В среду президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин в своем блоге разместил пост, посвященный теме съемок на объектах железнодорожного транспорта. В нем он сообщил, что ведется работа над созданием специальных мест, в которых можно фотографировать и снимать.
Железнодорожный транспорт – это не просто антураж, в котором прикольно сфотографироваться или снять видеосюжет
«Довольно часто обращаются люди с жалобами на запреты проведения фото- и видеосъемок на объектах железнодорожного транспорта. Во-первых, съемки съемкам рознь. Одно дело – сфотографироваться для личного фотоальбома, другое – проводить съемку в коммерческих или иных профессиональных целях. Мы не запрещаем снимать для личного пользования, но только если это не нарушает правила нахождения на транспорте», – написал Якунин.
Глава РЖД отметил, что «железнодорожный транспорт – это не просто антураж, в котором прикольно сфотографироваться или снять видеосюжет». «Это сложный технологический объект, объект повышенной опасности, и поэтому здесь установлены определенные правила поведения. В случае их нарушения съемка может быть остановлена. И это не произвол железнодорожников, а норма, установленная законодательством (п. 36 постановления правительства РФ № 111 от 2 марта 2005 года)», – пояснил Якунин.
Во-вторых, по мнению Владимира Якунина, фототехника не стоит на месте. И даже подростки сейчас ходят не с «мыльницами», как раньше, а с такими на вид серьезными аппаратами, что порой бывает трудно отличить любителя от профессионала.
«Во избежание недоразумений мы прорабатываем сейчас вопрос о выделении специальных мест на железнодорожных объектах, где снимать можно. Эти зоны будут помечены спецзнаками. Что касается проведения профессиональных съемок, то на них в любом случае рекомендую получать специальное разрешение. Процедура согласования такого рода съемок с РЖД несложна», – подчеркнул глава РЖД.
По его словам, это сделано прежде всего в интересах самих фотографов, которые смогут получать доступ именно в нужные им места, в том числе на особо охраняемые и зачастую небезопасные части инфраструктуры: на платформы, в депо, в поезда, в специальные помещения вокзалов.
«Как правило, фотографов и операторов сопровождает наш сотрудник, который помогает сделать работу качественно, быстро и безопасно. И, конечно, всем любителям красивых кадров следует считаться с полицией, осуществляющей контроль за правопорядком на вверенных территориях», – сказал в заключение Якунин.
Такое решение главы РЖД многие фотографы восприняли в штыки, опасаясь, что возможность снимать на вокзалах и рельсах станет еще более проблематичной, чем сейчас. Известный блогер и провокационный фотограф Дмитрий Терновский, после беседы с которым зимой прошлого года Дмитрий Медведев разрешил съемку на Красной площади и в Кремле, назвал планы Якунина «абсолютно глупым решением».
«Человек не может ограничить или запретить то, что разрешено законом. В задачи СМИ входит освещать и показывать все, что происходит в местах общего пользования. Например, им захотелось снять, как директор какого-нибудь вокзала берет взятки. Им что, на это тоже разрешение нужно получать?» – заявил Терновский в интервью газете ВЗГЛЯД.
Что касается съемок на железной дороге в других странах, то, к примеру, в Европе запретов на них нет. Там фотографирование железных дорог повсеместно распространено, за это не задерживают и не штрафуют. А в Великобритании, на родине трейнспоттинга (вид хобби, суть которого – наблюдение за поездами, в том числе их фотографирование – прим. ВЗГЛЯД), был случай, когда официальные железнодорожные власти обратились к трейнспоттерам за информацией о локомотиве, который пропал.
Зато в Израиле любая съемка на железной дороге запрещена, все попытки жестко пресекаются исходя из требований безопасности.