систем США не развивают.
ВЗГЛЯД: То есть здесь будет симметричный ответ?
В. Е.: Однозначно симметричный. Мы будем предоставлять равное количество. Думаю, что Россия предоставит телеметрию по старым ракетам, но опять же в равном количестве, когда договорится с США, по каким пускам они будут давать, а по каким мы.
Для нас это представляет определенный интерес, но, конечно, было бы интереснее посмотреть, как у них летают противоракеты. Здесь интерес был бы гораздо выше.