В среду президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин в своем блоге написал, что планирует создать специальные места для фото- и видеосъемок на железнодорожных объектах. Для проведения профессиональных съемок Якунин советует брать специальное разрешение. Кроме того, он считает, что представителей СМИ должны сопровождать сотрудники РЖД.
Это просто очередная глупость, с которой нам приходится постоянно сталкиваться
Напомним, что в январе прошлого года блогер Дмитрий Терновский написал, что ему удалось поговорить с Медведевым на горнолыжном курорте Красная поляна и пожаловаться на ограничения съемки на Красной площади профессиональной фотоаппаратурой.
Позже пресс-секретарь президента Наталья Тимакова сообщила, что Дмитрию Медведеву известно о запрете на профессиональную фотосъемку без разрешения на территории Кремля и Красной площади. По ее словам, президент поручил разобраться с этим вопросом.
Что же изменилось в съемках в Кремле после вмешательства в работу ФСО президента и какие последствия могут быть у решения Якунина, газете ВЗГЛЯД рассказал известный блогер и фотограф Дмитрий Терновский.
ВЗГЛЯД: Дмитрий, как вы оцениваете идею Владимира Якунина?
Дмитрий Терновский: Это абсолютно глупое предложение. Хотя бы начиная с того, что законом никаких ограничений для съемки в местах общего пользования нет. Поэтому я вообще не понимаю, зачем это было написано, зачем организовывать какие-то специальные места, когда каждый человек и так имеет полное право фотографировать и снимать там, где захочет.
ВЗГЛЯД: Независимо от того, любитель он или профессионал?
Д. Т.: Конечно. А это деление на любителей и профессионалов – еще более странное, чем предложение выделять специальные места. В этом вопросе вообще нет никакой разницы, любитель человек или профессионал. Кого это вообще должно волновать и как определять, кто есть кто?
ВЗГЛЯД: А вас не удивило такое заявление Якунина, особенно после того как президент разрешил съемку в Кремле?
Д. Т.: Видимо, не все следят за новостями.
ВЗГЛЯД: Есть ли какое-нибудь соотношение между безопасностью и съемками на объектах РЖД?
Д. Т.: Соотношения никакого нет. Просто тема безопасности единственная, за которую можно зацепиться, чтобы запрещать. Объекты можно снять на какую угодно аппаратуру, в Интернете можно найти чертежи многих вокзалов. Это просто пережиток прошлого в головах людей.
ВЗГЛЯД: Насколько сейчас популярна тема свободной съемки?
Д. Т.: Ее обсуждают на многих уровнях. Сегодня на очередной встрече с президентом я поднял тему свободной фотографии еще раз. Эта тема важна, ведь это основы гражданского общества. Если вам постоянно будут запрещать фотографировать в магазине, метро, на вокзале, то вы будете ощущать, что в этой стране вы как гражданин – никто.
ВЗГЛЯД: Что вам сказал президент?
Д. Т.: Президент, конечно же, ответил, что не могут запрещать фотографировать.
ВЗГЛЯД: Насколько свободно можно сейчас снимать объекты РЖД?
Д. Т.: В уставе РЖД, подписанном Якуниным, есть пункт, в котором говорится, что любая любительская фото- и видеосъемка не требует никаких согласований. Но это правило не работает ни на одном вокзале стране. Там любой полицейский и сотрудник РЖД может выгнать фотографа с вверенной ему территории, объясняя это тем, что снимать стратегически важный объект запрещено.
ВЗГЛЯД: Как вы считаете, какие последствия могут быть, если все же создадут специальные места для съемки?
Д. Т.: Якунин может принимать какие угодно решения. Но у нас есть закон, есть прокуратура, которая поставит все на свои места и объяснит Якунину, что он не имеет права ограничивать людей.
ВЗГЛЯД: Скажите, а после того как президент разрешил съемки в Кремле, какие-то радикальные сдвиги произошли?
Д. Т.: В общем-то, те ограничения, которые были полтора года назад, сняли. Но в то же время появились другие. Например, запрещается снимать, если это коммерческая съемка, требуют от представителей СМИ получать разрешения на съемку. О какой тогда свободе информации мы можем говорить? Ведь задача СМИ – освещать и показывать какие-то правонарушения. Допустим, фотокорреспонденты хотят снять, как директор какого-нибудь вокзала берет взятки. И что, ему на это разрешение нужно получать?