Генпрокурор Юрий Чайка поручил прокурорам провести проверку использования зданий школ и детских садов после того, как в ряде регионов были выявлены случаи размещения в школах саун и общежитий для рабочих, сообщает во вторник ИТАР-ТАСС со ссылкой на официального представителя Генпрокуратуры Марину Гридневу.
«За последние месяцы в ряде регионов России выявлены случаи нецелевого использования помещений дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений, в том числе под размещение саун, тренажерных залов, а также для проживания рабочих», – сказала Гриднева.
По ее данным, проверки в Архангельской области и Санкт-Петербурге выявили факты проживания в детских садах «строителей и других рабочих». А в одной из московских школ прокуроры обнаружили действующую сауну.
О том, что толкает директоров образовательных учреждений на нецелевое использование вверенных им помещений и как с этим можно бороться, газете ВЗГЛЯД рассказала член комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина.
Дети не всегда задумываются о том, почему им приходится учиться рядом с сауной (фото: ИТАР-ТАСС) |
ВЗГЛЯД: Любовь Николаевна, насколько распространена в России практика нецелевого использования помещений детских садов и школ?
Любовь Духанина: Думаю, оценить ее количественно на сегодня невозможно. Никто такой анализ не проводил – ни регионы, ни в целом по стране. Но могу сказать, почему школы на это шли раньше и местами эта практика продолжается до сих пор.
ВЗГЛЯД: Почему же?
Л.Д.: Это дополнительный источник финансирования для школ. Как только школы будут иметь достойный уровень финансирования и все кабинеты будут обеспечены современным оборудованием, думаю, у школ не будет необходимости зарабатывать таким образом дополнительные деньги.
Количество детей растет, и я думаю, что эти площади скоро понадобятся
ВЗГЛЯД: Чем вредна такая практика?
Л.Д.: Она приводит к сокращению помещений, которые реально используются в образовательных целях. В условиях демографической ямы, когда количество детей сократилось, в школах действительно оказались высвободившиеся площади. Но сейчас количество детей растет, и я думаю, что эти площади скоро понадобятся для ведения образовательной деятельности.
ВЗГЛЯД: Если говорить о детских садах, то там в настоящее время избытка площадей нет. Наоборот, чувствуется их нехватка. Как же там умудряются использовать помещения не по назначению?
Л.Д.: Про детские сады удивительная информация. Вся страна говорит о серьезной нехватке мест в дошкольных детских учреждениях. И если детсад не берет дополнительно детей, а на самом деле сдает помещения в аренду, здесь должен встать вопрос об ответственности руководителя образовательного учреждения.
ВЗГЛЯД: Какие меры нужно предпринять, чтобы все образовательные учреждения использовали свои помещения по назначению, то есть в образовательных целях?
Л.Д.: Думаю, что учредитель школ и детских садов – в большинстве случаев это государство – должен просто запретить нецелевое использование помещений.
ВЗГЛЯД: То есть прописать такой запрет законодательно?
Л.Д.: Директор школы – это человек, который нанимается учредителем на работу по контракту. И, я думаю, учредитель может прописать в разделе «полномочия» невозможность для директора ведения какой-либо дополнительной финансовой деятельности, кроме деятельности, связанной с процессом образования.
Но одной этой мерой ограничиваться нельзя. Параллельно нужно увеличивать финансирование детсадов и школ, чтобы у них не было потребности сдавать свои помещения в аренду за деньги.