«Возобладал здравый смысл»
Летчик Владимир Садовничий, отпущенный во вторник из таджикской тюрьмы, может вылететь на родину в четверг утром, сообщил РИА «Новости» посол России в Таджикистане Юрий Попов. «Сегодня вечером Владимир Садовничий прибудет в наше посольство в Душанбе, и мы хотим предложить ему в среду отдохнуть, собраться с силами и только затем улететь домой», – сказал он.
Отпустили потому, что поняли, что политические риски после заявлений представителей российского руководства резко возросли
Российские дипломаты приветствовали освобождение пилота. «В России удовлетворены тем, что при пересмотре этого одиозного дела возобладал здравый смысл», – говорится в сообщении внешнеполитического ведомства.
Позднее высокопоставленный источник «Интерфакса» в МИДе прокомментировал упреки, звучавшие в последнее время в адрес ведомства. «Хотим еще раз подчеркнуть, что сообщение и комментарии о том, что российское посольство подключилось к ситуации лишь после публикаций в СМИ в октябре этого года, – вранье и попытки заработать очки на этой ситуации», – заявил он.
«Пока многие представители различных сегментов российского общества раскручивали тему защиты нашего гражданина и откровенно занимались саморекламой, мы вместе с посольством России в Душанбе во взаимодействии с таджикским руководством целенаправленно работали для освобождения нашего соотечественника и его коллеги», – сказал источник.
#{ussr}Он отметил, что «именно в таком ключе, с пониманием ответственности за человеческие судьбы и за сохранение добрых отношений с нашими союзниками и партнерами, будем и в дальнейшем отстаивать интересы российских граждан по всему миру». «Поверьте, мы делали все, что от нас зависит, чтобы В. Садовничий вернулся на родину к родственникам, которые все это время переживали за него, надеясь на гуманный исход дела», – отметил он.
В Кремле с удовлетворением отнеслись к известиям об освобождении летчиков. Как сообщила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова, Дмитрий Медведев приветствует решение таджикского суда. «Эта ситуация была на контроле у президента. По его поручению были проведены необходимые консультации с таджикскими властями, а также предприняты все меры по защите прав российского гражданина», – заявила она.
«Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что руководство России всегда будет защищать интересы своих граждан и оказывать им необходимую помощь и поддержку в сложных ситуациях», – добавила она.
«Некрасиво, но эффективно»
Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт заявил, что удовлетворен решением суда Таджикистана об освобождении гражданина республики Алексея Руденко.
Лийви Руденко заявила, что освобождение Алексея Руденко заняло бы намного больше времени без политического давления на таджикские власти (фото: Первый канал) |
В то же время мать летчика Лийви Руденко заявила, что его освобождение заняло бы намного больше времени без политического давления на таджикские власти, хотя она находит это «некрасивым». «Я очень счастлива, что сына освободили, у меня нет слов. Мысли были разные, сердце болело, и я не знала, как там идут дела. Ждать можно было чего угодно, это было тяжелое ожидание», – заявила она во вторник в интервью сайту газеты Postimees. Лийви Руденко поблагодарила МИД Эстонии и отметила, что сын просил ее не поднимать шум. «Я с самого начала знала, что у сына проблемы, но там началось манипулирование, чтобы он никуда не обращался, – объяснила она. – Все это время Алексей говорил мне: мол, мама, не поднимай шум». «Когда Россия подняла в Интернете большой шум, молчать было ненормально, я обратилась, колеса тут же закрутились», – сказала она.
По ее словам, МИД Эстонии практически каждый день информировал ее о ситуации с сыном. «Я верила, что помогут без шума и поношения таджиков. То, что сделал наш большой сосед, – некрасиво, но это подействовало, на таджиков давили – я благодарна, потому что без этого, наверное, так быстро не получилось бы», – сказала она.
Точку ставить рано
Между тем эксперты отмечают, что несмотря на то, что подсудимых освободили, справедливым исход дела назвать нельзя.
По мнению директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, то, что летчики вышли на свободу, безусловно, хорошо, но в истории их ареста и суда над ними остается много открытых вопросов. «Я считаю, что история не закончена, тем более что их отпустили по нереабилитирующим основаниям, а у меня сложилось такое впечатление, что не было самого события преступления», – сказал он.
Эксперт также отметил, что неясной остается судьба самолетов: вернет их таджикская сторона или оставит себе. При этом он убежден, что Таджикистан, очевидно, решил отпустить летчиков только из-за жесткой позиции российских властей.
«Отпустили потому, что поняли, что политические риски после заявлений представителей российского руководства резко возросли», – сказал он.
По словам Минченко, освобождение летчиков «несколько снизит остроту» в отношениях России и Таджикистана, но безоблачными их не сделает, так как помимо «дела летчиков» есть и другие достаточно острые вопросы. В частности, вопрос с охраной границ Таджикистана и Афганистана, откуда несколько лет назад вывели российских пограничников, вопрос о правах немногочисленного русского и русскоязычного населения Таджикистана и другие.
Член Общественной палаты Мария Каннабих, входящая в Общественный комитет защиты Владимира Садовничего и Алексея Руденко, возмущена тем, что обвинительный приговор оставлен в силе. «Это безобразие, это позор и для нашей страны, и для Таджикистана. Это явно политическое и заказное дело», – сказала она газете ВЗГЛЯД, добавив, что, по ее данным, никаких оснований для обвинения в данном случае не было.
«Такое решение я расцениваю как компромиссное, поскольку полное оправдание означало бы абсолютную потерю лица таджикским правосудием, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД новый приговор адвокат Генри Резник, также входящий в Комитет защиты летчиков. – Это признание того, что суды не руководствуются законом и не обладают независимостью, и ими можно крутить, оказывается, как дышлом. Сейчас, я так полагаю, мы должны это воспринять весьма позитивно».
Сын Владимира Садовничего, тоже Владимир (фото: Первый канал) |
«Ясно было, что за такого рода деяния вообще нельзя назначать такую чудовищную меру наказания, реальное лишение свободы, если было какое-то формальное нарушение, – это, безусловно, несправедливый приговор», – отметил он.
«Если адвокат пришлет нам материалы дела, мы твердо сможем сказать, было их поведение хоть в какой-то степени упречным, либо в действительности эти обвинения были несостоятельными», – сообщил Резник.
Цена свободы
Между тем в СМИ появились свидетельства гендиректора и совладельца авиакомпании «Ролкан» Сергея Полуянова. В интервью журналу «Русский репортер» он заявил, что следователи вымогали у него взятки за задержанных членов экипажа – их выпускали по одному после очередного транша, а в качестве цены за освобождение командиров назвали продажу самолетов Ан-72, на которых они прилетели.
По словам Полуянова, в ходе торгов цена внезапно упала до одного доллара, а летчики оказались в тюрьме.
Директор называет и имя того, кто стоит за этим предприятием. Речь идет о командующем национальной гвардией Таджикистана Раджабали Рахмоналиеве, владеющем местной авиакомпанией.
Полуянов также рассказал, что судья вымогал у него взятку в 40 тыс. долларов. Со слов директора, судья рассказал, что местные спецслужбы потребовали от него назначить летчикам 10,5 лет тюрьмы, но в его силах назначить наказание в виде штрафа за вознаграждение. Деньги за мягкий приговор судья потребовал вперед.
«Дело летчиков»
Напомним, летчики авиакомпании Rolkan Investmens Ltd Владимир Садовничий и Алексей Руденко были задержаны в марте этого года после посадки их Ан-72 в аэропорту Курган-Тюбе. Самолеты возвращались из Кабула, где они производили местные авиаперевозки по заказу гуманитарных организаций. По словам пилотов, у них была устная договоренность с авиационными властями Таджикистана о транзитной посадке и дозаправке, в которых им было отказано после начала снижения. Пилоты, ссылаясь на Международный воздушный кодекс, попросили об экстренной посадке, в которой им не могли отказать. Командиры самолетов опасались, что топлива на обратный путь до аэропорта Кабула может не хватить.
После приземления пилоты были задержаны, их поместили под домашний арест в одной из гостиниц. В течение двух месяцев члены экипажей были отпущены на свободу, а командирам – Руденко и Садовничему – были предъявлены обвинения в незаконном пересечении государственной границы и контрабанде. Предметом последней, по мнению таджикских властей, стал разобранный авиационный двигатель, находившийся на борту одного из самолетов.
В начале ноября решением суда пилоты были приговорены к 8,5 годам тюрьмы, а самолеты Rolkan Investmens Ltd – конфискованы в пользу государства. Москва, комментируя приговор, назвала его «политизированным», пригрозив Душанбе серьезным ухудшением отношений. В частности, в России не исключали, что в отношении Таджикистана могут быть введены санкции, которые в первую очередь коснутся работающих на российской территории таджикских мигрантов. После таких заявлений Душанбе смягчил свою позицию. Уже 11 ноября президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил о готовности урегулировать ситуацию с Садовничим и Руденко.
Во вторник Кассационная комиссия уменьшила их срок заключения с первоначальных 10,5 лет заключения до 2,5 лет каждому. Прокурор потребовал назначить пилотам наказание в виде двух лет лишения свободы по статье «Нарушение воздушного пространства», полтора года – по статье о нарушении правил полетов, но по совокупности – 2,5 года. В итоге им изменили наказание на два с половиной года, из которых зачли полгода, проведенные в тюрьме, а остальные «списали» по амнистии, которая объявлена в стране до 1 декабря.