Поменяли подлодку
Теперь началось совмещение ракеты и подводной лодки. Пусть встретятся и обнимутся
Стартовой платформой для испытательных пусков ракеты «Булава» станет подводный ракетоносец четвертого поколения «Юрий Долгорукий», сообщил в четверг «Интерфаксу» генеральный конструктор Московского института теплотехники, разработчик ракеты Юрий Соломонов.
«Базовым подводным крейсером для проведения подобных работ, будет, конечно, «Юрий Долгорукий», а также все лодки этого семейства по мере их ввода в строй, потому что они тоже должны аттестовываться пусками «Булавы». Если первый в этом году испытательный пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» будет отработан успешно, все дальнейшие пуски будем проводить с него», – заявил Соломонов.
Напомним, что все 14 предыдущих испытательных пусков «Булавы» были проведены с АПЛ «Дмитрий Донской», специально переоборудованной под снаряд. Из них семь признаны успешными или частично успешными, остальные – аварийными.
«Возвращаться к пускам с борта АПЛ «Дмитрий Донской» смысла нет. Мы его уже использовали для этих целей, и это было «пионерское» решение, так как наземный стенд приказал долго жить, и для его реализации требовались огромные средства, которых просто не было, – объяснил Соломонов. – Может быть, в процессе контрольных отстрелов при решении каких-то дополнительных специальных задач «Дмитрий Донской» будет использоваться в качестве пускового стенда, поскольку там все приспособлено для проведения этих пусков», – добавил он.
Член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин полагает, что переход к испытаниям с «базового» корабля говорит о том, что процесс по принятию на вооружение «Булавы» близится к концу, но говорить о сроках, когда «Булава» будет реально использоваться в вооруженных силах, пока рано. «Идет процесс. В конечном счете ракета встанет на вооружение, но когда конкретно это произойдет, неизвестно, – рассказал эксперт газете ВЗГЛЯД. – Ракета установлена на тот ракетоносец, который был для нее предназначен, под нее сделан и оборудован – это говорит хотя бы о готовности подлодки, что АПЛ прошла ходовые испытания. Теперь началось совмещение ракеты и подводной лодки. Пусть встретятся и обнимутся», – подытожил Ионин.
Отметим, что на стапелях «Севмашпредприятия» в Северодвинске сейчас строятся серийные корабли проекта 955, однотипные с «Юрием Долгоруким» – «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Планируется также строительство стратегического крейсера «Святитель Николай». Ракетоносцы получат на вооружение межконтинентальную баллистическую ракету «Булава».
Всего, согласно государственной программе вооружения, до 2017 года планируется построить восемь кораблей проекта 955.
Между тем Соломонов исключил возможность использования «Булавы» как наземного ракетного комплекса. «Если говорить о том, чтобы взять в целом ракету «Булава» и использовать ее для наземного базирования, то это просто глупость. Никто об этом не говорит», – заявил генконструктор.
Бесконтрольное производство
Юрий Соломонов также рассказал журналистам о причинах неудачных пусков «Булавы». Конструктор в очередной раз отметил, что осечки вызваны не конструктивными ошибками, а отсутствием должного контроля за ее производством.
«То, с чем мы столкнулись при анализе отказов, свидетельствует о том, что в ряде случаев отсутствует необходимый контроль над выполнением тех или иных операций. И это явление простирается вглубь кооперации, к предприятиям, которые находятся в самом низу», – посетовал Соломонов.
По его словам, по результатам работы комиссии ВПК, которая разбиралась в причинах неудачных пусков, ни одного болта, ни одной гайки в ракете мы не меняли. «Конструктивно она осталась абсолютно неизменной», – подчеркнул генконструктор.
Соломонов отметил, что сейчас определенные меры в этом направлении приняты, но нельзя сказать, что они исчерпывающие. «За последние годы были утрачены контрольные функции, которые раньше выполняла военная приемка, отделы технического контроля, которые всегда были гарантом довольно высокого качества. В определенный момент роль военных представительств оказалась низведенной до минимума, и ситуация не меняется к лучшему, – отметил генконструктор. – Потребуются значительные усилия по восстановлению статуса военной приемки, по крайней мере, в том виде, каким он был лет 7–10 назад».
Неуязвимые ракеты
#{smallinfographicleft=424488}Генконструктор в четверг сделал громкое заявление о том, что в России разработаны неуязвимые для ПРО ракеты. По словам Соломонова, уникальные ядерные боеголовки смогут преодолеть все существующие и перспективные системы противоракетной обороны.
«В 2010 году мы провели уникальную работу, позволившую сделать принципиально новый шаг в создании нового типа боевого оснащения, которое является результатом интегрирования боевого оснащения баллистического типа с индивидуальными средствами его разведения взамен так называемого «автобуса» на боевых ракетах», – сказал Соломонов.
По его словам, эта разработка «поставит вообще точку на всех разговорах относительно нашей борьбы с несуществующей системой противоракетной обороны предполагаемого противника».
Соломонов отметил, что «почти 30 лет назад мы говорили о возможности реализации такой схемы боевого оснащения, как о научной фантастике». «И вот в прошлом году мы эту научную фантастику впервые воплотили с положительным результатом в жизнь», – похвастался генконструктор и пояснил, что теперь «ракета, как единое целое, практически перестает существовать по завершении работы последней маршевой ступени». «Как известно, существующая ракета имеет огромный участок разведения боевых блоков для того, чтобы иметь определенные возможности по поражению в случае применения разделяющейся головной части одной ракеты нескольких целей, удаленных на значительное друг от друга расстояние», – сказал генконструктор. По его словам, «теперь задача заключается в том, чтобы эта идея была адаптирована уже к существующим ракетам и ракетным комплексам».
Для отработки нового боевого оснащения будут использоваться экспериментальные ракеты «Тополь-Э».
Чем больше, тем лучше
На пресс-конференции Соломонов отметил, что Россия в ближайшие годы должна радикально увеличить объемы производства межконтинентальных баллистических ракет для сохранения потенциала стратегических ядерных сил. «У нас в распоряжении два года для того, чтобы быть в состоянии, исходя из реализации программы подготовки производства, подготовить всю кооперацию к возможности изготовления большого количества изделий. В разы больше, чем это делалось раньше», – сказал он.
Соломонов напомнил, что в последние десять лет в России производилось от шести до 10 ракет в год, при этом планы по увеличению объемов производства стратегических ракет могут быть и не выполнены.
«Все это упирается, применительно к предприятиям с акционерной формой собственности, в решение задачи выделения им инвестиций. При этом нормативно-техническая база – так, как она трактуется чиновниками – не позволяет решить эту задачу. Если она не будет решена, можно однозначно сказать, что задача по значительному увеличению объема выпускаемой продукции к 2013 году также выполнена не будет», – сказал генконструктор.
По его словам, возможности Воткинского завода, где сегодня собираются ракеты «Тополь-М» и РС-24, позволяют нарастить производство ракет. Он напомнил, что в период с 1980-го по 1987 год этот завод в отдельные годы изготавливал в год до 120 баллистических ракет «Пионер». «Из этого следует, что производственные мощности завода, безусловно, позволяют реализовать, исходя из его потенциала, изготовление существенно большего количества ракет, чем это было в предыдущие 10 лет», – сказал Соломонов.
В то же время Соломонов считает, что России на данный момент нецелесообразно создавать новую тяжелую стратегическую ракету взамен снимаемых с боевого дежурства самых мощных в мире жидкостных ракет РС-20 «Воевода» (по классификации НАТО Satan). «Можно абсолютно четко констатировать, что ни международно-правовых, ни военных, ни экономических, ни научно-технических, ни производственно-технологических предпосылок для создания подобного рода ракет на сегодняшний день не существует», – заявил генконструктор.
«Ясно, что подобного рода ракеты не могут рассматриваться как стратегическое вооружение, применяемое в ответных действиях, в силу того, что живучесть шахтных пусковых установок, по оценкам центральных институтов Минобороны, недопустимо мала», – сказал генконструктор. Кроме того, отметил он, разработка тяжелой ракеты «противоречит, прежде всего, духу и тенденциям переговорных процессов, которые ведутся в этой области».
«Напомню, что в договоре СНВ-1, хотя он юридически прекратил свое существование в декабре позапрошлого года, было запрещено изготавливать, проводить испытания и развертывать тяжелые ракеты нового типа. Почему? Потому что это фактор дестабилизации в отношениях между государствами», – сказал генконструктор. Он отметил также, что при разработке новой тяжелой ракеты не будут востребованы инновационные технологии.
«Это один из ярчайших примеров тиражирования тех технологий, которые относятся к последней четверти двадцатого века. Ничего нового предложить для такой ракеты-носителя нельзя, а то перспективное, что может быть придумано для боевого оснащения, уже реализовано на ракетах другого класса и не является прерогативой этой разработки», – сказал Соломонов.