За ударную мощь эти корабли прозвали «убийцами авианосцев». А за форму корпуса – «батоном». Так как, в отличие от других субмарин, у 949 проекта наклонные ракетные шахты со сверхзвуковыми ракетами «Гранит» располагаются между легким и прочным корпусами. В результате чего корпус лодки как бы расплющен в сечении. Самая известная из этих субмарин – АПЛ «Курск» – погибла в водах Баренцева моря в августе 2000 года.
На смену «циклопическим» «Гранитам» придут новейшие сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Оникс
Официально решение о начале модернизации лодок 949А проекта в Минобороны не комментируют. Но ее необходимость продиктована временем. Эти лодки начали проектировать в 1968 году. Головной корабль сдали флоту в 1986-м, последний – 11-й по счету – в 1996-м. За это время любой, даже самый совершенный комплекс вооружения устареет. Тем более когда дело касается оружия, специально предназначенного для противодействия авианосным соединениям противника.
Сверхзвуковые крылатые ракеты П-700 «Гранит» должны были обеспечить советскому ВМФ возможность на равных действовать на морских коммуникациях против кораблей США. Наши ракеты могут запускаться как с надводного, так и с подводного корабля. Дальность их полета составляла около 700 километров. Наведение на цель осуществляется со спутников целеуказания или самолетов дальнего радиолокационного наблюдения.
Впрочем, ракета может действовать и самостоятельно, пользуясь данными с собственной РЛС. При этом машина может нести как ядерную, так и обычную фугасную боевую часть весом в 500 килограммов. Для уничтожения авианосца противника, по расчетам конструкторов, достаточно двух-трех ракет.
Но главное «ноу-хау» крылатой ракеты – система искусственного интеллекта, используемая в бортовой ЭВМ ракеты. «Граниты» сами определят, кто перед ними: конвой, авианосное соединение или десантные корабли, сами расставят очередность уничтожения главных целей, самостоятельно разработав тактику атаки.
По словам разработчиков, 24 ракеты постоянно обмениваются в полете информацией, «подсказывая» друг другу, куда лететь. Причем некоторые из них всего лишь имитируют атаку, отвлекая на себя огонь систем ПВО противника, и таким образом прокладывают дорогу к цели своим напарницам. В случае уничтожения главной цели машины перестроят план атаки и начнут уничтожать другие цели, исключив возможность поражения несколькими ракетами одного и того же объекта.
Тем не менее, несмотря на свои характеристики, «Гранит» – монстр эпохи холодной войны. Вес одной ракеты – более семи тонн. Это почти как истребитель МиГ-21. Носителями этих ракет стали «циклопические» по размеру атомные ракетные крейсеры типа «Петра Великого» или подводные лодки «Антей». Для своего времени они были вполне уместными, но сегодня в мировом кораблестроении доминирует теория «малоразмерных платформ». То есть кораблей небольшого водоизмещения с небольшим количеством вооружений.
Вызвано это тем, что при современном развитии авиационных и космических средств поражения обеспечить выживаемость «большой платформы» очень сложно. Поэтому нужно минимизировать возможные потери, хотя бы снизив стоимость кораблей.
Это одна из причин отказа ВМФ от закладки преемницы 949 проекта АПЛ 881 проекта, получившей кодовое наименование «Меркурий». Лодка должна была обладать двухкорпусной архитектурой с одновальной главной энергетической установкой. Ракетные шахты, в отличие от всех предыдущих советских ПЛАРК, располагались в два ряда внутри прочного корпуса за ограждением выдвижных устройств. Верхние части шахт скрывались за «горбом» рубки.
#{weapon}Подобная компоновка, свойственная скорее стратегическим АПЛ, привела к значительному увеличению длины лодки, которая должна была составить не менее 170 метров. Подводное водоизмещение должно было достичь порядка 25 тыс. тонн, что сделало бы проект 881 в случае его реализации самой большой в мире подводной лодкой-носителем тактического ракетного оружия. На вооружении лодки стояли бы 24 крылатые ракеты «Болид». Прямые родственницы «Гранитов», но с новым двигателем и увеличенной дальностью полета.
Собственно, размеры «Антеев» и «Меркуриев» и не устроили ВМФ. В итоге это привело к свертыванию программы строительства кораблей 949 проекта – они не укладывались в современное понимание модели «малой платформы». Из 18 спланированных ВМФ получил только 11 лодок. Последний находящийся в высокой степени готовности ракетоносец «Белгород» в 2006 году было решено утилизировать. Готовые лодочные секции еще двух АПЛ пустили на производство стратегических ракетоносцев 955 проекта типа «Борей».
В результате акцент был перенесен на строительство кораблей 885 проекта типа «Ясень». Головная лодка этого проекта «Северодвинск» сейчас проходит испытания в Баренцевом море. Вторая – «Казань» – готовится к ним. На их борту стоят преемницы «Гранитов» – сверхзвуковые крылатые ракеты «Оникс». При сравнимых с «Гранитом» боевых характеристиках они меньше по размеру и более технологичны.
Однако быстрое строительство кораблей этого типа невозможно. «Северодвинск» строили более 10 лет. Его цена за это время подскочила с 47 до 120 млрд рублей. В России нет достаточного количества лодочной стали. Из-за чего уже сейчас «Северодвинское машиностроительное предприятие» вынуждено использовать лодочные секции от недостроенных в свое время АПЛ для создания новых.
Именно поэтому для сохранения группировки ударных АПЛ и было принято решение о начале модернизации лодок 949 проекта. Предполагается, что в ходе нее будут задействованы решения, отработанные в ходе создания АПЛ 885 проекта. Это использование новой объединенной автоматизированной системы боевого управления «Округ», позволяющей с одного пульта управлять всеми боевыми и техническими системами корабля.
Будет применяться и новая гидроакустическая система, изменится конфигурация гребных винтов, что сделает АПЛ 949 проекта менее шумной в океанских глубинах.
Но, пожалуй, самые серьезные изменения коснутся набора вооружения корабля. На смену «циклопическим» «Гранитам» придут новейшие сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Оникс». По своим характеристикам «Оникс» уступает «Граниту». Но зато превосходит его по системе управления, алгоритму боевого применения, а самое главное – по весу и размеру. Как рассказали ВЗГЛЯДу в КБ Машиностроения из подмосковного Реутова, где создавались «Гранит» и «Оникс», в ракетную шахту лодки 949 проекта входят три новые ракеты «Оникс». В результате боевой потенциал корабля сразу же возрастает с 24 до 72 крылатых ракет.
Производство новых ракет ведется в России серийно. На базе «Оникса» была создана российско-индийская ракета «Брамос», для которой в России делали системы управления и двигатели. Это позволяет в случае необходимости быстро удовлетворить потребности собственного флота в новых ракетах, обеспечив тем самым сдерживание вероятного противника.