Военно-морской флот России приступил к определению мест базирования двух вертолетоносцев типа «Мистраль», которые планируется приобрести у Франции в первую очередь.
Такой корабль нам нужен, на Дальнем Востоке он просто необходим
«Представители главкомата ВМФ посетили базы Северного и Тихоокеанского флотов, где изучили условия для размещения вертолетоносцев типа «Мистраль», – приводит «Интерфакс» слова источника в Главном штабе ВМФ.
Он сообщил, что члены комиссии, побывавшие во Владивостоке, доложили, что первый вертолетоносец может базироваться на главной базе Тихоокеанского флота, но только после проведения комплекса работ по подготовке соответствующей инфраструктуры.
О том, что в первую очередь «Мистраль» получит Тихоокеанский флот, еще в июне заявлял начальник Генштаба РФ Николай Макаров: «Такой корабль нам нужен, на Дальнем Востоке он просто необходим», – подчеркнул он, добавив, что корабли подобного класса особенно востребованы в районе Курильской гряды, которую сейчас «вообще защитить нечем». «Там раньше была армия. Теперь там никого нет, и чтобы закрыться, нам нужны мобильные средства для того, чтобы в нужное время быстро доставить десант», – приводило слова Макарова РИА «Новости».
Второй вертолетоносец типа «Мистраль», возможно, будет располагаться в Североморске, войдя в состав Северного флота.
«Эти корабли будут привлекаться для проведения десантных, миротворческих и спасательных операций. Кроме того, вертолетоносцы могут использоваться для борьбы с пиратами в Индийском океане», – предположил источник.
#{smallinfographicleft=396103}Представитель Главного штаба ВМФ отметил, что «Мистрали» во Владивостоке и в Североморске будут нуждаться не только в специальных пирсах, но и в обеспечении противолодочной и противовоздушной обороны. Соответственно, для их защиты потребуются корабли охранения типа фрегат и корвет.
В то же время, как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источники во флоте, единственный авианесущий крейсер Северного флота «Адмирал Кузнецов» сейчас вынужден простаивать у заводского пирса под Мурманском, поскольку не имеет другого штатного места. Нет спецпирса для вертолетоносца и на Дальнем Востоке.
Напомним, в конце прошлого года Россия и Франция официально объявили о сделке по «Мистралю».
«Президент России Дмитрий Медведев информировал президента Французской Республики Николя Саркози о том, что в рамках международного тендера на поставку двух десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД) для Минобороны России, объявленного 5 октября с.г., российские власти сделали выбор в пользу предложения, представленного консорциумом, состоящим из французской компании DCNS и российского ОАО «ОСК», – говорилось в сообщении пресс-службы Кремля, распространенном 24 декабря.
При этом отмечалось, что «на начальном этапе предложение консорциума предусматривает совместное строительство двух кораблей этого типа с последующим производством двух дополнительных единиц». В итоге два десантных корабля-дока типа «Мистраль» будут строиться в Сан-Назере (Франции) и два – по лицензии – в России.
Как уточнил тогда официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Рябов, «уже с первого корпуса российские специалисты будут участвовать в работах по строительству корабля, которая начнется в 2011 году. Объем работ для российской стороны определен в 20%. В дальнейшем локализация проекта для России будет увеличиваться», – отметил он.
Вертолетоносцы класса «Мистраль» на территории России будут строиться на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге.
Кстати, как стало известно в среду, специально для строительства «Мистралей» на острове Котлин судостроительным заводом «Адмиралтейские верфи» будут возведены новые промышленные площади.
«Принято принципиальное концептуальное решение строить корабли типа «Мистраль» на острове Котлин в Санкт-Петербурге», – сообщил источник РИА «Новости» в оборонно-промышленном комплексе (ОПК).
Еще летом 2010 года правительство Санкт-Петербурга и ОСК подписали соглашение о переносе мощностей «Адмиралтейских верфей» с Ново-Адмиралтейского острова в Кронштадт, на остров Котлин. Этот проект позволит реализовать планы по созданию современного универсального судостроительного комплекса с сухим доком на западе страны. В то же время в центре города освободятся территории площадью около 17 га для создания жилых, коммерческих и социальных объектов.
30 декабря стало известно, что первый вертолетоносец «Мистраль» может обойтись России в 720 млн евро. Второй построенный на французских верфях корабль этого типа будет стоить уже дешевле – порядка 650 млн евро. Но в любом случае это больше той суммы, в которую «Мистраль» обходится французам. По неофициальным данным, в том числе по сообщениям французских СМИ, стоимость одного корабля составляет порядка 600 млн евро.
Однако ранее в декабре источник газеты ВЗГЛЯД в военно-промышленном комплексе России сообщил, что Франция запросила за «Мистраль» 700 млн евро. Тот факт, что цена явно растет, по мнению источника, указывает на то, что повышается и вероятность того, что корабль россиянам все же продадут вместе с его самой ценной составляющей, то есть с боевыми системами.
Источник в ОПК объяснил, что уменьшение стоимости второго корпуса связано с увеличением доли российского участия в строительстве. Если при строительстве первого корабля доля РФ определена в 20%, то при строительстве второго она может достичь 40%. Представитель оборонно-промвшленного комплекса также заметил, что стоимость строительства третьего и четвертого корпусов в России во многом будет зависеть от выбора верфей.
«Мистраль» – многоцелевой десантный вертолетоносец. Согласно основным тактико-техническим характеристикам, приведенным на портале Warships, его длина по ватерлинии – 189 м, максимальная – 199 м, ширина – 32 м, осадка – 6,2 м. Водоизмещение: стандартное – 16500 т, полное – 21300 т, при заполненном доке – 32300 т. Скорость: 18,8 узлов. Дальность плавания: 10800 миль на скорости 18 узлов, 19800 миль на скорости 15 узлов. Вооружение: 2 ПУ ЗРК Simbad, 2 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 12.7-мм пулемета Браунинг. Авиация: до 16 вертолетов – стандартный состав авиагруппы 8 десантных вертолетов NH90 и 8 штурмовых вертолетов Тигр. РЛС: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250 , РЛС обнаружения целей MRR3D-NG. Экипаж: 160 человек (20 офицеров) + 450 человек десанта (кратковременно возможно принять на борт до 900 человек) и 150 человек штабного персонала.